Стрижка овец в хозяйственном цикле бурят

15 июня Этнографический музей народов Забайкалья провел традиционный этнографический праздник «День стрижки овец».
Баир Цыремпилович Гомбоев, заместитель директора по науке ГАУК РБ «Этнографический музей народов Забайкалья»
3901

Стрижка овец занимала в хозяйственном цикле бурят особенное место. Дело в том, что именно период второй декады как раз подходил по сезонным и климатическим факторам для того, чтобы максимально улучшить качество шерсти. В I декаде июня обычно шли дожди, затем наступали солнечные дни, и только после этого можно было приступать к стрижке – шерсть в это время становилась пушистой, жирной и хорошо поддавалась процессу стрижки. После стрижки овец перед заготовкой кормов (сенокоса) повсеместно начинались обряды поклонения (обоо тахиха) и культуно-спортивные праздники сурхарбан (примерно конец июня – начало июля). 

В целом овцы, наряду с лошадьми, считались животными «горячего дыхания – халуун амитай» и традиционно использовались в обрядово-ритуальных мероприятиях жизненного цикла (обряды поклонения, посвящения, свадебные обряды и т.д.).

В программе праздника «День стрижки овец» были представлены выставка музейных предметов, характеризующих хозяйственно-культурный тип кочевников, предметы обихода, быта, хозяйственные предметы, а также традиционные узоры и символы, имеющие отношение к овцеводческой культуре. В рамках праздника сотрудники музея провели экскурсию и мастер-класс на предбайкальском комплексе. Далее этнографическое действо продолжилось на забайкальском комплексе, где рабочие уголка живой природы мастерски показали процесс стрижки ручным способом. Чуть поодаль гостям и посетителям музея были показаны элементы валяния войлока (нооhо hабаха – подготовка шерстирррhhhhhh); ритуалы поклонения духам-хозяевам местности; подготовка и угощение традиционным бурятским зеленым чаем. В кульминации праздника участие приняли представители семейской «деревни», которые, «узнав», что идет стрижка овец у соседей, успешно провели бартер, как в старые добрые времена, поменяв мешок муки на качественную шерсть. Все это сопровождалось профессиональными выступлениями фольклорных коллективов «Магтаал» и «Семейские янтари».

Исходя из восторженных откликов гостей из Германии, Москвы, о. Сахалин и о. Итуруп (Курильские острова) и всех горожан, кто не только увидел, но и поучаствовал в данных обрядах и мероприятиях, можно с уверенностью сказать, что праздник удался. Гостей праздника было немало (до пятисот человек), и организаторы все же надеются, что посетителей будет из года в год все больше и больше. Ведь сохранение традиционной культуры и опыта предыдущих поколений для подрастающих поколений зависит от нас самих. 

Читайте также