День рождения 8 февраля празднует народный артист Бурятии Олег Петелин. В этот день любимого зрителями актера поздравят не только с этим праздником, но и с 25-летием службы в театре.
Олег Петелин пришел в театр в морозный январский день 1994 года. Тогда он был еще студентом Восточно-Сибирского государственного института культуры, но одаренного молодого человека уже пригласили в труппу ГРДТ.
Артист гармонично влился в коллектив Русского театра, где сразу стал активно занят в репертуаре, демонстрируя в каждой работе умение ярко и запоминающе донести до зрителя чувства и мысли героя.
Ему везло на разноплановые роли: от героя-романтика до деревенского простачка.
– Каким же обаятельным принцем он был в «Золушке»! А в это же время в образе Федора в спектакле «Поминальная молитва» по пьесе Г.Горина пылко и ненавязчиво передавал душевные переживания своего молодого героя Федора, раскрывая глубокий внутренний мир человека, способного ради любви понять законы иной веры. В роли Михаила из комедии «Семейный портрет с посторонним» по пьесе С.Лобозерова артист, напротив, демонстрировал открытость и эмоциональность влюбленного человека. Роль Михаила, кстати, получила развитие в другом спектакле по пьесе С.Лобозерова «Семейный портрет с дензнаками», где он остается романтиком и мечтателем, однако чувство ответственности за будущее семьи приводит его к странным и необъяснимым поступкам, – рассказывает заведующая литературно-драматургической частью Лилия Маркина.
Олег Петелин предельно искренен в своих образах, он умеет органически перевоплощаться, точно передает сценическими средствами переживания героев.
Среди его запоминающихся работ: Петр Бородин («Соловьиная ночь» В.Ежов), Лепорелло и Иван («Маленькие трагедии» А.С. Пушкин), Эзоп («Эзоп» Г.Фигейредо), Лопахин («Вишневый сад» А.Чехов), Николай Бестужев («Прошлогодний алый снег» А.Бутуханов), Павел Мозгляков («Дядюшкин сон» Ф.М.Достоевский), Филипп («Хапун» В.Ольшанский), Актер («На дне» М.Горький).
– Встреча с режиссером Борисом Горбачевским в спектакле «Эзоп» по пьесе бразильского драматурга Г.Фигейредо – знаковая. Получилась смелая, неожиданная работа. Артисту удалось проникнуть в глубину характера героя. Выразительные средства были тщательно отобраны. Поражало лицо молодого артиста – уродство, созданное при помощи грима, не портило его, не вызывало сочувствия. А вот глаза, живые, умные, доносили до зрителя личную боль и жажду свободы героя. Эзоп – эта роль-испытание для любого артиста, для молодого – тем более, и Петелин тогда с ним достойно справился, – продолжает Лилия Маркина.
На образ у актера работает все: мимика, жесты, движения, голос, тембр, интонация. Олег Петелин не останавливается на чем-то одном, не педалирует раз выбранную эмоцию, он всегда в поиске и движении.
И сегодня актер задействован в репертуаре, где у него разные роли: Скалозуб в «Горе от ума» А.Грибоедова, Бамумболло в «Месье Амедей» А.Рейно-Фуртона, Сергей в спектакле «Любовь людей» Д.Богославского, Свидригайлов в «Преступлении и наказании» Ф.Достоевского, Веригин, Евдокимов в «Осеннем марафоне» А.Володина, Король Эдуард IV в «Ричарде III» У.Шекспира, Мать Даши в постановке «Макаки, пицца и деструкция» И.Васьковской и Д.Уткиной и др.
За роль Сергея актер удостоен диплома Союза театральных деятелей Бурятии, а за роль Свидригайлова – диплома ГРДТ за «Лучшую мужскую роль».
– В спектакле «Преступление и наказание» Петелин создает образ сластолюбивого Свидригайлова, он раскрывает подлого, временами благородного человека, способного на сильное, страстное чувство только в момент отчаяния. 10-минутная сцена имеет очень большое эмоциональное воздействие на зрителя, оставляя в памяти незабываемым этого героя, вызывая смешанные чувства. А в образе Сергея Петелин играет очень сложно: неврастеничного, замкнутого, несчастливого человека, семнадцать лет тоскующего о своей первой любви. Играет настолько правдоподобно, что нет сомнения в реальности происходящего. В этом очень большая заслуга артиста, тут и дар, и профессионализм и любовь к своему делу, – продолжает заведующая литературно-драматургической частью.
Профессиональное кредо артиста: «Если я перестал удивляться, – значит, перестал жить» как раз и говорит о том, что Олег Петелин всегда в движении. И его служба в театре – это поиск идеалиста чего-то высшего, светлого, что западает в душу зрителя и остается там навсегда.