Бурятия вновь услышит «Звуки Евразии»

С 18-23 сентября в Улан-Удэ пройдет VII Фестиваль традиционной музыки «Звуки Евразии», а с 20-23 сентября состоится V Всемирный Конгресс международной организации по народному творчеству (IOV), во время которого учёные разных стран мира будут обсуждать актуальные вопросы сохранений традиций в области народной инструментальной музыки.

фоторепортаж с открытия фестиваля "ЗВУКИ ЕВРАЗИИ"
6409

Идеолог и организатор этого проекта Виктор Васильевич Китов считает, что в XXI веке национальная культура – это главное условие сохранения самобытности и уникальности народов мира, и она должна служить взаимному обогащению различных культур.
Представительство организации IOV в Бурятии существует более 20 лет, оно было создано Виктором Китовым по просьбе ее основателя.  Эта организация объединяет людей, связанных с народным творчеством из 150 стран мира.  Отличительная особенность IOV в том, что она занимается всеми направлениями и жанрами народного  творчества - это и музыка, и танцы, и национальный костюм, кулинария, обычаи и многое другое. Всего существует 11 направлений и соответственно 11 международных комиссий, связанных с ними. IOV находится в рабочих отношениях с ЮНЕСКО и ООН, по словам Виктора Васильевича организация очень демократичная, все ее члены являются волонтерами и работают на добровольной основе. 

В IOV Виктор Китов вступил в Польше, где был на гастролях со своим студенческим любительским ансамблем «Сибирский сувенир». И вскоре после этого ему удалось в 1989 году провести в Бурятии первый международный фестиваль. «С тех пор как мы вступили в IOV, нам стали доступны все национальные секции и мы общаемся как друзья со всеми членами этой организации в разных странах мира», - говорит Виктор Васильевич. Как правило, участники фестиваля «Звуки Евразии» всегда сами оплачивают свой проезд, что дает возможность, имея очень небольшой бюджет, формировать интересную фестивальную программу.  «Приезжают музыканты, которых я сам знаю или те, кого мне рекомендуют», - рассказывает автор проекта.

Организация IOV проводит конгрессы ежегодно. Это собрания ученых, которые посвящены тем или иным темам. Первый конгресс был в Польше, затем в Корее, в Греции, в США, и вот, наконец, пятый - в России, в Улан-Удэ.  Основой для данного конгресса послужил фестиваль  традиционной музыки «Звуки Евразии», который пройдет в Бурятии уже в седьмой раз. В этом конгрессе примут участие ученые из 21 страны. По словам Виктора Китова, отличительная черта этого конгресса, в том, что он подчинен одной теме – «Музыкальное творчество, как фактор развития межкультурного диалога. Традиционная музыка как следствие установления контакта между людьми из разных стран».  

На вопрос, почему именно эту тему Виктор Васильевич предложил для пятого конгресса IOV, он ответил, что именно у народной  музыки сейчас большие проблемы. Китов соглашается, что процесс глобализации подарил нам много технических плюсов, но при этом нивелировал  национальные  особенности. «Мы почти все одинаково одеваемся, поем одни и те же песни на английском языке и это наносит вред национальным культурам, - считает Виктор Китов. - Налицо существенное уменьшение роли народной музыки в жизни общества. От ношения национальных костюмов нас отучили еще в прошлом веке. Раньше у нас было много самодеятельных оркестров, существовали центры народного творчества при всех госучреждениях,  была создана сеть вузов культуры, которые готовили специалистов для народных коллективов. Теперь ситуация сильно изменилась в худшую сторону. И нет государственных механизмов, которые бы стимулировали предпринимателей вкладывать деньги в развитие художественной самодеятельности. По словам Виктора Васильевича, во  Франции любой предприниматель считает за честь вкладывать деньги в национальную культуру, поддерживать национальные музыкальные коллективы и система налогов тому способствует. «А у нас художественная самодеятельность вымирает. Сколько было любительских оркестров и музыкальных коллективов в Бурятии раньше? А теперь? Это большая проблема. Почему сейчас молодежь не хочет поступать на специальность «народное творчество», на «народные инструменты»? Потому что это не престижно! Эта профессия не дает возможности жить  достойно в материальном смысле», - размышляет Виктор Китов.   

По мнению художественного руководителя фестиваля «Звуки Евразии» Виктора Китова, наши исполнители на русских народных инструментах отстали лет на 20! А гастролирующие оркестры составляют программы в угоду публике.  «Дирижер должен поднимать публику, - уверен профессор Китов, - а не развлекать ее современным ширпотребом. Наглядный пример, программа последнего концерта в Улан-Удэ Новосибирского оркестра русских народных инструментов, который в своей программе не исполнил ни одного сочинения Василия Андреева. Случайность это? Может быть. Но возникает вопрос, кто же будет заниматься нашей народной культурой? Кто кроме нас будет исполнять нашу национальную музыку?»

Именно поэтому первый музыкальный фестиваль традиционной музыки «Звуки Евразии» Китов назвал образовательным. Он пригласил специалистов из Кореи, Японии, чтобы они рассказали о своей системе подготовки музыкантов, о том, что они играют на народных инструментах, большая часть из которых родственна бурятским.  Кстати, по его мнению, оркестр бурятских народных инструментов театра «Байкал», должен стать визитной карточкой республики и выезжать на гастроли не менее часто, чем танцевальная труппа театра.  

«В Японии, как и в Индии, - рассказывает Китов, - существует система индивидуальной подготовки. Она не предусматривает выдачу сертификата. Самый высший показатель образования, это имя учителя у которого обучался ученик. Там существуют частные школы попасть в которые сложнее, чем в университеты. Они готовят музыкантов  исключительно на традиционной музыке. После окончания частной школы, музыканты могут работать в храме или в оркестре  традиционной музыки. И это очень престижно! В Академии искусств Казани и Уфы есть факультеты  национальной музыки. Я думаю, что и во ВСГАКи должен существовать такой факультет, потому что мы живем в национальной республике. А традиционную музыку необходимо сохранять, потому что  это основа, на которой держится  нация».   

Читайте также