Нереальная музыка!

Бурятская филармония представила новый авангардный медиа-проект «Nothingisreal». Для улан-удэнской публики это уже третий концерт подобного рода в нынешнем сезоне. Первым было выступление Петра Ожеховского, пианиста из Польши, который совсем недавно получил приз «Надежда меломанов» на международном фестивале джазовых пианистов в Варшаве. Вторым стал концерт «Оставь меня в покое» (куратор проекта Олег Пайбердин, художественный руководитель московского ансамбля «Галерея актуальной музыки»), где виолончелистом Сергеем Асташонком исполнялись авангардные композиции современных композиторов, написанные для видео-арта и немого сюрреалистического фильма Ман Рея.
Елена Емельянова
5179

3 февраля на сцене филармонии была представлена музыка второй половины ХХ века, которая часто исполняется в Европе и Америке, но не звучит в Бурятии. Эту ситуацию решил исправить молодой композитор, студент Московской консерватории Денис Хоров, выпускник Улан-Удэнской детской школы искусств № 3, знающий изнутри, как и что игралось и играется в республике. Продумав концепцию и пригласив таких же, как и сам куратор, молодых талантливых музыкантов, композиторов и танцоров, Денис представил ретроспективу музыки второй половины ХХ века. Получилась гармоничная смесь музыки, текста, видео и хореографии.

Как отметил Хоров, показанная эпоха была очень интенсивной и богатой на всевозможные опыты. Поэтому программу удалось составить максимально разнообразную. Здесь был представлен и минимализм, и абстракционизм, и концептуализм, и такое направление в современной музыке, как «новая тишина».

Оказалось, что публике было, что услышать и послушать, хотя иногда некоторые композиции и казались слишком уж провокационными. Если только вслушаться в комментарии к произведениям (которыми, к слову, Денис Хоров предварял каждую звучащую пьесу)… Мортон Фельдман – рассматривал нотный лист как холст. Винсент Перисичетти – известен авторскими решениями времени и пространства исполнения. Кристиан Вульф – музыку записывал посредством текста, изобретатель текстовой партитуры. АльвинЛюсье – многократно перезаписывал человеческий голос на магнитную плёнку, чтобы извлечь из него в результате аккорды. Хельмут Лахенман – автор партитуры движения. Джон Кейдж – исследователь и исполнитель музыки тишины. Антон Васильев – перевёл текст конституции России в музыку.

Новой музыкой принято считать не какое-то определённое направление, а сам феномен изменения художественного языка. Таким образом, исполнитель передаёт музыку уже не посредством какой-то гармоничной мелодии, а ищет новые пути для её извлечения. Активно используется всё, что не входит в список классических музыкальных инструментов. Это и так называемая расширенная техника, при которой со стандартной средой инструмента обращаются нестандартно. Так, например, на концерте можно было услышать музыку камней Кристиана Вульфа, музыку хлопков Стива Райха и даже тишину Джона Кейджа.

Новую музыку, авангард слушатель всегда принимает как-то по-особенному. Многое воспринималось и сейчас воспринимается как розыгрыш, клоунада, насмешка над публикой. Кого-то музыка отталкивает, кого-то, наоборот, восхищает, у кого-то вызывает негодование и недоумение. Возможно, эти и другие, самые противоречивые, эмоции вызвал  проект «Nothingisreal» у зрителей. Но если считать концерт экспериментом над собой, над своим восприятием, над своим музыкальным вкусом, то можно многое понять и посмотреть на любимую музыку уже совершенно с другого ракурса.

Читайте также