Летающий мир Саяна Жамбалова

В Бурдрам прибыла хореограф Мария Сиукаева для постановки пластики движений артистов в спектакле "Ууган хүбүүн" (Старший брат), 16+
Батодалай Багдаев
460

- Бурятский язык я уже местами понимаю, да и текст вампиловской пьесы знаю наизусть, - признается Мария Сиукаева на вопрос о трудностях языкового барьера при работе с постановкой. 

Семь лет - семь спектаклей. Так можно сказать об опыте продуктивного сотрудничества между московским хореографом Марией Сиукаевой и Бурдрамом. 

Цепким взглядом художника она контролирует каждый поворот головы, каждый взмах рукой артистов на репетиции спектакля. 

- Ты идешь, когда она говорит, а ты наоборот, идешь, когда он заговоривает, - обращается постановщица к артистам Солбону Ендонову и Людмиле Тугутовой, играющих главные роли. 

Нет, наверное, более искушённого человека в вопросах особенностей бурятской психодинамики, чем Сиукаева. В спектакле "Полет. Бильчирская история" хореограф удивительно точно передала резкие обрывистые движения танцев иркутских бурят, словно переносишься на свадьбу и юбилей своих почивших в бозе тётушек и дядь.

- Репетиции шли зимой и артисты решили меня разыграть. В сценах танцев на воде они попросили меня самой показать движения. В результате я промокла до нитки. Представьте, как я в лютые морозы добиралась домой?! - смеётся Сиукаева.

Самым своим любимым спектаклем Сиукаева считает "Хүлэр түмэрэй амисхал" (Дыхание бронзы) по роману Владимира Митыпова.

- Это выстраданная нами постановка словно про сегодняшние политические реалии, спектакль ждёт второе дыхание, - считает художник. 
Хореограф просит Солбона Ендонова в одной из мизансцен спектакля развернуть стол, что он и делает, сидя. 

- Нет, лучше стоя, а сидя ты это делаешь в "Корея_03", - поправляет артиста Сиукаева. Кажется, что хореограф держит в голове миллионы движений артистов. Мельчайшая моторика становятся в её руках средством художественного выражения. 

Эротизмом наполнена сцена одевания влюблёнными ниточки бус. Супругам Солбона Ендонова и Людмилы Тугутовой смотреть не рекомендуется. 

Безудержно хохочет Жажан Динганорбоева в сцене  попытки удушения её героини Макарской юным влюблённым героем Бато Шойжонова. 

- Он меня щекочет! - оправдывается народная артистка Бурятии. 

- Вот и хорошо, тебе не придётся играть, - комментирует Сиукаева. - Но ты больше к ней не прикасайся, играй на расстоянии, - обращается режиссёр-хореограф к молодому артисту-щукинцу. 

Интересуюсь: каким Сиукева видит будущий спектакль? 

- Общая картина спектакля есть, но секрет. И, вообще, театр это эфемерная субстанция. Всё может поменяться в любой момент, - отвечает хореограф. 

Конечно, главная задача Сиукаевой воплотить ключевую идею режиссёра-постановщика Саяна Жамбалова, этому подчинена её работа как постановщика-хореографа.

- Иллюзорность мира, в том числе, человеческих и семейных отношений - вот главная идея постановки, - вступает в разговор худрук Бурдрама Саян Жамбалов. 

Как будто в подтверждение сказанного неожиданно с грохотом падает на пол стул, подвешанный на стене. Буддийскую обманчивость бытия воплощена в спектакле качащюимися полами в доме, зависшей в воздухе мебелью и летающими героями. Ощущением хрупкости, хрустальности происходящего пронизано всё кружево постановки. 

С натянутыми, как струна, нервами удаляюсь с репетиций из малого зала "Тайзан59", где 29 и 30 сентября зазвенит премьера нового спектакля. 

Как сообщили в министерства культуры Бурятии, премьера комедийного спектакля "Ууган хүбүүн" приурочена к 85-летию великого писателя Александра Вампилова. Среди высокопоставленных гостей ожидается с инспекционным визитом министр культур Бурятии Соёлма Дагаева. 

Фото Туяа Ямпиловой. 
Покупка билетов на сайте burdram.ru Телефон кассы: 222-537.Действует «Пушкинская карта» при онлайн оплате. 

Читайте также