В Бурятии продолжаются вступительные испытания для будущих кукловодов

Студенты-целевики будут учиться в Институте сценических искусств в Санкт-Петербурге
223

18 июля завершился второй день вступительных испытаний для абитуриентов в театре «Ульгэр». Напомним, что будущие студенты проходят отбор в Российский государственный институт сценических искусств (г. Санкт-Петербург).

Экзамен проходил в формате тренинга. У поступающих началось знакомство с выбранной профессией и организацией учебного процесса в мастерской. Тренинг провели преподаватели из приемной комиссии Яна Тумина – Мастер курса, Александр Балсанов, Ольга Мельник и Эрдэни Жалцанов. Яна Марковна участвует в приеме экзаменов по видеосвязи из Петербурга. Поступающий на сцене ориентируется на ее голос, объясняющий задание и дающий совет. В «Ульгэре» происходит процесс создания связи между студентами и Мастером. Поступающие учатся следовать голосу Яны Марковны, доверять, быть открытыми к совместному творческому поиску. Расстояние в тысячи километров – не препятствие для этой связи.

Тренинг начался разминкой. Поступающие выполняли упражнения на внимательность, память, умение слушать и слышать преподавателя. Например, абитуриенты должны были повторить последовательность действий: «Медленно посчитать до пяти, встать со стула, подойти к вешалке с пиджаками, надеть пиджак, встать в линию, повернуться спиной к зрителю, крикнуть «ааа», вернуться на исходную». Постепенно количество действий увеличивалось, и в финале упражнения последовательность действий стала похожа на спектакль.

Во второй части тренинга абитуриенты продвинулись еще дальше в изучении своей театральной профессии. Они искали возможности взаимодействия с куклой. Поступающие могли выбрать куклу из спектаклей «Ульгэра» разных лет, кто-то выбрал тростевую, кто-то перчаточную, а кто-то планшетную. «Испытывайте трепетное отношение к кукле. Каждая кукла для вас первенец, любимый и долгожданный. Попробуйте рассказать короткую, но неординарную историю от лица персонажа», «Подумайте, почему ваша кукла сшита именно так? Исследуйте возможности куклы», - дали советы Эрдэни Бато-Очирович и Александр Лубсан-Доржиевич. Петрушка в руке поступающего повернулся спиной к зрителю, обиделся, когда понял, что разговаривают не с ним, а с партнером по этюду… Кукла Анисья хныкала и признавалась, что у нее нет друзей, потому что она веснушчатая и рыжая. Рот куклы открывался широко так, что характерная речь героини с протяжными гласными запоминалась… Заяц открыл рот в немом крике горя, когда узнал, что его любимую жену съела Лисица, чтобы накормить лисят… Через откровенность человека, озвучивание того, что волнует, создавалась нить между поступающим и куклой, появлялось взаимодействие артиста и куклы.

Третью часть тренинга провела Ольга Викторовна, преподаватель по сценической речи. Поступающие учились чувствовать свое дыхание, различать, когда оно длинное, а когда короткое, что меняется, когда человек дует или согревает. «Я этим звуком обязательно согрела, и этот звук направила», - сказала Ольга Викторовна, объясняя упражнение. Шутливое задание «угу» было не только о развитии дыхания, но и о партнерстве. Поступающему было нужно увидеть человека, встретиться с ним взглядом, передать ему вопросительный звук и услышать утвердительный ответ. «Не придумывайте заранее интонацию, ответьте именно на интонацию партнера», - советовала Ольга Викторовна. Сначала поступающие пробовали взаимодействовать с куклой, а на сценической речи уже пытались создать связь с партнером. После тренинга становится понятно, что театральная профессия – это про взаимодействие и сотворчество.

 

Валентина Будаева

Читайте также