К 75-летию со дня рождения народной артистки России Нины Токуреновой

24 января исполняется 75 лет блистательной артистке Буряад театра Нине Токуреновой.
Валентина Бабуева, заведующая музеем Бурятского академического театра драмы имени Хоца Намсараева, заслуженный работник культуры РФ, кандидат культурологии
201

Звания и регалии:

1976 год – «Заслуженная артистка Республики Бурятия»

1981 год – «Народная артистка Республики Бурятия»

1987 год - Нагрудный знак «Отличник культуры СССР

1994 год – «Заслуженная артистка Российской Федерации»

1995 год - Лауреат Государственной премии Республики Бурятия

2002 год – «Заслуженный работник культуры Монголии»

2003 год – «Народная артистка Российской Федерации»

Нина Гармаевна Токуренова, одна из ведущих актрис, имя которой широко известно в республике, зрителям России и Монголии. Родилась 24 января 1946 года. Уроженка далекой горной Оки, в 19 лет окончила режиссерский факультет института культуры г. Улан-Удэ (ныне ВСГАКИ). Дипломный спектакль «Соелма, Баташулуун» по пьесе Чойжинима Генинова, поставленный в Барагханском народном театре, на всесоюзном конкурсе в Красноярске и на республиканском конкурсе занял первое место.

В 1967 году была принята в бурятский театр, сразу была введена на роли основного репертуара. Почти 50 лет творческая судьба Нины Гармаевны была связана с театром, сыграно более 140 ролей. Первой большой ролью была роль Должод в спектакле «Сэрэмпэл» по Х. Намсараеву в постановке Буянто Григорьевича Аюшина. К особо значимым ролям относятся красавица Оливия в «Двенадцатой ночи» В.Шекспира, богиня Гера в «Не бросай огонь, Прометей!», Юленька в «Доходном месте» А.Островского и многие другие.

Коронной стала всем известная ее Пяглай в «Будамшуу» Ц.Шагжина. За эту роль Нина Гармаевна удостоена звания Лауреата Государственной премии Бурятии. Первой исполнительницей этой роли в 50-60-е годы была знаменитая Найдан Гендунова, после такой великолепной исполнительницы

трудно было найти новое прочтение роли. Токуреновой удалось удивить зрителя новизной и оригинальностью трактовки, актриса роль «повернула» на себя, на свой еще молодой возраст и сделала все возможное, чтобы быть кокетливой, поющей, танцующей и даже обольстительной. Нина Гармаевна была удостоена именной премии Найдан Гендуновой, учрежденной администрацией Джидинского района. Известный московский критик Андрей Караулов отозвался что «это выдающееся исполнение роли актрисой».

Другая работа Нины Гармаевны – роль роли царицы Зэлмэ хатан в спектакле «Бальжан хатан» Доржи Эрдынеева была особо отмечена другим московским критиком Николаем Жегиным - «за глубокое проникновение в суть этого сложного образа, за создание богатой театральной ткани». В исполнении Токуреновой интерпретация этого образа - с одной стороны родовитая аристократка, умная, сильная личность с утонченными манерами, возвышенными чувствами, с другой - жестокая, коварная, изломанная жизнью женщина, расставляющая сети врагам своим, и сама же попадающая в эти силки.

Национальным колоритом и духом, особой пластикой наполнен образ свахи Сэндуухэй в спектакле «Болдой, сын Толдоя» в постановке Соднома Хажитова. При создании этого образа проявились прекрасные вокальные возможности актрисы. К фольклорным образам, созданным Ниной Токуреновой, относится и толстая, капризная Обоодой - жена богача Орбондоя (заслуженный артист России Олег Бабуев) в спектакле «Амиды зула» по пьесе Доржи Сультимова. В исполнении Нины Токуреновой роль доведена до гротеска, по жанру это роль – бурлеск.

Особое значение имеет в творчестве Нины Токуреновой тема Матери.

Неизбежны слезы сострадания к матери из моноспектакля «Эхын дуудалга», написанном Балданом Ябжановым специально для Нины Токуреновой. Редкий случай, когда на конкретное исполнение пишется пьеса, ставится спектакль. Это говорит о признании творческого потенциала, силы актера, о вере в нее как мастера. Все дальше уходит от нас война.

Материнская тоска и печаль по погибшим сыновьям постоянно живет в сердце 97-летней Долгор хүгшэн. И настолько сильна и глубока душевная рана, что Долгор уходит из дому на «последнюю» встречу с ними на свое родовое тоонто. Благодаря усилию души матери «приходят» сыновья в родной дом, чтобы повести неторопливый разговор о своих судьбах на войне.

Актриса с честью оправдала доверие драматурга, сумела передать зрителям свое восхищение этой простой и мудрой женщиной, которая, несмотря на трагические обстоятельства своей жизни, сохранила душевную теплоту, веру в конечную и обязательную справедливость жизни. Это был спектакль-размышление о единстве прошлого и настоящего – помнить о тех, кто отдал свою жизнь за всех нас.

Еще одна драматическая роль, в которой как считает актриса, она играла судьбу своей матери – образ Долгор, редкостный персонаж во всей бурятской драматургии в спектакле «Тохеолгон» Бато-Мунко Пурбуева. Создавая эту роль, Токуренова сумела раскрыть силу и характер героини, ставший классикой монолог Долгор актриса произносила с такой накопившейся горечью и протестом, что зал каждый раз взрывался аплодисментами.

Среди множества своих ролей Нина Гармаевна особо выделяет эпическую роль матери Творца Вселенной Чингисхана Оэлун хатан. Спектакль, удостоенный Государственной премии Бурятии, в разные годы включали в гастрольные и фестивальные программы театра, проходившие в Монголии, Якутске, Хакасии, Иркутске, Чите.

К 60 –летию победы в 2005 году состоялась премьера спектакля «Япон Долгор» Баира Эрдынеева. Роль переводчицы Эржэны в молодости сыграла народная артистка Бурятии Должин Тангатова, Нина Токуренова – Эржэну в пожилом возрасте. Сотрудник НКВД, интеллигентка, рискуя своей жизнью и карьерой, совершает немыслимый для нее поступок, чтобы дать страдающему человеку счастье.

Большое место в творческом багаже Нины Гармаевны занимали сольные концертные бенефисные программы «Вас приглашает Нина Токуренова» и

«Ее величество – актриса», сценическая композиция по повести С.Алексиевич «У войны не женское лицо», «Женские судьбы», инсценировка «Мой маленький верблюжонок» по Ч.Айтматову.

Ни один юбилей, ни один большой театрализованный праздник в театре не проходил без участия Нины Гармаевны – она автор и режиссер более 20 сценариев театрализованных шоу «Сагаалган», юбилейных мероприятий и новогодних представлений. Автор сценария, режиссер – постановщик и участник действ поэтического вечера, посвященного 80- летию Шагдара Дашиевича Байминова, «Великий Шарлай горной Оки», «Сказание о шэнэхэнских бурятах». Ее перу принадлежат многочисленные публикации творческих портретов мастеров бурятской сцены в местных и центральных изданиях.

На своей малой родине – в Орликском народном театре осуществила постановки музыкального спектакля «Болдой, сын Толдоя» по пьесе Бато-Мунко Пурбуева, «Дуранай хүсэн» по пьесе Цырегмы Сампиловой. Окинцы выезжали с этими спектаклями на Всероссийский фестиваль любительских театров в Омск, Челябинск, удостоены лауреатских дипломов и других наград.

Все сыгранные роли, написанные и поставленные сценарии, свидетельствуют о необыкновенно широком творческом диапазоне, вобравшем в себя и трагические, драматические и комические начала. Нине Токуреновой, одной из немногих актрис Бурятского театра, удавалось сохранить в своем творчестве национальный дух и колорит. Свидетельством тому слова истинных театралов и благодарных зрителей: «Нина Токуренова - наша национальная, истинно народная актриса» и они шли на спектакли с ее участием как на спектакли подлинного мастера Бурятской сцены.

Читайте также