Уважаемые участники расширенного заседания коллегии Министерства культуры Республики Бурятия, уважаемые приглашенные, дорогие друзья!
2014 год вошел в историю как Год культуры - год ярких событий, незабываемых встреч, новых проектов, а также острых дискуссий и споров о фундаментальном значении культуры, о предназначении и миссии учреждений культуры. Этот год положил начало не только серьезному разговору о культуре на государственном уровне, но и процессам, способствующим развитию культуры в долгосрочной перспективе.
Проведение Года культуры в России стало долгожданным и масштабным событием. Для регионов Год культуры обозначил формирование нового вектора отношений «центр-регион». Справедливым представляется мнение о региональной составляющей Года культуры как доминирующей. В Республике Бурятия, как и во всех субъектах Российской Федерации на основе анализа возможностей ресурсного обеспечения и содержания культурных проектов был сформирован и реализован План основных мероприятий в рамках общероссийского Года культуры, утвержденный распоряжением Правительства Республики Бурятия от 10 февраля 2014 г. №52-р.
Хочется верить, что Год культуры дал старт декаде культуры, поскольку решение сложной задачи, поставленной в рамках Года культуры Президентом страны, - кардинальной смены сложившейся практики отношения к сфере культуры как к развлечению, не является делом одного года. К цепочке предпринимаемых усилий по изменению восприятия культуры как важнейшего фактора, обеспечивающего стабильность и развитие страны, относится объявление 2015 года – Годом литературы.
Деятельность в области нормативно-правового регулирования и кадровой работы
2014 год стал годом ряда новелл в сфере нормативно-правового регулирования в сфере культуры. Новые тенденции законодательства затронули ключевые вопросы деятельности учреждений культуры. Прежде всего, отметим утверждение Указом Президента Российской Федерации №808 от 24.12.2014 «Основ государственной культурной политики», в обсуждении, котороой мы все с вами принимали участие. Принятием этого документа государство впервые возводит культуру в ранг национальных приоритетов. Регионы уже сейчас должны ориентироваться на положения Основ как базового документа для разработки и совершенствования законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих процессы развития культуры.
Принципиальные нововведения коснулись законодательства в сфере охраны памятников. 22 октября 2014 года Федеральным законом № 315-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Введен ряд новелл, в том числе уточнен порядок выявления объектов культурного наследия, надзора за их состоянием, содержанием и сохранением; подробно регламентированы вопросы, посвященные охранному обязательству, особенностям охраны отдельных видов объектов культурного наследия; детально разграничены соответствующие полномочия между органами власти различного уровня. В целом указанный закон написан с максимальным применением норм прямого действия.
В настоящее время Министерством в целях приведения в соответствие с федеральным законодательством разработан и находится на согласовании с заинтересованными министерствами и ведомствами проект закона о внесении изменений в закон Республики Бурятия «Об объектах культурного наследия».
Федеральным законом №50-ФЗ «О внесении изменений в статью 19 Федерального закона «О рекламе» и Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» установлен прямой запрет на распространение наружной рекламы на объектах культурного наследия, а также на их территориях, за исключением территорий достопримечательных мест.
Подчеркнем, что данный запрет не применяется в отношении распространения рекламы, содержащей информацию о проведении на объектах культурного наследия и их территориях театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий. Однако требования к распространению такой рекламы указываются в охранном обязательстве.
Главное, на чем мне сегодня хотелось бы сделать акцент - это нововведения в законодательство о разграничении полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления. В 2014 г., как вы знаете, в результате серьезного анализа и «ревизии» законодательных норм, регламентирующих полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере культуры, а именно норм Федерального закона №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федерального Закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» были закреплены полномочия в сфере культуры на уровне муниципального района и предоставлена возможность субъектам Российской Федерации регулировать наделение дополнительными полномочиями сельские поселения.
Законом Республики Бурятия от 07.10.2014 г. №713-V в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06.102003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены изменения в Закон Республики Бурятия от 07.10.2004 №896-III «Об организации местного самоуправления в Республике Бурятия» в части закрепления полномочий в сфере культуры на уровне муниципального района, а именно по:
- организации библиотечного обслуживания населения, комплектованию и обеспечению сохранности библиотечных фондов библиотек поселения;
- охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения;
- созданию условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении.
На уровне сельских поселений в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия остаются полномочия по созданию условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры, а также по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения.
По данным оперативного мониторинга на данный момент 19 муниципальных районов исполняют полномочия по организации библиотечного обслуживания населения, комплектованию и обеспечению сохранности библиотечных фондов библиотек поселения напрямую через сеть централизованных библиотечных систем путем создания филиалов в сельских поселениях. В Прибайкальском районе в соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» исполнение указанного полномочия передано соглашением сельским поселениям.
Исполнения полномочий по созданию условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры 12 муниципальных образований передали полномочия на районный уровень, из них 10 путем заключения соглашений (часть 4 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), 2 муниципальных района (Бичурский, Мухоршибирский) предусмотрели расходные обязательства как собственные в рамках исполнения полномочий по созданию условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении.
Необходимо указать, что Баунтовским районом исполнение полномочий в сфере культуры в соответствие с Федеральным законом 27.05.2014 №136-ФЗ и Законом Республики Бурятия от 07.10.2014 №713-V «О внесении изменений в Закон Республики Бурятия «Об организации местного самоуправления в Республике Бурятия» по состоянию на 01.01.2015 года не приведены.
В силу незавершенности процессов перераспределения полномочий, прошу Глав муниципальных образований уделить этому вопросу особое внимание, как впрочем в целом вопросам динамичного развития учреждений культуры. Прошу помнить, что запущенные учреждения культуры являются одним из наглядных признаков депрессивности территории района.
Уважаемые коллеги! Нам всем выпала участь принимать кардинальные решения, определяющие будущее сети муниципальных учреждений, которая сложилась при другой политической и экономической системе. В новых условиях реновация библиотек и домов культуры неизбежна. При этом хочу подчеркнуть, что модернизационные процессы никак не должны отразиться на выполнении социальной миссии сельских учреждений культуры. Для нас недопустимо снижение основных показателей деятельности, как например, количество книговыдачи, количество читателей. Безусловно, в эпоху Интернета библиотека уже не может выступать в качестве единственного и уникального источника информации. Поэтому привлечение нового поколения читателей требует поиска новых форм привития интереса к чтению.
В рамках предстоящего в 2015 году Байкальского информационного форума необходимо выработать конкретные рекомендации по обновлению работы сельских библиотек, сформировать продуманный перечень мобильных форм обслуживания. Мы не можем не откликаться на общественный запрос (который, кстати, звучит все чаще) о том, что люди хотят видеть другую библиотеку - актуальную, интересную. Признаемся, созданная в советское время сеть муниципальных библиотек продолжает ассоциироваться у населения, особенно у молодежи, с эстетически устаревшим пространством. Задача Национальной библиотеки Республики Бурятия как головного методического центра заключается в том, чтобы выработать на основе рекомендаций БИФа предложения для внесения изменений в принятую в отчетном году Концепцию развития библиотечного дела Республики Бурятия, в части конкретизации современных форм обслуживания жителей сельских населенных пунктов с учетом их численности.
Напомню, что в 2014 г. Законом Республики Бурятия от 07.03.2014 №362-V были при поддержке профильного комитета Народного Хурала разблокированы статьи Законов Республики Бурятия «О культуре» и «О государственной поддержке кинематографии в Республике Бурятия», предусматривающие государственную поддержку по направлениям: книгоиздание и кинематография. В связи с чем, с 2014 г. Министерство возобновило исполнение полномочий по данным направлениям. Позволю сразу озвучить, что финансирование книгоиздания и кинематографии составило 3 млн. руб. Национальные фильмы, получившие государственную поддержку («Аноним 03», «Булаг. Святой источник») посмотрели 9 000 зрителей. Издано 10 наименований книг краеведческой и детской литературы тиражом 4 700 экземпляров. Более того, издание книг осуществлялось, в том числе и в рамках государственных программ «Сохранение и развитие бурятского языка», «Совершенствование государственного управления», перечня общественно значимых мероприятий, в рамках мероприятий по популяризации объектов культурного наследия. В целом объем финансирования книгоиздания составил 10 млн. руб. Издано 30 наименований книг. Общий тираж изданных книг составил 21 800 экземпляров.
Финансово-экономическая деятельность.
Объем финансирования сферы культуры без раздела "образование" в 2014 году составил 3,2% консолидированного бюджета Республики Бурятия, это 2055852,3 тыс. руб. (2 млрд. 55 млн.)
На развитие отрасли по разделу "Культура" из республиканского бюджета было выделено 900698,6 тыс. рублей. Из бюджета муниципальных районов и городских округов по разделу "Культура" в 2014 году выделено 1155153,7 тыс. рублей, что составляет 5% от всех расходов муниципальных бюджетов.
В 2014 году все основные индикаторы, характеризующие результаты деятельности в сфере культуры и искусства выполнены в полном объеме.
Приоритетным направлением деятельности остается работа по реализации майских указов Президента Российской Федерации по повышению заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений культуры, педагогических работников дополнительного образования и ССУЗов в сфере культуры и искусства.
В 2014 году были выделены дополнительные финансовые средства на повышение оплаты труда работников учреждений культуры в размере 177,2 млн. руб. (в том числе муниципальным районам - 90,5 млн. руб., республиканским учреждениям- 86,7 млн.руб.).
По данным официальной статистики в 2014 г. средняя заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений культуры составила 18 694,3 руб. Это составляет 67,2% от средней по республике (План 64,9%), в том числе по муниципальным учреждениям среднемесячная заработная плата составила 15 499,2 руб. Данный показатель выше установленного «дорожной картой» порогового значения на 4,1%.
К сожалению, зафиксирован факт отступления от пороговых значений средней заработной платы в Кижингинском районе. Уровень невыполнения составил 4,7%. Напоминаем, что в рамках реализации майских указов Президента РФ персональную ответственность за невыполнение заданных параметров повышения заработной платы работников муниципальных учреждений несут руководители районов и городов.
По республиканским учреждениям средняя заработная плата составила 25 648 руб. Темп роста к 2013 г. составляет 23,5% .
В Сибирском Федеральном округе Республика Бурятия по показателю среднемесячная заработная плата продолжает занимать 6 место среди 12 субъектов Российской Федерации, после Иркутской области со средней заработной платой работников культуры – 22 336 руб., Томской области – 21 561руб., Новосибирской области – 20 563 руб., Республики Хакасия – 20 173 руб. и Красноярского края– 19 638 руб.
Среднемесячная заработная плата педагогических работников дополнительного образования составила 29 244 руб. или 105,1 % от средней по республике, работников средних специальных образовательных учреждений в сфере культуры - 23 811 руб. или 85,6 % от средней по республике.
Объем средств, направленных от приносящей доход деятельности на заработную плату работников учреждений культуры в 2014 году составил с учетом начислений 47107,7 тыс. рублей.
В целом объем платных услуг в сфере культуры составил 477,6 млн. руб., в том числе в муниципальных образованиях 83,5 млн. руб., республиканских учреждениях - 139,2 млн. руб. Темп роста объема платных услуг республиканских учреждений культуры составил 10,7 % к объемам 2013 года. В 12 из 23 районов (городских поселений) выявлено снижение объемов платных услуг по отношению к объемам 2013 года. Снижение показателей платных услуг в 2014 г. показал и коммерческий сектор, оно составило 12,7 % по отношению к 2013 г.
Прошу руководителей органов управления культурой муниципальных образований обратить пристальное внимание на необходимость выполнения этого показателя в соответствии с принятыми обязательствами.
В связи с общей социально-экономической ситуацией в стране и ростом конкуренции за зрителя прошу вас, а также руководителей учреждений культуры взвешенно подходить к ценообразованию. Необходимо определить оптимальную ценовую политику и обеспечивать достойный качественный уровень мероприятий, в том числе за счет грамотного распределения ресурсов и возможно их концентрации на главных проектах.
Ключевая тема Года культуры – привлечение внимания к регионам нашла в Республике Бурятия свое практическое воплощение не только в ряде крупных мероприятий, но и прежде всего в росте объемов государственной поддержки за счет средств федерального бюджета.
Расходы Министерства культуры, произведенные за счет средств федерального бюджета, в 2014 г. составили 50 489,9 тыс. руб., что превышает показатели 2013 г. почти в 10 раз (в 2013 г. – 5 925,9 тыс. руб.). Так, удалось реализовать мероприятия направленные на:
- укрепление материально-технической базы и оснащение оборудованием детских школ искусств (1 515 100,0 руб.);
- обеспечение сел Кабанского района мобильной системой библиотечного обслуживания (3 268963,02 руб.);
- обеспечение учреждений культуры Еравнинского и Тункинского районов специализированным автотранспортом (3 557 200,00 руб.);
- комплексное развитие республиканских учреждений культуры (20 000 000, 00 руб.);
- комплексное развитие музыкальных организаций, а именно для реализации творческого проекта «Фестиваль «Классика на Байкале. Музыка без границ» (10 000 000,00 руб.);
- государственную поддержку лучших муниципальных учреждений культуры, находящихся на территории сельских поселений: 8 сельских учреждений культуры получили денежные поощрения в размере 100 000, 00 руб, 11 работников культуры по 50 000,00 каждый.
Позволю подчеркнуть, что нам удалось, благодаря включению в федеральный план проведения Года культуры, реализовать масштабные и потому наиболее затратные с точки зрения финансового обеспечения творческие проекты. Так, обеспечено участие республики в программах «Большие гастроли. Театральное лето России», «Гастроли ведущих музыкальных коллективов в регионах России», «Всероссийский виртуальный концертный зал».
В 2014 г. в дополнение к вышеозначенной сумме федерального финансирования были выделены в рамках ФЦП «Культура России» (2012-2018 гг.) средства в объеме более 8 млн. руб. (8 054, 0 тыс. руб.) на проведение крупных творческих мероприятий.
Сегодня в новых финансовых, экономических условиях остро звучит тема оптимизации и сокращения бюджетов. Сфера культуры не является здесь исключением.
В целом министерству удалось защитить основные статьи расходов республиканских учреждений. Прошу обратить внимание руководителей на необходимость сохранения основного персонала, проведя оптимизацию административно-управленческого и вспомогательного персонала. Мы не защищены от влияния общероссийских тенденций, но позиция Министерства в этом отношении однозначная: дальнейшее сокращение сети и штатов государственных учреждений нецелесообразно и неконструктивно, оно может привести к утрате целых направлений деятельности.
В муниципалитетах сокращению подвергнутся, прежде всего, неэффективные учреждения. Поэтому необходимо проводить детальный анализ всех параметров деятельности учреждений. Во главу угла будет поставлено качество предоставления услуг, соответственно и кадровый состав учреждения, способный обеспечить это качество. Наличие профильного образования должно стать обязательной составляющей квалификационных требований. Сегодня по данным ведомственного мониторинга мы вынуждены констатировать, что 35% основного персонала муниципальных учреждений не имеют профильного образования.
К примеру, в Кабанском районе заведующие филиалами районного Дома культуры имеют базовое образование по специальности продавец (с. Быково), лаборант-химик (с. Никольск), землеустроитель (с. Хандала), медсестра (с. Жилино), а заведующие сельскими библиотеками - штукатур (с. Быково), киномеханик (с. Романово).
При этом, государственные вложения, направленные, в том числе на повышение заработной платы работников культуры, должны отражаться на повышении качества обслуживания.
В сложившейся ситуации нам стоит задаться вопросом: «Возможно ли эффективное управление учреждением, повышение качества предоставления услуг при такой кадровой обеспеченности?» В связи с этим, позволю повторить тезис, озвученный на совместном заседании Государственного совета и Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству, о том, что по-настоящему успешными, как показывает практика, становятся те учреждения культуры, во главе которых стоят не только большие мастер искусств, но и люди, знающие, что такое грамотное управление и маркетинг.
Руководителей муниципальных образований прошу принять во внимание необходимость целевой подготовки кадров для сельских учреждений культуры и использование возможностей, которыми располагают региональные учебные заведения. В отчетном году Колледжем искусств были заключены договоры на подготовку специалистов только с 4 органами местного самоуправления (Баргузинского, Тункинского, Курумканского, Окинского районов). Доводим до вашего сведения, что и Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств на 2015-2016 учебный год выделяет места для целевого приема на основе договоров о целевой подготовке и организует на эти места отдельный конкурс. В связи с чем, предлагаем сформировать и направить до 15 мая заявки на целевое обучение с учетом потребностей в специалистах необходимого профиля.
В целях обеспечения качества предоставления услуг и во исполнение «майских указов» Министерством культуры и созданным при Министерстве Общественным советом разработан и апробирован инструментарий проведения независимой оценки качества предоставления услуг учреждениями культуры. (Пользуясь случаем, хочу представить Вам Председателя Общественного совета при Министерстве культуры Измайлову Тамару Викторовну). В ходе проведения исследования используется метод «контрольная закупка», анкетный опрос, анализ интернет сайтов. В качестве основных показателей качества используются: открытость и доступность информации об организации культуры; комфортность условий предоставления услуг и доступность их получения; время ожидания предоставления услуги; доброжелательность, вежливость, компетентность работников организации культуры; удовлетворенность качеством оказания услуг.
Каждый из указанных параметров детализируется десятками дополнительных критериев, начиная с удобства парковки, результативности телефонных звонков для получения информации, заканчивая возможностью доступа к электронным ресурсам. Согласитесь, придя в учреждение культуры, человек вправе как минимум рассчитывать на то, чтобы увидеть пример вежливого культурного обслуживания. Руководители учреждений должны обеспечивать ежедневный мониторинг качества.
На основании независимой оценки качества будут ежегодно формироваться рейтинги учреждений, которые будут отражаться на показателях эффективности учреждения, распределении стимулирующих выплат. Очевидной представляется сопряженность мероприятий по внедрению эффективных контрактов, проведению независимой оценки качества, повышению качества предоставления услуг, повышению заработной платы. При балансировке бюджета и принятии управленческих решений на уровне муниципального образования, связанных с оптимизацией учреждений культуры, мы рекомендуем опираться на результаты независимой оценки качества предоставления услуг как один из объективных критериев деятельности учреждения.
На сегодня во всех республиканских учреждениях, в муниципальных образованиях, за исключением Баргузинского, Муйского районов проведена работа по внедрению эффективных контрактов.
В соответствии с Бюджетным кодексом, начиная с 2016 года формирование государственных заданий будет производиться на основе ведомственного перечня государственных (муниципальных) услуг и работ. Минкультуры России сформирован базовый перечень. В свою очередь нами разработан и утвержден Ведомственный перечень государственных услуг и работ для подведомственных республиканских учреждений культуры. Прошу обратить внимание, что должен быть утвержден и перечень муниципальных услуг на уровне органов местного самоуправления. К этой работе необходимо отнестись с максимальной ответственностью.
Строительство, реконструкция, реставрация, капитальный ремонт.
В 2014 году была продолжена работа по капитальному ремонту учреждений культуры, реконструкции и реставрации объектов культурного наследия.
В течение года были проведены ремонтные работы на 5-ти объектах в 4-х республиканских учреждениях культуры на общую сумму 19 890,6 тыс. руб. Приоритетное внимание было уделено образовательным учреждениям. Так, в Хореографическом колледже произведен капитальный ремонт чердачного перекрытия второго этажа в здании учебного корпуса, сделан ремонт и оборудованы помещения сантехнических узлов 3-го и 4-го этажей в здании общежития, проведены работы по усилению стены первого этажа здания общежития
. Общий объем вложений составил 7153, 9 тыс. руб.
В рамках предоставляемых субсидий из республиканского бюджета на развитие общественной инфраструктуры в муниципальных образованиях на ремонт объектов культуры направлены финансовые средства на сумму 173,8 млн. руб. (в том числе 141,2 млн. руб. направлены на реконструкцию парка им. Орешкова, парка «Мемориал Победы» и парка «Юбилейный» муниципального автономного учреждения «Городской культурный центр» г. Улан-Удэ), объем софинансирования из местных бюджетов составил 8,3 млн. руб. (в т.ч. 7,06 млн. руб. МО «г. Улан-Удэ).
Введены в эксплуатацию 3 новых здания культурно-досуговых учреждений, в 14 сельских учреждениях проведен капитальный ремонт, в 12 зданиях произведен ремонт системы отопления, пожарной сигнализации. Стоит особо подчеркнуть, что все три введенных в 2014 г. в эксплуатацию новых здания КДУ располагаются на территории Еравнинского района (с. Можайка, с. Телемба, с. Целинный). Всего за последние годы здесь построено пять Домов культуры, осуществлены реконструкции здания ДШИ, здания сельских домов культуры в с. Усть-Эгита, Ульдурга, на стадии строительства Дом культуры в с. Исинга. Активное участие в строительстве принимают жители сел, используется метод народной стройки, ресурсы ТОСов. Более того, дополнительно к республиканскому финансированию только на строительство Дома культуры в с. Можайка с общей площадью 350 квадратных метров жителями и выходцами села было собрано 250 тыс. руб. Этот случай служит не только хорошим примером для всех муниципальных образований, но и убедительным доказательством того, что учреждение культуры способно жить и развиваться только если есть заинтересованность в нем конкретного местного сообщества и настоящие лидеры культуры.
Считаю необходимым обратить ваше внимание на то, что в 2014 году из 23 муниципальных образований только в 10 были выделены средства на общественную инфраструктуру в сфере культуры: Баргузинском, Бичурском, Еравнинском, Кабанском, Кижингинском, Кяхтинском, Прибайкальском, Селенгинском, Тарбагатайском, г. Улан-Удэ. Мы не можем не отметить действенность рекомендации, озвученной на прошлогодней Итоговой коллегии по критической ситуации в Тарбагатайском районе. Так, впервые за все время существования указанной программы, в 2014 г. были выделены средства в объеме 2 млн. руб. на объекты культуры в Тарбагатайском районе: произведен капитальный ремонт сельских домов культуры в с. Куйтун, Надеено, Десятниково, Нижний Жирим, Верхний Жирим, Барыкино, районного дома культуры в с. Тарбагатай, ДК «Колос».
За период 2014 года профинансированы мероприятия по сохранению ОКН в размере 60,4 млн.руб. Проведены реставрационные работы по трапезной Троицко-Селенгинского монастыря, продолжены работы за счет привлеченных средств на Надвратной и Никольской Церквях. Выполнены реставрационные работы по фасадам зданий по ул. Советская,25 г. Улан-Удэ, проведены мероприятия по сохранению объекта культурного наследия «Дом политического просвещения» (г.Улан-Удэ, ул.Ербанова,6) на сумму 8 млн.руб. Изготовлена проектно-сметная документация для проведения работ по сохранению на 5 объектах культурного наследия, в том числе «Дом Старцева» в Новоселенгинске и «Здание краеведческого музея» в Кяхте.
В 2015 г. в рамках ФЦП «Культура России» предусмотрены средства в объеме 7 423,8 тыс. руб. на разработку проектной документации для ремонтно-реставрационных работ на 3 объектах культурного наследия федеральной собственности, в том числе Одигитриевский Собор.
Прежде чем перейти к собственно организационно-творческому разделу, считаю важным отметить целенаправленную работу Министерства и подведомственных учреждений последних лет по формированию уникального календаря культурных событий «Бурятия - пространство впечатлений», благодаря которой Республика Бурятия на III Всероссийской открытой ярмарке событийного туризма «Russian Open Event Expo 2014» заняла второе место в номинации «Лидер событийного туризма» (15-17 мая, г. Москва). Опыт формирования календаря культурных событий республики отразился на процедуре определения наиболее ярких творческих проектов и инициатив Года культуры.
Сфокусирую ваше внимание на том, что многие из них были направлены на реализацию просветительской миссии Года культуры. Это и инициатива республиканских учреждений культуры по организации работы своеобразных культурных десантов в муниципальные образования (Еравнинский, Селенгинский, Закаменский районы), передвижные выставки республиканских музеев, библиотечные проекты «Республиканский передвижной фонд детской литературы» и «Книжная радуга над моей республикой. Проведение культурных акций на территории отдаленных районов Бурятии», возрождение хорового искусства, гастроли театрально-концертных учреждений.
В этом ряду стоит и существенное обновление форм проведения мероприятий – выход за пределы зданий учреждений. Об этом свидетельствует проведение мероприятий на открытом воздухе, в частности Праздника книги и чтения, Дня славянской письменности и кульутры, фестиваля «Голос кочевников», культурно-просветительского проекта «Музыкальное лето». Участниками проекта «Музыкальное лето» в 2014 г. стали, в том числе лучшие творческие коллективы муниципальных образований - Прибайкальского, Тарбагатайского, Иволгинского районов, г. Улан-Удэ. В финале Республиканской хоровой ассамблеи, состоявшейся 24 мая на Театральной площади, приняли участие 596 человек - 30 коллективов из г. Улан-Удэ, Тункинского, Кабанского, Заиграевского, Еравнинского, Кижингинского, Хоринского, Кяхтинского, Иволгинского и Прибайкальского районов.
Указанное выше не могло не отразиться на основных показателях деятельности республиканских учреждений - театров, музеев, библиотек. К примеру, за 2014 год театрально-концертные учреждения республики осуществили 40 гастрольных поездок, в том числе 33 в муниципальные районы республики. В рамках гастрольных поездок в муниципальных районах проведено 177 показов спектаклей и концертов, состоялось 58 показов передвижных выставок из фондов республиканских музеев.
В 2015 г. эти темпы должны быть сохранены и развиты. Гастрольная деятельность театров в муниципальных районах должна быть выстроена на среднесрочную перспективу с охватом всех районов. Такие примеры, как 20-летний отрыв Русского драматического театра от зрителей в муниципальных образованиях, в частности в г. Закаменск, впредь недопустимы.
Государственная поддержка профессионального искусства и народного художественного творчества.
Повторюсь, что в 2014 году все основные индикаторы, характеризующие результаты деятельности в сфере культуры и искусства выполнены в полном объеме. Выполнение плановых пороговых значений индикаторов в сфере культуры было достигнуто за счет реализации мероприятий Программы социально-экономического развития Республики Бурятия на 2011-2015 годы.
Государственные театрально-концертные учреждения посетили 293,6 тыс. чел. С 2014 года в театрально-концертных учреждениях в рамках исполнения поручения Итоговой коллегии прошлого года внедрена система продажи билетов через Интернет, что оценивается нами как существенное маркетинговое продвижение, в части обеспечения удобства и расширения возможностей приобретения билетов.
Безусловно, главным событием в театральной жизни республики в 2014 г. стали гастроли театра им. Вахтангова, которые по итогам анализа реализации проекта «Большие гастроли. Театральное лето России» отнесены к числу самых значительных по количеству представленных спектаклей (7 дней /8 спектаклей / 13 показов/ 7 000 зрителей / сцены двух театров). Гастроли такого масштаба, конечно, стали возможны в силу того, что республика располагает соответствующей инфраструктурой. Обязательным и важным условием проведения гастролей стала демократичная ценовая политика. Представленный репертуар был составлен из наиболее значимых постановок последних лет, дающих представление об основных тенденциях развития современного отечественного театра.
Гастрольная программа включала и комплекс сопутствующих творческих акций – встречи с выдающимися деятелями культуры, мастер-классы и семинары, что не могло не оказать влияния на развитие республиканских учреждений, и не только с точки зрения их творческого роста, но и самих принципов организации деятельности учреждений с учетом новшеств в законодательной сфере и современных инструментов менеджмента.
Проведение гастролей продемонстрировало, что мы упускаем из виду такой казалось бы для нас самих несущественный элемент организации пространства как наличие внутренней навигации в учреждениях. В связи с чем, прошу обратить на это внимание.
Масштабным юбилейным событием года в республике стало - празднование 75-летия оперного театра. Была проведена качественная подготовительная работа, организованы и проведены соответствующие юбилейной дате гала-концерты с приглашением солистов Большого театра России, Мариинского театра, Московского академического Музыкального театра им. К. Станиславского и В. Немировича-Данченко и других ведущих театров России, а также Государственного академического театра оперы и балета Монголии. Проведение юбилейных мероприятий преподнесло нам и жесткие уроки: такие негативные последствия проводимых мероприятий, наносящих урон имиджу, статусу учреждения недопустимы. Учреждениям культуры следует работать над формированием корпоративной культуры, соблюдением норм профессиональной этики, более требовательно подойти к работе соответствующих структур, отвечающих за взаимодействие со СМИ, а также к представлению служебной информации в социальных сетях.
Бурятская государственная филармония выступила территорией крупнейших культурных акции Года культуры. Благодаря смелым и амбициозным проектам, она сумела наладить сотрудничество с ведущими музыкантами и музыкальными коллективами России, сформировать эксклюзивную фестивальную линейку.
Концертом Национального филармонического оркестра России под управлением В.Т. Спивакова открылся очередной филармонический сезон. В 2014 г. Бурятская филармония стала участником одного из ключевых федеральных проектов «Всероссийский виртуальный концертный зал». Следующим шагом должна стать целенаправленная деятельность по продвижению академического музыкального искусства в общеобразовательные школы города. Филармонии необходимо обеспечить соответствующее техническое оснащение виртуального концертного залаи его регулярную афишу.
Думается, что в Год культуры произошел качественный скачок в развитии Государственного цирка Бурятии. Основой этому является выстроенная двухуровневая система подготовки кадров артистов цирка: республиканская цирковая школа - Колледж искусств. Добавим к этому усилия художественного руководства цирка по созданию новых программ, повышению квалификации артистов, организации мастер-классов с приглашением ведущих мастеров России и Монголии. Нам удалось обеспечить коллектив удобной репетиционной площадкой. И сегодня уже можно говорить о том, что бурятский цирк - это достояние республики. Это десятки уникальных номеров разных цирковых жанров, в которые органично вплетены этническая составляющая и региональный колорит. И в данном случае получает подтверждение формула «зритель голосует кошельком», поскольку повышение качества цирковых представлений не преминуло отразиться на темпе роста собственных доходов учреждения на 30% по отношению к 2013 г.
Новым явлением в жизни республики стало создание культурного фонда Морихиро Ивата. Хочется верить, что это начинание послужит стимулом для местного бизнес-сообщества и развития меценатской деятельности.
Позволю в очередной раз в рамках исполнения поручений итоговых совещаний последних лет обратить внимание на работу с детьми, создание детских студий при учреждениях. Прошу отнести это поручение к разряду мероприятий, требующих ежегодного мониторинга. В качестве примера организации работы в этом направлении может служить детский коллектив-спутник при Театре песни и танца «Байкал», проекты Русского драматического театра «ARTмосТ», «Волшебное закулисье», «Театральная беседка», «Театр для всех».
Продуктивную работу с детскими коллективами показывают культурно-досуговые учреждения. В 2014 г. Приказом министерства культуры РФ №2172 образцовому ансамблю народного танца «Булжамуур» присвоено звание «Заслуженный коллектив народного творчества России».
Вместе с тем, нельзя не заметить, что наблюдается некоторый крен в сторону развития детских танцевальных коллективов, что может впоследствии вылится в воспитание поколения, не перенявших звук и слово традиционной культуры. Поэтому сегодня особеннно востребованы проекты с детским музыкальным и песенным репертуаром, как например проект по созданию и изданию дисков «Би томо болооб».
В сфере сохранения и развития традиционной народной культуры отчетный период ознаменовался обновлением форматов проведения крупных имиджевых мероприятий, «Наадан - Сухарбан - 2014», «Сагаалган - 2015». Обновления были направлены, прежде всего, на интерактивность / отход от пассивности зрителей; более внимательное отношение ко всем составляющим традиционной культуры. Эта линия, направленная на расширение непосредственного участия населения, найдет отражение и в юбилейных мероприятиях 2015г. В рамках 250-летия прибытия переселенцев - старообрядцев в Бурятию и 350-летия основания Селенгинского острога будут организованы специальные конкурсы по благоустройству села и сохранению этнокультурного облика деревень в номинации «Лучшее подворье», «Сохранение традиций семейского быта».
В 2014 году коллективы народного творчества достойно представили республику на международном фестивале «Алтаргана - 2014» в Хэнтэйском аймаке Монголии, приняли активное участие в юбилейных мероприятиях, посвященных 250-летию Института Пандито Хамбо-лам. В 2015 году необходимо с учетом 20-летней истории фестиваля «Алтаргана» определить новые рамки его проведения, в особенности в части организации работы жюри и критериев конкурсных программ.
В связи с этим сохраняет актуальность необходимость усиления научного и методического направления деятельности Республиканского центра народного творчества. За 25 лет целенаправленной работы по возрождению народных традиций проделана огромная работа, но сегодня можно говорить и о необходимости перехода на новый качественный уровень в данном направлении. Нам удалось внедрить в сознание общества необходимость сохранения традиционной культуры и сегодня мы видим его обратную заинтересованную реакцию, она выражается в создании большого количества общественных организаций, ожиданиям которых нам нужно соответствовать.
В 2014 г. министерство культуры России вновь доверило республике проведение межрегионального фестиваля - смотра деятельности этнокультурных центров коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Республика приняла делегации из 13 регионов России, ученых-исследователей из ведущих научных центров страны. В рамках фестиваля была осуществлена презентация реэкспозиции интерактивного комплекса традиционной культуры сойотов на территории Этнографического музея народов Забайкалья. В 2014 г. впервые в истории эвенкийской культуры была осуществлена постановка музыкально-пластического спектакля «Храбрый охотник Тымуаль», что несомненно может быть отнесено к числу достижений в деятельности Государственного центра эвенкийской культуры «Арун» в сотрудничестве с Колледжем искусств.
Деятельность в сфере образования
В текущем учебном году в школах искусств на бюджетной основе обучаются 8376 детей, что составляет 7,76 % от общего числа учащихся общеобразовательных школ с 1-по 9 классы. Анализ динамики развития контингента обучающихся за 5 лет показывает стабильность общего числа, при этом наблюдается увеличение количества учащихся на отделениях общеэстетической направленности (в особенности художественном, хореографическом отделениях). Дальнейшее развитие ситуации по указанному сценарию представляется недопустимым, необходимо обеспечивать преимущественный набор обучающихся на бюджетной основе по базовым специальностям на инструментальных отделениях.
С 1 сентября 2014 г. школы искусств в большинстве своем осуществили переход на реализацию новых видов образовательных программ. 89,7% ДШИ республики получили лицензии на право реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств.
В 2014г. на укрепление материально-технической базы республиканских учреждений культуры, работающих с одаренными детьми, было выделено 1350 тыс. руб. (в т.ч. 150 тыс. руб. на приобретение реквизита и оборудования для Бурятской Республиканской цирковой школы), а так же 650 тыс. руб. – на оснащение муниципальных ДШИ музыкальными инструментами. На выделенные средства при софинансировании федерального и муниципальных бюджетов было приобретено 27 музыкальных инструментов (рояль, фортепиано, баяны, аккордеоны, домры, иочин) для 9 детских школ искусств в 5 муниципальных образованиях республики.
В творческих мероприятиях различного уровня (конкурсы, фестивали, концерты, олимпиады, выставки, студенческие и учебные конференции) приняли участие 40550детей (до 17 лет включительно) – учащихся и студентов образовательных организаций культуры и искусств, что составляет 16,7 % от общего числа детей проживающих в республике.
В целом количество учащихся занявших призовые места составило – 1738 человек, что составляет 20,74% от общего контингента образовательных учреждений, что является достаточным показателем качества подготовки образовательных учреждений в области культуры и искусства.
В Год культуры новое звучание получил Международный музыкальный конкурс «Найдал -2014», прошедший, в том числе при федеральной поддержке. В конкурсе приняли участие 329 участников в возрасте от 9 до 22 лет из регионов России, Монголии, Китая, Кореи. Кроме собственно конкурсной программы, фестиваль был наполнен мероприятиями для одаренных детей, талантливой молодежи, преподавателей образовательных организаций культуры и искусства.
Считаем необходимым озвучить целесообразность продвижения в ближайшие годы идеи о создании в системе Колледжа искусств как многоуровневого учреждения среднего профессионального образования Школы-интерната для одаренных детей - школы инновационного типа, представляющего талантливым детям из сельских районов и малых городов республики возможность для углубленного образования в области музыкального искусства.
Позитивные качественные изменения наметились в деятельности Бурятского республиканского хореографического колледжа, что можно связывать не только с вложениями в укрепление материально-технической базы, но и том числе с продуманными PR-ходами, в частности в рамках мероприятий по присвоению учреждению имен н.а. СССР Л.П. Сахъяновой и н.а. РСФСР П.Т. Абашеева. В 2014 г. колледжем восстановлены спектакли-балеты А. Андреева «Небесная Дева-Лебедь», К. Хачатуряна «Чиполлино», фрагмент из балета А. Хачатуряна «Гаянэ». Учащимися колледжа в 2014 г. проведено 21 концертов и спектаклей. Они приобщились и к выездным мероприятиям в МО, проведены концерты-гастроли в Закаменском и Мухоршибирском районах.
Вместе с тем, на опыте Хореографического колледжа и других учреждений, связанной с разрешением аварийных ситуаций, сложившихся в силу слабости и некомпетентности административно-хозяйственного управления, прошу руководителей учреждений помнить, что вы несете персональную ответственность за надлежащее содержание зданий.
В целом для средних специальных заведений, в особенности Колледжа искусств, характерна активизация работы по реализации совместных творческих проектов с республиканскими учреждениями культуры, а также формирование их непосредственной заинтересованности в подготовке кадров.
Об этом свидетельствует учреждение профессиональными организациями ежемесячных стипендии студентам и учащимся Колледжа.
Так, Бурятская государственная филармония учредила 4 стипендии в размере 1500 рублей для студентов и учащихся по специальности "Инструментальное исполнительство"; Театр оперы и балета учредил 4 стипендии в размере 1500 рублей для студентов по специальности «Оркестровые струнные инструменты)»; Государственный цирк Республики Бурятия учредил 2 стипендии в размере 1500 рублей для студентов специальности «Цирковое искусство».
Откликнулась на инициативу и Всебурятская Ассоциация развития культуры, учредив 5 стипендий в размере 1000 рублей для студентов разных специальностей.
Развитие библиотечного дела.
В 2014 г. принята Концепция развития государственных и муниципальных библиотек Республики Бурятия до 2020 г., где представлен обстоятельный анализ современного состояния библиотечного дела Республики Бурятия, концептуальные идеи, основные направления развития с учетом глобальных технологических изменений в мире.
Учитывая, что библиотеки все более позиционируются как активные агенты в интернет-пространстве, предоставляющие доступ к информационным ресурсам, одним из важных показателей развития библиотечной сети является «увеличение доли публичных библиотек, подключенных к сети «Интернет», в общем количестве библиотек Республики Бурятия». В 2014 году показатель по муниципальным образованиям составил 58,2% или 262 библиотеки при плане 43,3%. Значительный рост показателя произошел за счет выделения с 2013 года средств из федерального бюджета (2014 год - 379,4 тыс. руб.)
Однако, по данным ведомственного мониторинга на 2015 год оплата Интернет-трафика для подключенных к сети Интернет библиотек в полном объеме предусмотрена только в Прибайкальском районе, не заложена в бюджетах следующих муниципальных образований: Баунтовского, Бичурского, Закаменского, Кабанского, Хоринского районов, в остальных районах предусмотрена частичная оплата. В связи с чем, прошу руководителей муниципальных образований, в которых произведено подключение библиотек к сети Интернет проработать вопрос о включении в бюджет расходов по оплате Интернет-трафика.
Одним из основных «библиотечных проектов» 2014 г. национального масштаба стало создание Национальной электронной библиотеки (НЭБ) в качестве главной публичной электронной библиотеки страны - единой информационной сети библиотек всех систем и ведомств. В 2014 г. запущен пилотный проект НЭБ (адрес: нэб.рф.). Национальная библиотека Республики Бурятия как партнер проекта осуществляет в настоящее время доступ к ресурсам НЭБ в тестовом режиме.
К концу 2014 г. общий фонд электронных документов НЭБ составил 1 671 870 электронных книг, 26 948 245 записей каталогов. Это – электронные фонды изданий 6 федеральных и 27 региональных библиотек. Основная цель НЭБ – обеспечить свободный доступ граждан России ко всем изданным, издаваемым и хранящимся в фондах российских библиотек изданиям и научным работам – от книжных памятников истории и культуры, до новейших авторских произведений через единый портал удаленного доступа из любой точки и с любого устройства.
Таким образом, в современной библиотеке постепенно преимущественное положение занимает предоставление доступа к информации в электронном виде. Дальнейшая информатизация библиотек, развитие деятельности по предоставлению электронных ресурсов пользователям станет обязательным условием обеспечения населения библиотечными услугами.
Современная организация библиотечного обслуживания предполагает создание не только комфортных условий для читателей в библиотеках, но и создание привлекательного для детей, молодых людей пространства. Неукоснительное соблюдение современного корпоративного стиля библиотечных работников должно стать обязательной нормой. Возможно, руководству библиотек стоит рассмотреть вопрос о режиме работы в учреждениях с точки зрения удобства для разных категорий граждан, в том числе работающих.
Думается, что проведенные в 2014 г. Республиканской Детско-юношеской библиотекой работы по инженерному обследованию и разработке современного дизайн-проекта помещений Центра чтения детей приведет к принципиальному обновлению библиотечного пространства.
В 2015 г. начинается очередной этап строительства пристроя и реконструкция здания Национальной библиотеки – один из крупных инвестиционных проектов в рамках ФЦП «Культура России (2012-2018 гг.)» В 2015-2018 гг. будет осуществлено строительство 2-ой очереди здания Национальной библиотеки блоков «А» (книгохранение), «Б» (отдельное 6-ти этажное здание), «Д» - реконструкция существующего 3-х этажного здания. Общий объем финансирования составит 1087,46 млн. руб. Здание библиотеки будет оснащено современными автоматизированными библиотечными системами, способствующими созданию высокотехнологической среды.
2015 год, объявленный Годом литературы, предстоит стать Годом настоящего праздника Книги, реализации крупных просветительских, образовательных, издательских проектов. Министерством культуры Республики Бурятия подготовлен сводный план основных мероприятий в Республике Бурятия Года литературы в Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства РБ от 13.03.2015 №128-р, который, я уверен, будет успешно выполнен.
Развитие музейного дела
За 2014 год музеи республики посетили 458,5 тыс. человек при плане 447,9 тыс. чел.
Состоявшиеся в течение года выставочные проекты, главными из которых стали «Путь воина. Коллекция холодного и огнестрельного оружия из фондов Национального музея Республики Бурятия»; «Уламжата Хамбын hургаал – Держатели драгоценного учения Будды», посвященная 250-летию Института Пандито Хамбо лам, «Визуализация пространства: Верхнеудинск - Улан-Удэ», свидетельствуют о стремлении к обновлению технических и дизайнерских подходов, синтезе традиционных и современных технологий экспонирования музейных предметов.
Процессы информатизации и внедрения цифровых технологий кардинально отражаются на эволюции каналов коммуникации, появлении специфической музейной аудитории – цифровой и неограниченных возможностей для приобщения к культурному наследию в виртуальном режиме. В 2014 г. республиканскими музеями проведена работа по ребрендингу музейных сайтов, расширению функциональных возможностей сайтов, в частности обеспечению технической возможности виртуального ознакомления с комплексами, предметами и коллекциями. Вместе тем, просим соответствующие музейные структуры обратить внимание на технические погрешности, учесть технические рекомендации по созданию виртуальных музеев, предоставленные Минкультом России.
Руководителей органов управления культурой МО прошу держать на контроле исполнение одного из значимых показателей по реализации Указа Президента Российской Федерации В. Путина №597 от 7 мая 2012 г. «Увеличение доли музеев, имеющих сайт в сети «Интернет», в общем количестве музеев в Республике Бурятия». По данным ведомственного мониторинга на 01.01.2015 для семи из двенадцати муниципальных музеев созданы страницы в сети «Интернет» или специальные разделы на официальных сайтах администраций муниципальных образований, что составляет 58% от общего числа музеев в районах республики. Необходимо обеспечивать качественное наполнение сайтов, особенно это касается разделов, содержащих контактную информацию, информацию о режиме работы, коллекциях и выставочной деятельности, стоимости посещения музея.
Муниципальным районам - Курумканскому, Джидинскому, Тарбагатайскому, Мухоршибирскому, Окинскому - необходимо проработать вопрос о создании сайтов музеев в 2015 г.
Сегодня многие музеи ориентируются на школьников как одну из основных потребительских групп, и республиканские музеи не исключение. Это направление деятельности важно не только для сегодняшнего дня, но и закладывает фундамент будущего. Человек, которого в детстве водили в музей, придет туда снова, став взрослым.
В целом, видимо, переход от концепции созерцания к концепции участия – вовлечения посетителей в активную деятельность сегодня оправдан и неизбежен. Одной из ведущих тенденций современности становится зрелищность музейных форм, внедрение интерактивных экспозиций. Музей все более востребован как площадка реализации образовательных программ. На опыте продвижения республиканскими музеями таких проектов как «Верхнеудинское чаепитие», «Юрта улигершина», «Праздник первого снега», «Путешествие в мир воды», «В гостях у нерпенка Кумы», «Забайкалье в миниатюре», «День стрижки овец», «Кяхтинское чаепитие» просим использовать с учетом образовательных стандартов социокультурный потенциал для привлечения детей, школьников, студенческой молодежи.
В 2014 г. мы отметили 70летие Художественного музея им. Ц. Сампилова. К этому событию были приурочен ряд мероприятий, в том числе международный арт-форум «Байкальская палитра - 2014» с участием художников из Японии, Китая, Монголии, Армении, Москвы, Тувы, Бурятии. Думается, что такая плодотворная форма сотрудничества музея и художников разных стран будет иметь продолжение.
В 2014 г. профильным комитетом Народного Хурала РБ были инициированы слушания по вопросам комплектования, пополнения и реставрации музейного фонда. Результатом совместных действий стала постановка вопроса о возобновлении с 2015 г. финансирования статей расходов на пополнение и реставрацию музейных фондов в размере 1 млн. руб.
Прошу всех руководителей учреждений обратить внимание на опыт Этнографического музея народов Забайкалья по восстановлению тех возможностей развития, которые не были своевременно использованы и утеряны за годы перестройки, а именно по восстановлению правоустанавливающих документов на земельный участок площадью 49.0 гектаров, предоставленных Этнографическому музею в 1977 г.
Музеем проведена огромная работа, связанная с описанием, согласованием границ землепользователей, оформлением межевого плана, получением кадастрового номера и, наконец, Свидетельства о государственной регистрации права на отдел живой природы (зоодендропарк) в постоянное (бессрочное) пользование ГАУК РБ «ЭМНЗ» (площадью 40,9 гектаров). К сожалению, 8,1 га земли уже заняты городскими лесами и ДНТ.
Этнографическим музеем проведена кропотливая работа и по возвращению в пользование земельного участка площадью в 4.0 га, выделенному в 1994 г. и оказавшейся незаконно занятой СНТ «Тимирязевка». Эта территория будет использована для создания рекреационной зоны. Уверен, что Этнографический музей сможет в перспективе с созданием зоодендропарка и рекреационной зоной стать крупнейшим культурным центром, интегрирующим такие направления деятельности как музейное дело, туризм, зоопарки и ботанические сады.
К сожалению, по прежнему не все учреждения оформили свои имущественные и земельные права. В связи с чем, настоятельно рекомендуем провести внутреннюю ревизию по имущественным и земельным вопросам, и в необходимых случаях отказаться от излишнего имущества.
В 2014 г. Министерство культуры выступило ответственным исполнителем ряда мероприятий государственных программ. Так, в рамках реализации мероприятий подпрограммы «Доступная среда» государственной программы «Социальная поддержка граждан» был проведен комплекс работ по обеспечению доступности республиканских учреждений культуры на общую сумму 2020,0 тыс. руб.
В рамках реализации мероприятий госпрограмм Республики Бурятия «Сохранение и развитие бурятского языка», «Совершенствование государственного управления» продолжалась работа по созданию и поддержке электронных информационных ресурсов на бурятском языке, модернизации электронной библиотеки «Бурятика» и адаптации бурятоязычного контента для сети Интернет, в частности обеспечению аудио-визуального воспроизведения мультимедийных ресурсов (файлов) на бурятском языке в модуле J – ИРИС 2,0. В 2014 г. проведены конкурсы разных жанров для популяризации бурятского языка: конкурс детских театральных студий «Зархайн шэдитэ ульгэрнууд», конкурс КВН на бурятском языке, конкурс юмористических произведений «Хухюу буряад», а также конкурсы на создание пьес для любительских театров, конкурс на создание спектаклей любительскими театрами и др. мероприятия. Общий объем финансирования составил 6 900,0 тыс. руб. В целом, 2014 г. ознаменовался не только расширением программных мероприятий по сохранению и развитию бурятского языка, но и качественным ростом содержания проектов, расширением целевой аудитории.
В год культуры Республика Бурятия при федеральной поддержке отметила празднование 250-летия Института Пандито Хамбо лам России. Министерство культуры также выступило ответственным исполнителем ряда ключевых мероприятий в рамках федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы), в числе которых II Международный фестиваль духовной и материальной культуры «Подношение десяти драгоценностей», выпуск памятных альбомов «Буддизм России», «250 лет Институту Пандито Хамбо лам России», подготовка и прокат документального фильма по истории буддизма в России и деятельности Хамбо-Лам и др. мероприятия с сумму 8 400,0 тыс. руб.
В 2014 г. была продолжена практика предоставления грантов Правительства Республики Бурятия на реализацию творческих проектов. Общая сумма грантов составляет 6500,0 тыс. руб. Знаковым культурным событием, реализованным в рамках грантового проекта, стал перевод романа Алексея Гатапова «Тэмуджин» на монгольский язык. Этот большой международный проект свидетельствует о новом этапе литературной жизни монгольских народов – возрождении творческих контактов и традиций формирования корпуса текстов переводной художественной литературы. Роман Алексея Гатапова является замечательным вкладом в бурятскую, российскую и хочется верить в монгольскую историческую романистику. С русского на монгольский книга переведена и подготовлена к печати известным в Монголии издательством "Непко", которым в свое время изданы "Тихий дон" М. Шолохова, "Братья Карамазовы" Ф. Достоевского, "Доктор Живаго" Б. Пастернака и другие произведения наших классиков.
В качестве переводчика издательство пригласило уважаемого в Монголии Хатагин Го Акима, известного переводами таких мировых шедевров как "Сто лет одиночества" Г. Маркеса, "Алые паруса" А. Грина, "Старик и море" Э. Хэмингуэя, "Плаха" Ч. Айтматова и других. Мы горды, что на бурятской земле появляются писатели, которые прикасаются к сакральной теме и дарят миру свое творчество, помогающее осознать глубинные смыслы культурных явлений современности, в которых прочитывается мощный пласт исторической памяти и традиции.
Государственная охрана объектов культурного наследия
В целях реализации полномочий в области государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия Министерством культуры Республики Бурятия в 2014 году проведен мониторинг состояния объектов культурного наследия Иволгинского и Хоринского районов, разработаны проекты зон охраны объектов культурного наследия «Посольский монастырь» (Кабанский р-н), «Городище» (с.Сужа Иволгинский район), проведены историко-культурные экспертизы проекта зон охраны объектов культурного наследия, расположенных в с.Батурино («Сретенская церковь», «Могила декабриста Шимкова И.Ф.»), и документации, обосновывающей включение 2 выявленных объектов в реестр, утверждены границы территорий 86 объектов археологического наследия, определены предметы охраны 50 памятников истории и архитектуры и 110 памятников археологии, проведены работы по определению координат характерных точек границ территории 86 памятников археологии и 26 памятников архитектуры. Подготовлен и издан альбом «Храмы Бурятии». Также министерство выполняло контрольно-надзорные функции, всего проведено 66 проверок.
В рамках реализации Плана основных мероприятий, связанных с подготовкой и празднованием 350-летия основания г. Улан-Удэ, рассмотрена и согласована проектно-сметная документация на ряд исторических объектов города, в т.ч. «Музей истории города Улан-Удэ» (г.Улан-Удэ, ул.Ленина,26); «Центральная городская библиотека» (г.Улан-Удэ, ул.Ленина,17); «Городской культурный центр» (г.Улан-Удэ, ул.Буйко,2а).
В задачах на 2015 год:
- Внесение изменений в Закон РБ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)» и отдельные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере охраны объектов культурного наследия с целью приведения их в соответствие с федеральным законодательством;
-Установление зон с особыми условиями использования территорий для их внесения в Государственный кадастр недвижимости с целью сохранения объектов культурного наследия и обеспечения градостроительных регламентов в границах территорий и зон охраны памятников;
- Работы по согласованию проектов и выдаче разрешительной документации на объекты культурного наследия г.Улан-Удэ в рамках исполнения Плана основных мероприятий, связанных с подготовкой и празднованием 350-летия основания г. Улан-Удэ;
- Проведение республиканского Смотра-конкурса памятников военной истории в связи с 70-летием Победы
Управление по делам архивов
На реализацию мероприятий подпрограммы «Архивное дело в Республике Бурятия» Государственной программы «Культура Бурятии» было направлено из республиканского бюджета 39 743,4 тыс. руб.
Государственными и муниципальными архивами в 2014 г. проведено 205 информационных мероприятий, общее число пользователей архивной информации по республике составило 52 409 чел. Доступ пользователей к архивным документам обеспечивался через читальные залы Государственного архива Республики Бурятия и муниципальных архивов, путем расширения их интернет – представления, проведения историко-документальных выставок (9) и издания сборников документов и статей (11), а также посредством перевода рассекреченных архивных документов на открытое хранение.
К проблемным вопросам, на решение которых необходимо обратить внимание в ближайшие годы, относится изношенность и недостаток инфраструктуры архивов республики. Только 2 помещения архивохранилищ государственных архивов являются специально построенными для нужд архивного хранения; остальные архивохранилища государственных архивов и архивных отделов муниципальных образований являются приспособленными, при этом многие здания требуют капитального ремонта или реконструкции. Кроме этого, наблюдается острый дефицит свободных площадей и перегруженность архивохранилищ в условиях постоянного увеличения объемов приема в архивы документов Архивного фонда РФ.
Уважаемые коллеги!
Говоря об итогах Года культуры, наверное, стоит указать, что была проведена плодотворная работа по совершенствованию организационной структуры отрасли культура. Хочу сказать, что наш опыт востребован. Об этом свидетельствуют, в частности проведенные в 2014 г. Министерством курсы повышения квалификации для руководителей, специалистов органов управления культурой и учреждений культуры субъектов Российской Федерации на тему «Современные механизмы управления в сфере культуры». Более 50 специалистов из Калининградской, Саратовской, Иркутской областей, Забайкальского края, Ямало-Ненецкого автономного округа, Республики Тыва, Республики Алтай проявили интерес и стали слушателями наших курсов.
Уверен, что и в 2015 году работники культуры Республики будут на высоте и станут инициаторами новых интересных и актуальных проектов.
2015 год, объявленный Годом литературы, - это еще и год больших юбилейных мероприятий, посвященных 250-летию прибытия первых переселенцев-старообрядцев, 350-летию Селенгинского острога, 125-летию Кяхтинского краведческого музея им. В.А. Обручева. Перед нами стоят большие задачи и мы обязаны с ними справиться.
Особое внимание должно быть уделено, мероприятиям, посвященным празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Муниципалитеты в этом году присоединятся к новым всероссийским акциям «Бессмертный полк», «Вахта памяти», «Народная победа». Республиканский смотр-конкурс «Победный марш культуры» должен наглядно продемонстрировать обществу силу и потенциал учреждений культуры как ресурса, ответственного за духовное, нравственное и патриотическое воспитание народа.
Мы все понимаем, что культура как ресурс социальной стабильности и национальной безопасности неизбежно имеет социально-экономический эффект и нуждается в серьезных инвестициях. Признаемся, что сегодня в нестабильных экономических условиях сложно говорить об увеличении доли инвестиции в культуру.
И тем не менее защита интересов отрасли культура, отстаивание позиций культуры требует объединения усилий представителей всех уровней власти и выработки общих взглядов.
Пользуясь случаем, хочу выразить благодарность всем работникам культуры, за то, что каждый из вас внес свою лепту в календарь событий Года культуры. Ваш труд - это настоящее и будущее страны и республики. Культурные события, которые создаете, и есть те живительные нити, связующие времена и поколения. Главное богатство любой страны - это люди, несущие в себе память, историю, культуру, традицию. Наверное, именно этим определяется главная миссия учреждений культуры - человекотворческая, гуманистическая.
Искренне поздравляю всех работников культуры с предстоящим профессиональным праздником - днем работника культуры. Желаю сил и энергии в претворении поставленных задач, интересных идей и нестандартных решений в разработке и реализации новых культурных проектов, смелых поступков и ответственных действий во благо развития и процветания культуры и искусства родной Бурятии!
Спасибо за внимание!