В Улан-Удэ откроется выставка «Шэнэхээн нютаг: Картины бурятского мира»

В Художественном музее им. Ц. Сампилова 9 сентября в 16.00 открывается выставка «Шэнэхээн нютаг» художника Булад-Тумэр (г. Хулэнбуйр) и фотографа Баяр (г. Пекин).
8855

В начале ХХ века из-за перемен в стране буряты вынуждены были уходить на юг во Внутреннюю Монголию. Причины ухода: аграрные реформы Столыпина 1906-1910 гг., оставлявшие кочевников-бурят без пастбищ, революция 1917 года и последовавшие за ней коллективизация и репрессии.

Местность Шэнэхэн, где начали жить буряты, сегодня известна как уникальный и самобытный «мир» бурятской культуры во Внутренней Монголии КНР. По словам известного летописца Цоктын Жамсо, «эта местность приняла, приютила, подарила нам и нашим детям Жизнь».

На выставке о жизни в Шэнэхэне - «территории незыблемости бурятских традиций» будет представлено всего 70 работ: 40 рисунков и 30 фотографий.

 

Приветственное слово художников из Внутренней Монголии по случаю открытия выставки «Шэнэхээн нютаг: Картины бурятского мира»

 

В большой семье монгольских народов есть одно древнее племя с глубокой историей и вызывающими восхищение крепкими самобытными традициями и обычаями — буряты. Буряты живут в трёх странах, а именно: в России, в Монголии и в Китае. В Китае живёт приблизительно 7000 бурят. Они носят красивые шапки с ярко-красными кистями из кручёных нитей, и сами шапки похожи по форме на горные вершины, одеты в плотные, прочные, просторные, сшитые вручную дэгэлы, передающие прекрасный степной колорит. Они крепко помнят заповеди своих предков и прекрасно владеют искусством верховой езды. Они отличаются духом свободы, необъятным, как сама степь, воплощающим квинтэссенцию монгольской кочевой культуры.

 

В просторной степи Хулунбуира история бурят-монголов насчитывает почти сто лет. В 1918 году часть бурят ушла на юг в сторону Хулунбуирской степи, где они получили специальное разрешение на поселение в местности Шэнэхээн и стали жить рядом с монголами, с которыми имели давние родственные связи. Исторически у бурят, как и в целом у монголов, по-настоящему очень жестокая и драматичная история. Такая история намного превосходит все природные стихийные бедствия, включающие в себя снежные бури и засухи. Это выковало крепкий и выносливый характер, сформировало богатую коллективную память, и всё это до сих пор является движущей силой и мотивацией народа.

 

Традиционные обычаи и система ценностей бурят включают в себя обучение детей родословным,  для того чтобы они крепко помнили имена своих предков, изучение родного языка, обучение девочек шитью традиционной одежды, обуви, головных уборов. Также детей обучают необходимости взаимопомощи в общении с земляками, бережному отношению к природе, чувству уважения к религии, и в то же время новейшим научно-техническим достижениям. Такая своеобразная, мощная воля к жизни и дух гарантировали бурятам сохранение культурного кода и национального характера.

 

Образ жизни кочевых народов заключается в постоянном движении, но цель движения – это стремление к достатку и миру. Представленные на выставке рисунки и картины свидетельствуют об этом. В Китае бурят-монголы не только сохранили сильную традиционную культуру, но и внесли элементы новаций, что отразилось на образе жизни соседствующих народов и в целом сохранении степной гармонии и атмосферы.

 

В стремлении к свободному самовыражению и сохранению национального характера приходится сталкиваться со многими соблазнами, но буряты находят в себе силы противостоять этим соблазнам современной жизни. Под волнами современных интеграционных процессов во многих городах всё реже можно увидеть людей, которые одевают национальную одежду, но в Китае в тех местах, где живут буряты, повсюду можно увидеть бурят в национальной одежде. Бурятская национальная одежда вместе с другими народными традициями и обычаями привлекают многочисленных исследователей и туристов. Это новейшее воплощение бурятской философии жизни. Обычное описание кочевых народов это фраза о том, что они «живут в поисках воды и пастбищ», но на самом деле они «живут в поисках мира и спокойствия». Буряты, как и все монгольские народы, одинаковы в надеждах на счастье и благополучие. На выставке несколько десятков рисунков и фотографий, которые описывают отрывки из материальной и духовной жизни бурят в Хулунбуйре.

 

От всего сердца желаем всем бурят-монголам процветания и развития, а также желаем всем бурят-монголам России, Монголии и Китая счастливой жизни, достатка, мира и спокойствия!

 

Художник Булад-Тумэр (г. Хулэнбуйр);

Фотограф Баяр (г. Пекин)

 

Художник Булад-Тумэр (кит. Тье Ган) родился в 1964 году в Китае в Хулунбуире, по происхождению монгол. Отличительная черта – рисует пером. Начиная с 2006 года, постоянно публикуется в самых значимых отечественных и зарубежных изданиях: «Китайская живопись», «Жэньминь жибао», «Национальный иллюстрированный журнал», «Изобразительное искусство» и др.

В своем творчестве художник большое место уделяет теме шэнэхэнских бурят, истории и традиционной культуре.

2009 г. – участник общенациональной выставки изобразительного искусства Китая.

2010 г. – автор и участник проекта «Паломнический тур к произведениям пяти художников, рисующих пером» в художественной галерее Китайской Национальной Академии живописи.

2011 г. – по приглашению Президента Франции Николя Саркози принял участие в одной из трёх крупнейших всемирно признанных событий визуального искусства – «Выставке произведений изобразительного искусства – Лувр 2011».

Помимо работ художника Булад-Тумэра на выставке будут представлены фотографии редактора иллюстрированного журнала Китайского Национального комитета по вопросам национальностей Баяра (г. Пекин).

Читайте также