Бурятский прет-а-порте XVI века

Космическая стилистика "Звездных войн" смешалась со средневековыми шекспировскими страстями в спектакле "Буряад театра"
Батодалай Багдаев
99

В перенасыщенном репертуарном листе Бурдрама образовался зазор для спектакля "Ромео и Джульетта", 12+, единственный показ которого в этом сезоне состоится 13 мая.

Поставленная ещё в 2016 году первая постановка режиссёра Сойжин Жамбаловой успела покорить сердца зрителей и критиков. Но сегодня речь не о содержательной части постановки, а о поражающей воображение сценографии спектакля, его ярких костюмах.

Даже при беглом взгляде на фотографии спектакля невольно возникают ассоциации с голливудской киносагой "Звездные войны", где в одной из серий приквела в нарядах королевы Набу использовались мотивы парадного женского монгольского костюма.

Московские художник по костюмам Анастасия Шенталинская и сценограф Геннадий Скоморохов сотворили нечто подобное с национальным бурятским костюмом, придав ему в спектакле "Ромео и Джульетта" причудливый космический масштаб. Шекспир был бы сражён!

Как рассказала в журнале "Театр" художник по костюмам Анастасия Шесталинская, своеобразие традиционного бурятского костюма, в том, что он космический, устремленный вверх своими головными уборами-локаторами, которые еще и в разные стороны топорщатся заколками, вставлеными как дополнительные антенны.

Как признается художница, очень велик был соблазн сделать костюмы чисто этнографическими, но не всякая сцена и не всякая современная постановка это выдержит. Так и пошло - от костюма этнографического, через костюм эпохи Возрождения к современному подиуму.

Как в лучших домах Парижа и Лондона, для постановки были закуплены сотни метров ткани, в процесс её обработки был задействован почти весь персонал театра. Для придания необходимой цветовой гаммы ткань варили, пекли, красили, пропускали через духовой шкаф и микроволновку. Ткань вручную кромсали и распарывали: расправиться с фактурой помогали даже коллеги из Русского драмтеатра.

Результат просто поразил воображение. Художнице удалось добиться эффекта, что костюмы были сшиты из ткани ручного изготовления и дышали на зрителя роскошью.

В 2016 году спектакль "Ромео и Джульетта" представили на праздновании 350-летнего юбилея Улан-Удэ московской публике на сцене Театра имени Вахтангова. Удивительно, но некоторые московские театралы, оказываются, до сих пор живут под впечатлением от увиденного. И вспоминали об этом спектакле в разговоре со мной о тех гастролях во время нынешней "Золотой маски".

А тем временем костюмы постановки живут своей жизнью. Во время транспортировки в Москву в контейнерах недобросовестной транспортной компании на один из нарядов попала непонятная химическая жидкость. И роль леди Капулетти Надежде Мунконовой пришлось играть в пахучем костюме. Народной артистке Бурятии плохо стало уже после спектакля: в гостинице она всю ночь мучилась от кошмаров острой интоксикации.

- С тех про я не жалею денег на отдельную транспортировку реквизита и костюмов, - признаётся директор театра Цыпилма Очирова.

Работа с бурятскими костюмами распалила фантазию постановщиков. Как описывает театральный критик Анна Степанова в статье "Бурятские веронцы", люди из клана Монтекки с их сплюснутыми и какими-то стеблями торчащими в разные стороны головными уборами противостояли сторонникам Монтекки, у которых головные убранства антеннами были вытянуты вверх.

Ну чем не война миров!? Бурятский спектакль "Ромео и Джульетта", по оценке министра культуры Бурятии Соелмы Дагаевой, по достоинству стала отдельной яркой страницей во многовековой истории постановок шекспировской пьесы: с азиатским и футуристическим колоритом.

Как признается сценограф Геннадий Скоморохов, мы уперлись в эту космическую тему – головные уборы, дома, пространство. Хотелось добавить в спектакль какого-то сумасшедшего космоса.

Остаётся к таким словам лишь только добавить: "О, "Буряад театр", ты Космос!"

 

Фото Александры Андреевой, Елены Агафоновой и Туяа Ямпиловой.

Читайте также