23 апреля, с концерта в Новосибирске начался тур вокалистов Бурятского государственного академического театра оперы и балета имени Цыдынжапова (БГАТОиБ), который пройдет по шести городам Сибирского федеральных округов и Якутии и завершится 30 апреля в Кызыле. Проект, получивший название «Байкал-Опера», задуман в рамках подготовки к намеченному на 2015 год второму Байкальскому международному конкурсу вокалистов, который приобрел статус отборочного этапа конкурса итальянской оперы Competizione dell Opera. Впрочем, его организаторы не скрывают, что намерены возродить былую славу бурятской школы великолепных оперных певцов, когда столицу республики в шутку называли Милан-Удэ. Тем более, что ведущая роль в турне отведена легендарной певице Галине Шойдагбаевой, которая вместе с балериной Надеждой Павловой и альтистом Юрием Башметом составляет тройку самых молодых народных артистов Советского Союза..
«Мы не понаслышке знаем, что не так просто заново открываться театру оперы и балета после шестилетней реконструкции, когда его труппа вынуждена была скитаться по сельским домам культуры, а декорации и костюмы не просто пришли в упадок, но и морально устарели, – заявил на пресс-конференции в Новосибирске министр культуры Бурятии Тимур Цыбиков. – Но последние два сезона нас убедили, что былой интерес к нашему театру возрождается».
Нынешний тур оперных певцов бурятской оперы, получивший название «Байкал-Опера», начнется с концертов в Новосибирске и Томска, после чего его участники переместятся в Якутск. Три финальных концерта артисты планируют дать в крупных городах Центральной Сибири – Красноярске и Абакане, а завершающая точка турне будет дана в столице Республики Тува – Кызыле. При этом, как подчеркнул министр культуры Бурятии, в четырех из шести городов концерты пройдут в полноценном формате, когда выступления певцов пройдут при поддержке местных филармонических коллективов или оркестров оперных театров.
Как сообщил Тимур Цыбиков, проект «Байкал-Опера» задуман в рамках поддержки Байкальского международного конкурса вокалистов. Впервые он прошел в Улан-Удэ в мае 2011 года, собрав около 40 молодых певцов в возрасте до 35 лет из различных городов России и из Монголии, и теперь его планируется проводить раз в четыре года.
«До второго конкурса, проведение которого запланировано на 2015 год, осталось два года, – отметил министр – Сейчас мы просто презентуем наш конкурс, чтобы привлечь внимание молодых вокалистов из городов Сибири».
Как сообщила руководитель оперной труппы БГАТОиБ Дарима Линховоин, конкурс, который изначально задумывался как статусное культурное событие, имел весьма значительный призовой фонд, где победители получали по 200 тысяч рублей, а обладатели второго и третьего места – по 180 и 150 тысяч рублей. Однако теперь Байкальский конкурс вокалистов будет проводиться в новом качестве, поскольку он станет отборочным этапом для международного вокального конкурса Competizione dell Opera.
По признанию Тимура Цыбикова, проект «Байкал-Опера» также задумывался как презентация молодой части трупы театра, которая не сильно знакома российским любителям оперы.
«В свое время слава бурятского оперного театра гремела по всей стране, – отметил министр, – а народного артиста ССР Лхасарана Линховоина регулярно приглашали для исполнения роли Кончака в постановке Большого театра»
Первая оперная труппа Бурятского музыкально-драматического театра была сформирована в конце 30 годов прошлого века усилиями композитора, дирижёра и этнографа-музыковеда Павла Берлинского и режиссера Гомбожапа Цыдынжапова. Первый оглушительный успех труппа имела на так называемой первой декаде бурят-монгольского искусства в Москве, где театр представил бурятскую оперу «Энхэ-Булат батор», созданную по мотивам национального эпоса.
«Первых исполнителей для труппы собирали с деревень, они не владели музыкальной грамотой, а свои партии они учили с голоса, – рассказала народная артистка России Дарима Линховоин. – Но в Москве они имели огромный успех, а Иосиф Сталин лично принимал их в Кремле».
В 1948 году музыкальный театр был отделён от драматического, став основой для создания Бурятского театра оперы и балета. В последующие году слава оперной труппы, где работало несколько народных артистов СССР, только росла. В 1979 году театру было присвоено звание академический.
«Организуя нынешнее турне «Байкал-Опера», мы хотели бы попробовать восстановить некоторые опции, которые были присущи советскому времени, – сообщил министр Тимур Цыбиков. – Не исключено, что какие-то сибирские театры захотят пригласить нашу Аюну Базаргуруеву, получившую в декабре прошлого года третье место на конкурсе Competizione dell Opera, или Ольгу Жигмитову, ставшую несколько лет назад лауреатом международной «Романсиады».
В программе концертов представлен широкий спектр академического оперного вокала – от колоратурного сопрано Билигмы Ринчиновой в арии Царицы ночи, лирического сопрано Аюны Базаргуруевой в возвышенной арии Адрианы Лекуврёр, меццо-сопрано Ольги Жигмитовой в знаменитой Хабанере Кармен до драматического тенора Баиржаба Дамбиева в арии Хосе, баритона Мунхзула Намхая в горьких раздумьях Алеко и Бадмы Гомбожапова в арии хана Кончака.
Однако самым участникам турне является народная артистка СССР Галина Шойдагбаева, которой удалось победить в начале 80-х годов на несколько престижных международных конкурсах. Пройдя стажировку в знаменитом миланском театре «Ла Скала» Галина Шойдагбаева в последние годы стала символом бурятского оперного исполнительского искусства.
«Все мы, буряты, немного широколицые, что дает особые возможности для резонанса, чего не могут добиться, даже усердно работая, певцы не восточных национальностей, – считает Дарима Линховоин, пытаясь объяснить феномен успеха бурятских оперных вокалистов. – Так, в свое время сильно потрясена Мария Биешу (советская оперная певица из Молдавии, народная артистка СССР, – прим. «ФедералПресс») в свое время сильно удивлялась, что в Бурятии что ни певец, то обязательно что-то потрясающее».
В среду, 23 апреля, с концерта в Новосибирске начался тур вокалистов Бурятского государственного академического театра оперы и балета имени Цыдынжапова (БГАТОиБ), который пройдет по шести городам Сибирского федеральных округов и Якутии и завершится 30 апреля в Кызыле. Проект, получивший название «Байкал-Опера», задуман в рамках подготовки к намеченному на 2015 год второму Байкальскому международному конкурсу вокалистов, который приобрел статус отборочного этапа конкурса итальянской оперы Competizione dell Opera. Впрочем, его организаторы не скрывают, что намерены возродить былую славу бурятской школы великолепных оперных певцов, когда столицу республики в шутку называли Милан-Удэ. Тем более, что ведущая роль в турне отведена легендарной певице Галине Шойдагбаевой, которая вместе с балериной Надеждой Павловой и альтистом Юрием Башметом составляет тройку самых молодых народных артистов Советского Союза. Подробности читайте в материале «ФедералПресс.Сибирь».
«Мы не понаслышке знаем, что не так просто заново открываться театру оперы и балета после шестилетней реконструкции, когда его труппа вынуждена была скитаться по сельским домам культуры, а декорации и костюмы не просто пришли в упадок, но и морально устарели, – заявил на пресс-конференции в Новосибирске министр культуры Бурятии Тимур Цыбиков. – Но последние два сезона нас убедили, что былой интерес к нашему театру возрождается».
Нынешний тур оперных певцов бурятской оперы, получивший название «Байкал-Опера», начнется с концертов в Новосибирске и Томска, после чего его участники переместятся в Якутск. Три финальных концерта артисты планируют дать в крупных городах Центральной Сибири – Красноярске и Абакане, а завершающая точка турне будет дана в столице Республики Тува – Кызыле. При этом, как подчеркнул министр культуры Бурятии, в четырех из шести городов концерты пройдут в полноценном формате, когда выступления певцов пройдут при поддержке местных филармонических коллективов или оркестров оперных театров.
Как сообщил Тимур Цыбиков, проект «Байкал-Опера» задуман в рамках поддержки Байкальского международного конкурса вокалистов. Впервые он прошел в Улан-Удэ в мае 2011 года, собрав около 40 молодых певцов в возрасте до 35 лет из различных городов России и из Монголии, и теперь его планируется проводить раз в четыре года.
«До второго конкурса, проведение которого запланировано на 2015 год, осталось два года, – отметил министр – Сейчас мы просто презентуем наш конкурс, чтобы привлечь внимание молодых вокалистов из городов Сибири».
Как сообщила руководитель оперной труппы БГАТОиБ Дарима Линховоин, конкурс, который изначально задумывался как статусное культурное событие, имел весьма значительный призовой фонд, где победители получали по 200 тысяч рублей, а обладатели второго и третьего места – по 180 и 150 тысяч нрублей. Однако теперь Байкальский конкурс вокалистов будет проводиться в новом качестве, поскольку он станет отборочным этапом для международного вокального конкурса Competizione dell Opera.
По признанию Тимура Цыбикова, проект «Байкал-Опера» также задумывался как презентация молодой части трупы театра, которая не сильно знакома российским любителям оперы.
«В свое время слава бурятского оперного театра гремела по всей стране, – отметил министр, – а народного артиста ССР Лхасарана Линховоина регулярно приглашали для исполнения роли Кончака в постановке Большого театра»
Первая оперная труппа Бурятского музыкально-драматического театра была сформирована в конце 30 годов прошлого века усилиями композитора, дирижёра и этнографа-музыковеда Павла Берлинского и режиссера Гомбожапа Цыдынжапова. Первый оглушительный успех труппа имела на так называемой первой декаде бурят-монгольского искусства в Москве, где театр представил бурятскую оперу «Энхэ-Булат батор», созданную по мотивам национального эпоса.
«Первых исполнителей для труппы собирали с деревень, они не владели музыкальной грамотой, а свои партии они учили с голоса, – рассказала народная артистка России Дарима Линховоин. – Но в Москве они имели огромный успех, а Иосиф Сталин лично принимал их в Кремле».
В 1948 году музыкальный театр был отделён от драматического, став основой для создания Бурятского театра оперы и балета. В последующие году слава оперной труппы, где работало несколько народных артистов СССР, только росла. В 1979 году театру было присвоено звание академический.
«Организуя нынешнее турне «Байкал-Опера», мы хотели бы попробовать восстановить некоторые опции, которые были присущи советскому времени, – сообщил министр Тимур Цыбиков. – Не исключено, что какие–то сибирские театры захотят пригласить нашу Аюну Базаргуруеву, получившую в декабре прошлого года третье место на конкурсе Competizione dell Opera, или Ольгу Жигмитову, ставшую несколько лет назад лауреатом международной «Романсиады».
В программе концертов представлен широкий спектр академического оперного вокала – от колоратурного сопрано Билигмы Ринчиновой в арии Царицы ночи, лирического сопрано Аюны Базаргуруевой в возвышенной арии Адрианы Лекуврёр, меццо-сопрано Ольги Жигмитовой в знаменитой Хабанере Кармен до драматического тенора Баиржаба Дамбиева в арии Хосе, баритона Мунхзула Намхая в горьких раздумьях Алеко и Бадмы Гомбожапова в арии хана Кончака.
Однако самым участникам турне является народная артистка СССР Галина Шойдагбаева, которой удалось победить в начале 80-х годов на несколько престижных международных конкурсах. Пройдя стажировку в знаменитом миланском театре «Ла Скала» Галина Шойдагбаева в последние годы стала символом бурятского оперного исполнительского искусства.
«Все мы, буряты, немного широколицые, что дает особые возможности для резонанса, чего не могут добиться, даже усердно работая, певцы не восточных национальностей, – считает Дарима Линховоин, пытаясь объяснить феномен успеха бурятских оперных вокалистов. – Так, в свое время сильно потрясена Мария Биешу (советская оперная певица из Молдавии, народная артистка СССР, – прим. «ФедералПресс») в свое время сильно удивлялась, что в Бурятии что ни певец, то обязательно что-то потрясающее».
Источник: http://fedpress.ru/news/society/reviews/1366982607-buryatiya-gotova-vosstanovit-slavu-milan-ude
В среду, 23 апреля, с концерта в Новосибирске начался тур вокалистов Бурятского государственного академического театра оперы и балета имени Цыдынжапова (БГАТОиБ), который пройдет по шести городам Сибирского федеральных округов и Якутии и завершится 30 апреля в Кызыле. Проект, получивший название «Байкал-Опера», задуман в рамках подготовки к намеченному на 2015 год второму Байкальскому международному конкурсу вокалистов, который приобрел статус отборочного этапа конкурса итальянской оперы Competizione dell Opera. Впрочем, его организаторы не скрывают, что намерены возродить былую славу бурятской школы великолепных оперных певцов, когда столицу республики в шутку называли Милан-Удэ. Тем более, что ведущая роль в турне отведена легендарной певице Галине Шойдагбаевой, которая вместе с балериной Надеждой Павловой и альтистом Юрием Башметом составляет тройку самых молодых народных артистов Советского Союза. Подробности читайте в материале «ФедералПресс.Сибирь».Источник: http://fedpress.ru/news/society/reviews/1366982607-buryatiya-gotova-vosstanovit-slavu-milan-ude
В среду, 23 апреля, с концерта в Новосибирске начался тур вокалистов Бурятского государственного академического театра оперы и балета имени Цыдынжапова (БГАТОиБ), который пройдет по шести городам Сибирского федеральных округов и Якутии и завершится 30 апреля в Кызыле. Проект, получивший название «Байкал-Опера», задуман в рамках подготовки к намеченному на 2015 год второму Байкальскому международному конкурсу вокалистов, который приобрел статус отборочного этапа конкурса итальянской оперы Competizione dell Opera. Впрочем, его организаторы не скрывают, что намерены возродить былую славу бурятской школы великолепных оперных певцов, когда столицу республики в шутку называли Милан-Удэ. Тем более, что ведущая роль в турне отведена легендарной певице Галине Шойдагбаевой, которая вместе с балериной Надеждой Павловой и альтистом Юрием Башметом составляет тройку самых молодых народных артистов Советского Союза. Подробности читайте в материале «ФедералПресс.Сибирь».
«Мы не понаслышке знаем, что не так просто заново открываться театру оперы и балета после шестилетней реконструкции, когда его труппа вынуждена была скитаться по сельским домам культуры, а декорации и костюмы не просто пришли в упадок, но и морально устарели, – заявил на пресс-конференции в Новосибирске министр культуры Бурятии Тимур Цыбиков. – Но последние два сезона нас убедили, что былой интерес к нашему театру возрождается».
Нынешний тур оперных певцов бурятской оперы, получивший название «Байкал-Опера», начнется с концертов в Новосибирске и Томска, после чего его участники переместятся в Якутск. Три финальных концерта артисты планируют дать в крупных городах Центральной Сибири – Красноярске и Абакане, а завершающая точка турне будет дана в столице Республики Тува – Кызыле. При этом, как подчеркнул министр культуры Бурятии, в четырех из шести городов концерты пройдут в полноценном формате, когда выступления певцов пройдут при поддержке местных филармонических коллективов или оркестров оперных театров.
Как сообщил Тимур Цыбиков, проект «Байкал-Опера» задуман в рамках поддержки Байкальского международного конкурса вокалистов. Впервые он прошел в Улан-Удэ в мае 2011 года, собрав около 40 молодых певцов в возрасте до 35 лет из различных городов России и из Монголии, и теперь его планируется проводить раз в четыре года.
«До второго конкурса, проведение которого запланировано на 2015 год, осталось два года, – отметил министр – Сейчас мы просто презентуем наш конкурс, чтобы привлечь внимание молодых вокалистов из городов Сибири».
Как сообщила руководитель оперной труппы БГАТОиБ Дарима Линховоин, конкурс, который изначально задумывался как статусное культурное событие, имел весьма значительный призовой фонд, где победители получали по 200 тысяч рублей, а обладатели второго и третьего места – по 180 и 150 тысяч нрублей. Однако теперь Байкальский конкурс вокалистов будет проводиться в новом качестве, поскольку он станет отборочным этапом для международного вокального конкурса Competizione dell Opera.
По признанию Тимура Цыбикова, проект «Байкал-Опера» также задумывался как презентация молодой части трупы театра, которая не сильно знакома российским любителям оперы.
«В свое время слава бурятского оперного театра гремела по всей стране, – отметил министр, – а народного артиста ССР Лхасарана Линховоина регулярно приглашали для исполнения роли Кончака в постановке Большого театра»
Первая оперная труппа Бурятского музыкально-драматического театра была сформирована в конце 30 годов прошлого века усилиями композитора, дирижёра и этнографа-музыковеда Павла Берлинского и режиссера Гомбожапа Цыдынжапова. Первый оглушительный успех труппа имела на так называемой первой декаде бурят-монгольского искусства в Москве, где театр представил бурятскую оперу «Энхэ-Булат батор», созданную по мотивам национального эпоса.
«Первых исполнителей для труппы собирали с деревень, они не владели музыкальной грамотой, а свои партии они учили с голоса, – рассказала народная артистка России Дарима Линховоин. – Но в Москве они имели огромный успех, а Иосиф Сталин лично принимал их в Кремле».
В 1948 году музыкальный театр был отделён от драматического, став основой для создания Бурятского театра оперы и балета. В последующие году слава оперной труппы, где работало несколько народных артистов СССР, только росла. В 1979 году театру было присвоено звание академический.
«Организуя нынешнее турне «Байкал-Опера», мы хотели бы попробовать восстановить некоторые опции, которые были присущи советскому времени, – сообщил министр Тимур Цыбиков. – Не исключено, что какие–то сибирские театры захотят пригласить нашу Аюну Базаргуруеву, получившую в декабре прошлого года третье место на конкурсе Competizione dell Opera, или Ольгу Жигмитову, ставшую несколько лет назад лауреатом международной «Романсиады».
В программе концертов представлен широкий спектр академического оперного вокала – от колоратурного сопрано Билигмы Ринчиновой в арии Царицы ночи, лирического сопрано Аюны Базаргуруевой в возвышенной арии Адрианы Лекуврёр, меццо-сопрано Ольги Жигмитовой в знаменитой Хабанере Кармен до драматического тенора Баиржаба Дамбиева в арии Хосе, баритона Мунхзула Намхая в горьких раздумьях Алеко и Бадмы Гомбожапова в арии хана Кончака.
Однако самым участникам турне является народная артистка СССР Галина Шойдагбаева, которой удалось победить в начале 80-х годов на несколько престижных международных конкурсах. Пройдя стажировку в знаменитом миланском театре «Ла Скала» Галина Шойдагбаева в последние годы стала символом бурятского оперного исполнительского искусства.
«Все мы, буряты, немного широколицые, что дает особые возможности для резонанса, чего не могут добиться, даже усердно работая, певцы не восточных национальностей, – считает Дарима Линховоин, пытаясь объяснить феномен успеха бурятских оперных вокалистов. – Так, в свое время сильно потрясена Мария Биешу (советская оперная певица из Молдавии, народная артистка СССР, – прим. «ФедералПресс») в свое время сильно удивлялась, что в Бурятии что ни певец, то обязательно что-то потрясающее».
Источник: http://fedpress.ru/news/society/reviews/1366982607-buryatiya-gotova-vosstanovit-slavu-milan-ude
В среду, 23 апреля, с концерта в Новосибирске начался тур вокалистов Бурятского государственного академического театра оперы и балета имени Цыдынжапова (БГАТОиБ), который пройдет по шести городам Сибирского федеральных округов и Якутии и завершится 30 апреля в Кызыле. Проект, получивший название «Байкал-Опера», задуман в рамках подготовки к намеченному на 2015 год второму Байкальскому международному конкурсу вокалистов, который приобрел статус отборочного этапа конкурса итальянской оперы Competizione dell Opera. Впрочем, его организаторы не скрывают, что намерены возродить былую славу бурятской школы великолепных оперных певцов, когда столицу республики в шутку называли Милан-Удэ. Тем более, что ведущая роль в турне отведена легендарной певице Галине Шойдагбаевой, которая вместе с балериной Надеждой Павловой и альтистом Юрием Башметом составляет тройку самых молодых народных артистов Советского Союза. Подробности читайте в материале «ФедералПресс.Сибирь».
«Мы не понаслышке знаем, что не так просто заново открываться театру оперы и балета после шестилетней реконструкции, когда его труппа вынуждена была скитаться по сельским домам культуры, а декорации и костюмы не просто пришли в упадок, но и морально устарели, – заявил на пресс-конференции в Новосибирске министр культуры Бурятии Тимур Цыбиков. – Но последние два сезона нас убедили, что былой интерес к нашему театру возрождается».
Нынешний тур оперных певцов бурятской оперы, получивший название «Байкал-Опера», начнется с концертов в Новосибирске и Томска, после чего его участники переместятся в Якутск. Три финальных концерта артисты планируют дать в крупных городах Центральной Сибири – Красноярске и Абакане, а завершающая точка турне будет дана в столице Республики Тува – Кызыле. При этом, как подчеркнул министр культуры Бурятии, в четырех из шести городов концерты пройдут в полноценном формате, когда выступления певцов пройдут при поддержке местных филармонических коллективов или оркестров оперных театров.
Как сообщил Тимур Цыбиков, проект «Байкал-Опера» задуман в рамках поддержки Байкальского международного конкурса вокалистов. Впервые он прошел в Улан-Удэ в мае 2011 года, собрав около 40 молодых певцов в возрасте до 35 лет из различных городов России и из Монголии, и теперь его планируется проводить раз в четыре года.
«До второго конкурса, проведение которого запланировано на 2015 год, осталось два года, – отметил министр – Сейчас мы просто презентуем наш конкурс, чтобы привлечь внимание молодых вокалистов из городов Сибири».
Как сообщила руководитель оперной труппы БГАТОиБ Дарима Линховоин, конкурс, который изначально задумывался как статусное культурное событие, имел весьма значительный призовой фонд, где победители получали по 200 тысяч рублей, а обладатели второго и третьего места – по 180 и 150 тысяч нрублей. Однако теперь Байкальский конкурс вокалистов будет проводиться в новом качестве, поскольку он станет отборочным этапом для международного вокального конкурса Competizione dell Opera.
По признанию Тимура Цыбикова, проект «Байкал-Опера» также задумывался как презентация молодой части трупы театра, которая не сильно знакома российским любителям оперы.
«В свое время слава бурятского оперного театра гремела по всей стране, – отметил министр, – а народного артиста ССР Лхасарана Линховоина регулярно приглашали для исполнения роли Кончака в постановке Большого театра»
Первая оперная труппа Бурятского музыкально-драматического театра была сформирована в конце 30 годов прошлого века усилиями композитора, дирижёра и этнографа-музыковеда Павла Берлинского и режиссера Гомбожапа Цыдынжапова. Первый оглушительный успех труппа имела на так называемой первой декаде бурят-монгольского искусства в Москве, где театр представил бурятскую оперу «Энхэ-Булат батор», созданную по мотивам национального эпоса.
«Первых исполнителей для труппы собирали с деревень, они не владели музыкальной грамотой, а свои партии они учили с голоса, – рассказала народная артистка России Дарима Линховоин. – Но в Москве они имели огромный успех, а Иосиф Сталин лично принимал их в Кремле».
В 1948 году музыкальный театр был отделён от драматического, став основой для создания Бурятского театра оперы и балета. В последующие году слава оперной труппы, где работало несколько народных артистов СССР, только росла. В 1979 году театру было присвоено звание академический.
«Организуя нынешнее турне «Байкал-Опера», мы хотели бы попробовать восстановить некоторые опции, которые были присущи советскому времени, – сообщил министр Тимур Цыбиков. – Не исключено, что какие–то сибирские театры захотят пригласить нашу Аюну Базаргуруеву, получившую в декабре прошлого года третье место на конкурсе Competizione dell Opera, или Ольгу Жигмитову, ставшую несколько лет назад лауреатом международной «Романсиады».
В программе концертов представлен широкий спектр академического оперного вокала – от колоратурного сопрано Билигмы Ринчиновой в арии Царицы ночи, лирического сопрано Аюны Базаргуруевой в возвышенной арии Адрианы Лекуврёр, меццо-сопрано Ольги Жигмитовой в знаменитой Хабанере Кармен до драматического тенора Баиржаба Дамбиева в арии Хосе, баритона Мунхзула Намхая в горьких раздумьях Алеко и Бадмы Гомбожапова в арии хана Кончака.
Однако самым участникам турне является народная артистка СССР Галина Шойдагбаева, которой удалось победить в начале 80-х годов на несколько престижных международных конкурсах. Пройдя стажировку в знаменитом миланском театре «Ла Скала» Галина Шойдагбаева в последние годы стала символом бурятского оперного исполнительского искусства.
«Все мы, буряты, немного широколицые, что дает особые возможности для резонанса, чего не могут добиться, даже усердно работая, певцы не восточных национальностей, – считает Дарима Линховоин, пытаясь объяснить феномен успеха бурятских оперных вокалистов. – Так, в свое время сильно потрясена Мария Биешу (советская оперная певица из Молдавии, народная артистка СССР, – прим. «ФедералПресс») в свое время сильно удивлялась, что в Бурятии что ни певец, то обязательно что-то потрясающее».
Источник: http://fedpress.ru/news/society/reviews/1366982607-buryatiya-gotova-vosstanovit-slavu-milan-ude
В среду, 23 апреля, с концерта в Новосибирске начался тур вокалистов Бурятского государственного академического театра оперы и балета имени Цыдынжапова (БГАТОиБ), который пройдет по шести городам Сибирского федеральных округов и Якутии и завершится 30 апреля в Кызыле. Проект, получивший название «Байкал-Опера», задуман в рамках подготовки к намеченному на 2015 год второму Байкальскому международному конкурсу вокалистов, который приобрел статус отборочного этапа конкурса итальянской оперы Competizione dell Opera. Впрочем, его организаторы не скрывают, что намерены возродить былую славу бурятской школы великолепных оперных певцов, когда столицу республики в шутку называли Милан-Удэ. Тем более, что ведущая роль в турне отведена легендарной певице Галине Шойдагбаевой, которая вместе с балериной Надеждой Павловой и альтистом Юрием Башметом составляет тройку самых молодых народных артистов Советского Союза. Подробности читайте в материале «ФедералПресс.Сибирь».
«Мы не понаслышке знаем, что не так просто заново открываться театру оперы и балета после шестилетней реконструкции, когда его труппа вынуждена была скитаться по сельским домам культуры, а декорации и костюмы не просто пришли в упадок, но и морально устарели, – заявил на пресс-конференции в Новосибирске министр культуры Бурятии Тимур Цыбиков. – Но последние два сезона нас убедили, что былой интерес к нашему театру возрождается».
Нынешний тур оперных певцов бурятской оперы, получивший название «Байкал-Опера», начнется с концертов в Новосибирске и Томска, после чего его участники переместятся в Якутск. Три финальных концерта артисты планируют дать в крупных городах Центральной Сибири – Красноярске и Абакане, а завершающая точка турне будет дана в столице Республики Тува – Кызыле. При этом, как подчеркнул министр культуры Бурятии, в четырех из шести городов концерты пройдут в полноценном формате, когда выступления певцов пройдут при поддержке местных филармонических коллективов или оркестров оперных театров.
Как сообщил Тимур Цыбиков, проект «Байкал-Опера» задуман в рамках поддержки Байкальского международного конкурса вокалистов. Впервые он прошел в Улан-Удэ в мае 2011 года, собрав около 40 молодых певцов в возрасте до 35 лет из различных городов России и из Монголии, и теперь его планируется проводить раз в четыре года.
«До второго конкурса, проведение которого запланировано на 2015 год, осталось два года, – отметил министр – Сейчас мы просто презентуем наш конкурс, чтобы привлечь внимание молодых вокалистов из городов Сибири».
Как сообщила руководитель оперной труппы БГАТОиБ Дарима Линховоин, конкурс, который изначально задумывался как статусное культурное событие, имел весьма значительный призовой фонд, где победители получали по 200 тысяч рублей, а обладатели второго и третьего места – по 180 и 150 тысяч нрублей. Однако теперь Байкальский конкурс вокалистов будет проводиться в новом качестве, поскольку он станет отборочным этапом для международного вокального конкурса Competizione dell Opera.
По признанию Тимура Цыбикова, проект «Байкал-Опера» также задумывался как презентация молодой части трупы театра, которая не сильно знакома российским любителям оперы.
«В свое время слава бурятского оперного театра гремела по всей стране, – отметил министр, – а народного артиста ССР Лхасарана Линховоина регулярно приглашали для исполнения роли Кончака в постановке Большого театра»
Первая оперная труппа Бурятского музыкально-драматического театра была сформирована в конце 30 годов прошлого века усилиями композитора, дирижёра и этнографа-музыковеда Павла Берлинского и режиссера Гомбожапа Цыдынжапова. Первый оглушительный успех труппа имела на так называемой первой декаде бурят-монгольского искусства в Москве, где театр представил бурятскую оперу «Энхэ-Булат батор», созданную по мотивам национального эпоса.
«Первых исполнителей для труппы собирали с деревень, они не владели музыкальной грамотой, а свои партии они учили с голоса, – рассказала народная артистка России Дарима Линховоин. – Но в Москве они имели огромный успех, а Иосиф Сталин лично принимал их в Кремле».
В 1948 году музыкальный театр был отделён от драматического, став основой для создания Бурятского театра оперы и балета. В последующие году слава оперной труппы, где работало несколько народных артистов СССР, только росла. В 1979 году театру было присвоено звание академический.
«Организуя нынешнее турне «Байкал-Опера», мы хотели бы попробовать восстановить некоторые опции, которые были присущи советскому времени, – сообщил министр Тимур Цыбиков. – Не исключено, что какие–то сибирские театры захотят пригласить нашу Аюну Базаргуруеву, получившую в декабре прошлого года третье место на конкурсе Competizione dell Opera, или Ольгу Жигмитову, ставшую несколько лет назад лауреатом международной «Романсиады».
В программе концертов представлен широкий спектр академического оперного вокала – от колоратурного сопрано Билигмы Ринчиновой в арии Царицы ночи, лирического сопрано Аюны Базаргуруевой в возвышенной арии Адрианы Лекуврёр, меццо-сопрано Ольги Жигмитовой в знаменитой Хабанере Кармен до драматического тенора Баиржаба Дамбиева в арии Хосе, баритона Мунхзула Намхая в горьких раздумьях Алеко и Бадмы Гомбожапова в арии хана Кончака.
Однако самым участникам турне является народная артистка СССР Галина Шойдагбаева, которой удалось победить в начале 80-х годов на несколько престижных международных конкурсах. Пройдя стажировку в знаменитом миланском театре «Ла Скала» Галина Шойдагбаева в последние годы стала символом бурятского оперного исполнительского искусства.
«Все мы, буряты, немного широколицые, что дает особые возможности для резонанса, чего не могут добиться, даже усердно работая, певцы не восточных национальностей, – считает Дарима Линховоин, пытаясь объяснить феномен успеха бурятских оперных вокалистов. – Так, в свое время сильно потрясена Мария Биешу (советская оперная певица из Молдавии, народная артистка СССР, – прим. «ФедералПресс») в свое время сильно удивлялась, что в Бурятии что ни певец, то обязательно что-то потрясающее».
Источник: http://fedpress.ru/news/society/reviews/1366982607-buryatiya-gotova-vosstanovit-slavu-milan-ude