В Бурятии отмечают 70-летие Бальжинимы Доржиева

Большинство лучших спектаклей бурятского театра драмы в течение 20 лет с 1989 по 2011 годы связаны с именем Бальжинимы Доржиева
265

Нет необходимости говорить о том, что театр - искусство синтетическое и что спектакли создаются коллективом. Открыв любую театральную программу, мы обязательно рядом с именами драматурга, режиссера, композитора, актеров увидим имя художника.  Театральный художник всегда равноправно входит в этот ансамбль, хотя принято говорить, что основным выразителем идей и мыслей спектакля является актер.

Основное требование к работе театрального художника – оформление должно наилучшим образом выразить идеи и замыслы драматурга и режиссера  через окружение вещей, предметов материального мира, т.е. создание «удобной» декорации.   Они  сами должны «играть» параллельно с актерами.

Большинство лучших спектаклей бурятского театра драмы в течение 20 лет с 1989 по 2011 годы связаны с именем Бальжинимы Доржиева, именно здесь и в эти годы ярче всего раскрылся его разносторонний талант.

Доржиев Бальжинима Доржиевич – член Союза художников России, «Заслуженный художник России», народный художник Бурятии, лауреат Государственной премии Республики Бурятия, живописец и график, один из ведущих профессиональных театральных художников Республики. Родом из  села Улаан Булаг Агинского национального округа,  родился он  70 лет тому назад  24 декабря  в день Бальжинимы, что в переводе с тибетского означает «Солнце счастья или хозяин великолепия и счастья». И не зря родители дали ему имя Бальжинима.

«Стать художником я мечтал с детства, -  вспоминает Бальжинима Доржиевич.  Рисовал я всегда хорошо, а живопись вообще просто притягивала. Поэтому сразу после школы  поступил на декоративно – оформительское  отделение  Иркутского училища искусств.  После окончания поехал получать высшее образование в Ленинград, поступил в Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Репина  Российской Академии художеств, который окончил в 1981 году.

 

 

Несмотря на то, что Ленинград всегда был культурным центром России, одним из самых старейших и красивейших городов, и была возможность остаться там, художник возвращается домой в Улан-Удэ. В первые годы занимался в основном живописью, хотя была у него мечта – попробовать себя в качестве художника-декоратора в кино или в театре. Но возможности воплотить ее в реальность не было».  Бальжинима много работал, свои картины выставлял в музеях города и за пределами республики. На одной из таких выставок его работы вызвали интерес, поступило предложение  сделать пробные декорации к новому спектаклю «Плач кукушки» по  пьесе Ю.Кима.  «Премьера спектакля имела огромный успех - продолжает  Бальжинима.  Мои декорации всем понравились. Я думаю, это неспроста. Не зря же учился целых 10 лет, постигал живопись, архитектуру, рекламу, шрифты. Меня пригласили поработать в команде театральных художников-декораторов, взяли  на испытательный срок».  Так с 1989 года началось сотрудничество художника с Бурятским театром драмы.

В 1991 году был назначен главным художником театра. Эта работа потребовала от уже сложившегося мастера постижения новой специфики театрального искусства. Театр заставляет художника жить интенсивной напряженной жизнью. Альянс драматурга и режиссера, сценография талантливейшего художника Бальжинимы Доржиева помогают появиться очень светлому в человечности своей произведениям театрального искусства, которые способны в наши дни привести зрителей к редкому явлению – катарсису, очищению души. И потому по окончании спектакля зрители, полные благодарности за богатство чувств и мыслей, порожденное в их душах, стоя долго аплодируют не только актерам, но и всем ее создателям.

В активе Бальжинимы Доржиевича около 40 спектаклей, которые в разные годы шли на сцене театра, в том числе наиболее значимые, имевшие общественный резонанс: «Месяц печальный в окне» С.Лобозерова, «Мои деревенские чудаки», « Почем воз дров?», « Толдой-сын Болдоя»- комедии  Б-М.Пурбуева, «Простодушная Эрендира» по Маркесу, «Самоубийство влюбленных» Тикамацу, «Гэсэр хан» Н.Дамдинова, «Король Лир» В.Шекспира, «Слуга двух господ» К.Гольдони,«Похищенное счастье» Д-Р.Батожабая, «Чингисхан» Б.Гаврилова,  «Встретимся в той жизни» С.Эрдэнэ, «Бальжин хатан» Д.Эрдынеева, «Путь к просветлению» Ц.Бальжанова и А.Вязниковцева, «Гроза» Цао Юя.

Одним  из шедевров философского осмысления и современного образно-пластического решения  стал спектакль «Похищенное счастье» по роману Д. Батожабая (1997 год)  в художественном оформлении Бальжинимы Доржиевича.  Огромный на всю сцену круг –чакра - Сансарын хурдэ, колесо жизни, колесо времени, колесо судьбы или колесо от телеги становится многозначным  символом, вокруг которого или на нем совершаются все действия спектакля.

Очень неординарным было художественное решение в спектакле «Хойто наhандаа уулзахабди» монгольского драматурга С.Эрдэнэ.  Режиссеру и художнику удалось найти верное равновесие и взаимодействие между игрой актеров и «игрой декораций».

На сцене огромные ступни скульптуры божества, вершина которой теряется за облаками. Человеческие судьбы, рождения, любовь,  трагическая гибель целых народов, расстрелянных, уничтоженных – все происходит у подножия божества.

В канун празднования 60-летия Победы состоялась премьера спектакля «С.С.С.Р.» Г.Башкуева, который имел грандиозный успех зрителей всех поколений. Постановку осуществили режиссер, заслуженный деятель искусств России В.Кондратьев и художник – постановщик, заслуженный художник России Б.Доржиев.

Мастерски оформленная сцена помогает режиссеру и артистам добиваться выразительности, а зрителю - лучше воспринимать происходящее. Актеры через сценическое оформление почувствовали дух военного времени, показали высокую правду, с которой стараются жить. Зритель помнит, какой эффект произвел на них танк, что появился на сцене, а затем и бульдозер. За спектакль «С.С.С.Р.» Г.Башкуева Бальжинима Доржиев по праву в составе творческой группы удостоен звания лауреата Государственной премии Республики Бурятия. Это о многом говорит и многому обязывает.

Интересны и необычны сценография спектаклей «Утиная охота» А.Вампилова, «Бальжин хатан» Д.Эрдынеева, «Чайка» А.Чехова. Известный московский критик И. Мягкова на обсуждении спектакля «Чайка» отметила присущий художнику «действительный максимализм», т.е. все детали сценографии очень точно выверены, отобраны, ничего нельзя ни убавить, ни прибавить. По ассоциации И.Мягкова сравнила сценографию к спектаклю с волной бессмертного японского художника Хокусая.

« Идеи художник находил  буквально повсюду.  Например, декорации к спектаклю «Эхэ» он нашел в одном из журналов по интерьеру. Автор показывал там интересное дизайнерское решение своей квартиры. Посмотрев на фотографии, я сразу понял, как должна выглядеть квартира героев драмы, - рассказывает художник. – Я сделал ее в стиле минимализм с восточной японской тематикой. Внутри только столик и кровать. А самое главное, я поставил ее на 4 колесика. По сторонам вместо стен повесили шторы. Каждая сторона – грань жизни. Например, на одной из стен я сделал решетку. Сначала она может показаться как элемент декора, а если повернуть ее лицом к зрителю, будет тюрьма. Вообще, мне всегда больше нравились фантазийные вещи, а не классические». 

Бальжинима Доржиев – великолепный дизайнер. Проведение мероприятий,  посвященных празднованию Сагаалгана, оформление сцены, фойе, зрительного зала, приуроченных  различным  праздникам, юбилейным  мероприятиям, концертам – вся волнующая, торжественная, праздничная обстановка, настроение зрителей,  царящие в театре - все это зависело от таланта, фантазии и мастерства главного художника. 

Высокий эстетический вкус отличали рекламную продукцию театра, художественный и театральный плакат Доржиева. Все театральные афиши тех лет, автором которых являлся Бальжинима Доржиевич, всегда вызывали интерес зрителей, будь это на гастролях по районам республики или по городам России во время гастролей во Францию, Монголию,  Москву, Брест, Барнаул, Иркутск, Читу. Гости, приезжавшие из разных городов (Новосибирск, Красноярск, Иркутск. Абакан, Москва, Санкт-Петербург и др.) на фестивали «Сибирский транзит», «Лики Чингисхана» единодушно отмечали высокую культуру фестивальной полиграфической продукции – плакатов, буклетов, а также оформление театра и прилегающей территории, которые отличались красочностью и оригинальностью.

Встречая 70, 75, 80 –летний юбилеи, театр выпускал красочные юбилейные альбом-книги «ГБАТД им. Х.Намсараева. Время, события, люди». Художественное оформление всех изданий  выполнено главным художником театра Б.Д.Доржиевым.

Кроме декораций, рекламной продукции Бальжинима Доржиев разрабатывал  и костюмы для актеров.  За  свою творческую жизнь  в театре  сделал декорации и костюмы к более 40 спектаклям. На то, чтобы полностью подготовиться к спектаклю, сделать необходимые декорации и костюмы уходит месяц, а то и больше. При этом нужно постараться сделать так, чтобы и режиссер и актеры были довольны. Во-первых, все должно быть красиво и удобно. Во-вторых, выдержано в общем стиле и образе, выполнить все требования с первого раза не всегда получается.

«Я несколько раз хотел уйти из театра, - делится Бальжинима Доржиевич. – Эта работа отнимает много времени и сил. Времени на живопись практически нет. Тем не менее, я всегда возвращался. Когда мне говорили, что «театр – это заразно», я не верил. Но теперь знаю - это правда. В театре совершенно особенная атмосфера веселья и праздника. Ею действительно заражаешься! Чтобы работать в таком месте, нужно много работать над собой: много читать и рисовать. Не стоять на месте и постоянно совершенствоваться».

Кроме театра, которому посвящаются практически все творческие помыслы и который поглощает все время театрального художника, Бальжинима все равно не забросил живопись. В 2001 году в музее имени Ц.Сампилова он открывает огромную персональную выставку, состоящую почти из 100 работ. В музее истории города была открыта выставка под названием «Улаан Булаг» («Красные Ключи»), по названию своего тоонто – малой родины, что недалеко от Согто Хангила. В работах о родной природе оживают люди, цветы, растения, животные, бегущие лошади. Особое место в творчестве художника занимают работы «Буха нойн», «Монгольская актриса», «Бальжин хатан», именно эта троица  на всех выставках вызывает восхищение зрителей. «Жаранай дабаан» («60-летний перевал»), «Табан хушуу мал».

В 2009 году в Новосибирске проходила 10-я зональная выставка «Сибирь». На нее съехались все известные художники и скульпторы - всего около 500 человек. Туда он привез две картины: «Медитация» и «Зэгэтэ аба» - последняя рассказывает о традициях национальной бурятской охоты. Работы сразу заметили и признали одними из лучших. Работы  художника находятся в музеях Бурятии, Читы, Якутска, Монголии, в частных коллекциях Голландии, Франции и Германии.  

После ухода из театра Бальжинима Доржиевич полностью занят творчеством, ведь совмещать работу главного художника национального театра и заниматься творчеством было очень трудно из-за нехватки времени. Ныне много ездит на разные плэнеры, которые проводились в Италии, Китае, Монголии, в пустыне Гоби.  Считает,  что такие поездки обогащают, дают новые темы и сюжеты будущих работ. С работами последних лет «Дички», «Девушка с лошадью», «Запахи детства» и другими принимает участие на различных  зональных и региональных выставках в Иркутске, в Улан-Удэ. Но особое волнение испытал,  когда у себя на родине  в Агинске он открывал  огромную персональную выставку, состоящую почти из 100 работ.  Выставка еще раз подтвердила, что его не зря  называют креативным художником, постоянно ищущим, пробующим себя в разных жанрах. Кроме традиционных работ по акварели, масляными красками теперь создает работы из металла: «Коррида» наполовину «соткана» из мелких гвоздей, из железа «слеплены» и флэш-часы, «Степной эрос», «Звездное небо» и др.

 

Счастлив Бальжинима и в семье. С женой  Риммой Содномовной, уроженкой Хоринского района, учились в одной группе иркутского училища искусств. Римма Содномовна – мастер по гобелену – заслуженный художник РБ, одна из исполнителей знаменитого занавеса из конского волоса,  что в театре бурятской драмы. Гобелены украшают интерьер национальной  и юношеской библиотек, ДК железнодорожников г. Улан-Удэ, хранятся в фондах  этнографического и национального музеев,  работы выставлялись на региональных, союзных, зарубежных выставках.

Сын  Зорикто Доржиев закончил отделение живописи Красноярского художественного института искусств, сейчас  художник уже с мировым именем. Работы его выставляются  во многих городах и странах, в Москве изданы  несколько художественных иллюстрированных альбомов как  «Зорикто» и «Степная история» с предисловием профессора Роберта Турмана - Президента «Тибет-Хаус» (США).

 70 лет - только начало зрелости.  Вступает в этот период жизни таким же энергичным, с неиссякаемым чувством юмора, легким в общении,  Бальжинима говорит:

«Я думаю, что созрел как художник со своим представлением о жизни, со своей точкой зрения на окружающий мир. Хочется, чтобы мои работы каждый раз заставляли взглянуть на жизнь по-новому, в ярком и ясном разнообразии цветов и красок».

 Коллектив Бурятского драматического театра имени Хоца Намсараева поздравляет  с юбилеем нашего друга, коллегу   желает  крепкого здоровья, чтобы все  оригинальные  идеи  и замыслы нашли  свое воплощение  в новых живописных полотнах!

Читайте также