Концерт Государственного камерного оркестра России стал настоящим откровением для улан-удэнской публики

Везде, где хоть как-то упоминается Государственный академический камерный оркестр России, говорится о том, что это  один из лучших оркестров страны. Гости фестиваля Pizzicato смогли сами убедиться в том, что ни одно издание, ни один телеканал, ни один информационный ресурс в этом их не обманул.
2669

Концерт коллектива, который состоялся 22 апреля в Бурятской филармонии, отличался необыкновенной лёгкостью, утончённостью и изысканностью.  Классическая программа, составленная из музыки композиторов эпохи Барокко Вивальди, Боккерини, Баха и Циполли, а также произведения «Два танго» Астора Пьяцолллы, в исполнении оркестра обрела новое тонкое звучание и удивила даже самых искушённых слушателей города.

За несколько минут до начала выступления нам удалось побеседовать с художественным руководителем оркестра, прославленным гобоистом  Алексеем Уткиным. О молодости, о работе и, конечно, о музыке.

- Государственный камерный оркестр состоит практически полностью из молодых исполнителей…  

- Да, и это не случайно. Нынешний состав – это возрожденный оркестр. Те музыканты, которые сейчас работают, появились практически одновременно. Вместе они сыгрывались и вместе музицируют по сей день. Почему молодые? Потому что им легче между собой общаться, и мне с ними вполне комфортно.

- До работы в Государственном оркестре Вы в течение десяти лет руководили ансамблем «Эрмитаж». Продолжаются ли сейчас Ваши отношения ним?

- Здесь всё очень тонко. Название ансамбля «Эрмитаж», который я в своё время создал и которым руководил, осталось. А музыканты оркестра перешли сюда и составили костяк Государственного камерного оркестра. «Эрмитаж» сейчас существует, кое-кто из оркестра играет там с удовольствием параллельно. Можно назвать его сессионным ансамблем, который собирается ради каких-то определённых проектов. Руководит им мой друг Александр Гиндин.

- Кем Вы себя сейчас больше чувствуете: художественным руководителем, дирижёром, солистом?

- Я думаю, что сейчас я как художественный руководитель в большей степени. Как дирижёр, да, но для меня это всё в новинку. До того, как я стал руководить оркестром, я не дирижировал никогда и не пытался этого делать. И сегодня, кстати, часть концерта будет проходить без моего участия как дирижера. Коллектив будет играть сам, потому что так сама музыка предписывает. И здесь совершенно необязателен момент иллюстрации её. Это являет собой принцип моего отношения к оркестру, потому что он в дирижёре нуждается не всегда. Я стараюсь себя в этом смысле не навязывать.

- Сегодня слушателей ждёт программа, составленная из классических произведений. Известно, что Вы с оркестром иногда экспериментируете. К примеру, исполняете музыку фьюжн-гитариста Джона Макклафлина. Как часто такое с Вами случается?

- Да, такие смешения будут всегда интересны, но случается с нами очень редко. При этом, мы не просто уподобляемся какой-то популярной музыке, а играем ту же серьёзную музыку, только немного другого направления. Таково наше своеобразное отношение к жизни. Но не стоит забывать, что, в первую очередь, мы АКАДЕМИЧЕСКИЙ камерный оркестр. Хотя что-то менее академичное изредка мы можем позволить себе в программе.

- На Ваш взгляд, для кого изначально писалась музыка, которую сейчас принято называть элитной и музыкой «не для всех»?

- Есть музыка элитарная, есть музыка популярная, развлекательная. Она писалась для всех, безусловно. Но, увы, не всякая написанная музыка была воспринята всеми.

- Нужно ли уметь понимать музыку? Или для её восприятия не нужно никакого багажа?

- Думаю, первоначально музыка должна понравиться. Если она понравится, то вникая и слушая разнообразную музыку как можно больше и чаще, ты начинаешь более или менее разбираться в ней. Мне трудно говорить о непрофессиональном восприятии, потому что я сам нахожусь по другую сторону. Но судя по отзывам тех «непрофессионалов»,  что приходят на наши концерты, умение чувствовать и понимать приходит с таким определённым музыкальным опытом.

Читайте также