И этот мир изменится со мной ...

Театр «Байкал» с успехом презентовал «Show of dance»
Серафима Очирова
1307

Все подвластно движению. Легенды гласят, что боги танцевали, создавая мир. У разных народов сохранились мифы, рассказывающие о божественном происхождении, начале танца. 

Мир находится в постоянном движении, он меняется, преображая нашу жизнь, внося в нее много нового. Если изначально народный танец зарождался из нашей жизни, среды обитания, быта, ремесел, наших обрядов, традиций, то сегодня время диктует иные ритмы движения, способы выражения себя языком танца – даже пластика тела самого человека стала другой, чем раньше. 


Удалось ли театру «Байкал» в своем новом шоу представить зрителю новое видение хореографии, понравилось ли оно публике, и остался ли узнаваемым наш любимый Бурятский национальный театр песни и танца «Байкал»?

 
В самом начале действа уже третьего дня премьеры на сцену вышел художественный руководитель театра Жаргал Жалсанов, еле успевая восстановить сбитое дыхание – за кулисами до начала выступления, оказывается, еще шел процесс творчества. 

На ходу добавляли и переделывали некоторые элементы – так неудержим полет фантазии, мысли, идей. Оно и понятно, нет предела творчеству и совершенству. 

Приветствуя любителей, ценителей и почитателей своего творческого коллектива, он сказал, что в шоу они постарались включить самые разные стили, современные направления, которым даже еще нигде не обучают. 

«Моду диктует молодое поколение», - признался Жаргал Жалсанов, а в зале его словам внимали люди и из прошлого века, и молодые, самые разные, кого привело желание получить искреннее удовольствие, чувство сопричастности к настоящему и ценному в этой жесткой современной реалии. Театр «Байкал» сумел «зацепить» своего зрителя – не удивлюсь, если приехали из соседних регионов специально, купив билет по интернету, как было осенью - на открытие сезона. 


С первых же ритмов, давших старт звучанием  народных инструментов, в котором слились «голоса» эвэр бурэ, лимбы, морин хуура, и современных музыкальных инструментов с ударными во главе, зрители, кажется, на бессознательно-психическом уровне поняли: они ждали именно этого и они готовы сдаться во власть этой безумной феерии танца. Не было ни одного выступления, где зрители ни кричали бы «Браво!», аплодировали так, что ладошкам было больно (хороший массаж активных точек, еще один плюс наряду с эмоциональной зарядкой). 


Идея шоу такого формата начала зреть после всероссийского телепроекта «Танцуют все!» (телепередача вошла в топ-50 самых рейтинговых программ по данным Media Scope), где «Байкал» феерично выиграл звание лучшего танцевального коллектива страны. 


Участвуя в проекте, артисты «Байкала» изучали и демонстрировали элементы современных стилей: балет, хип-хоп, контемпорари, вальс, брейк. Именно тогда артисты балета танцевали вог,  самбу, встали на пуанты. Был у них и танец с акробатическими элементами. 


Интерес к «Байкалу» после телепроекта возрос еще больше. Программу «Танцуют все!» не раз показывали в Улан-Удэ, спрос на нее стабильный, но самим артистам хотелось нового драйва. И коллектив начал отдавать много времени изучению и подготовке танцевальных стилей и направлений. 


«Showofdance» получился мощным и красивым. Энергетика была потрясающей. Проницаемость зрительской среды, кажется, была абсолютной, допускала в себя все флюиды, которые шли от артистов со сцены. Танцевали неистово, целиком отдаваясь магии танца – это было какое-то безумие страстей, экспрессии, свободы от условностей, жестких рамок. 

Можно представить, каким изнурительно трудным был процесс рождения самого представления. На самом деле воедино сливались ритмы современного танца, этники, балета, ехора. Балетмейстерам-постановщикам удалось очень тонко окрасить современные танцевальные ритмы национальным колоритом, вплести характерные движения из народной хореографии – и на самом деле понятно, что свое вдохновение они искали в великой тайне прошедших веков, черпали из нашего фольклора, этнографического материала, доставали из глубин народной кладези. 

Сами названия номеров свидетельство: «Галтай уула» (Скала с огнем), «Волчье озеро», «Бу ай» (Не бойся), «Эн тэр яс», «Хуса уелзуур», «Дархад» (Мастера). Думаю, наша «нравственная оседлость» по академику Дмитрию Лихачеву, полагавшему, что развитие полноценной личности (государства, нации) невозможно без знаний культурных традиций своей страны, ее исторического прошлого, будет вырабатываться в том числе и театром «Байкал». 


И, кажется, очень кстати то, что говорил как-то Жаргал Жалсанов: «Для нас большой плюс - то, что мы находимся на стыке великих культур и это надо использовать по максимуму. Исторически так сложилось, что мы ментально свободны, более открыты, у нас, можно сказать, некая всеядность. Мы не ограничиваем себя, вокруг нас большой круговорот – монгольско-тюркский мир, нам не чужда и европейская культура. Глобализация не грозит ничем плохим, надо брать из нее много интересного и положительного». 


Поразительны масштабы проделанной работы, из несуществующего создать прекрасное, что дарит радость, восхищение, чувство гордости – такова могучая сила творчества. Девятнадцать танцев, вошедшие в программу «Show of dance» театра «Байкал», создавали свои, наши очень талантливые люди: заслуженный деятель искусств РФ, директор театра «Байкал» Дандар Бадлуев, народный артист РБ, худрук театра Жаргал Жалсанов, заслуженная артистка РФ Ирина Баторова, заслуженный артист РБ Арсалан Санданов. А артисты тоже выкладывались по полной. Эти танцы требуют недюжинной силы и выносливости, крепких мышц и отличной гибкости. Бешеные ритмы, акробатические прыжки, трюки, нижний брейк – нет частей тела, которые не задействованы в танце.  И как же это красиво - глаз не отвести. 


От одной искры настоящего творчества зажигаются множество огоньков вдохновения и созидания. Работа над танцем предполагает и работу над сценическими костюмами артистов. 

«Успех номера на 50 процентов зависит от костюма», - считает директор театра «Байкал» Дандар Бадлуев. В стилистике костюмов «Show of dance» - прекрасное сочетание этнических мотивов и стритстайла. Хотелось смотреть и смотреть, разглядеть все досконально, кажется, из этого что-то и в жизни может носиться. Художниками по костюмам данного проекта стали Дандар Бадлуев, Жаргал Жалсанов, прекрасные мастера собственного пошивочного цеха – закройщицы-конструкторы Ольга Тыпкесова и Лариса Аюрова. 

Вряд ли стоит подчеркивать, что сценические костюмы для танцующих, особенно в этом шоу, должны быть максимально удобными, не стеснять движений и, главное, соответствовать характеру танца. Кроме бейсболок, в некоторых постановках у танцовщиц были и оригинальные головные уборы, например, имитирующие бараньи рога или причудливую прическу, представляющую собой мифическую птицу гаруду. 


Без музыки нет танца. Танец – отражение музыки. Большую часть музыки для «Show of dance» создал музыкальный руководитель театра «Байкал» Галмандах Баттулга. «Талантливый музыкант, с ярко выраженный индивидуальностью, виртуозно владеющий техникой игры на морин хууре, смелый в профессиональных приемах, импровизации и аранжировке» - и это все о нем. Но и этого мало - он бесконечно талантлив, так виртуозно играть на струнах человеческой души. 


Оркестр театра под управлением заслуженного деятеля искусств РБ, дирижера Жаргала Токтонова тоже был одним из главных действующих лиц шоу. Хорошая находка – из обычного для музыкантов места - оркестровой ямы - вознестись в «верхние миры». Оркестр причудливо возвышался над всем происходящим на сцене, словно из какого-то иллюзорного мира создавая фантастическую атмосферу. Успех шоу, на мой взгляд, кроется и в световом оформлении, которое принадлежит художнику по свету Вячеславу Цыренжапову. Я бы его работу назвала строчкой из поэзии Намжила Нимбуева «Этой ночью по тихим долинам кочевали куда-то на север тени предков моих». 


Нет грани времени. Всякий раз мы по-разному ищем самовыражение, раскрываем свои эмоции и переживания, мысли и чувства.  Языку танца не нужен перевод. Я согласна с Жаргалом Жалсановым, что в идеале театра «Байкал» должно быть много. Творческий взлет не прерван, а, наоборот, коллектив вынашивает много идей, далеко идущих планов в ожидании долгожданного строительства здания для Бурятского национального театра песни и танца «Байкал». Мир находится в постоянном движении и все подвластно движению. 


24 и 25 апреля в 18:30 в ДК «Рассвет» театр «Байкал» вновь представит премьеру шоу. Еще 2 дня буйства танцев, красоты костюмов и музыки, будоражащей душу. Справки по тел. 21-30-22, 25-12-30.
Фото: Анна Огородник

Читайте также