Дайте слово «Фронтовичке»!

Когда наступает то время, когда обычная девчонка Машка с соседней улицы, с которой в третьем классе ты сидел за одной партой, а во время перемены дёргал её за рыжие косички, становится Марией Петровной? «Годам, так, к сорока», – скажет кто-то. Нет, «Марией Петровной» главная героиня нового спектакля Государственного русского драматического театра им. Н.А. Бестужева «Фронтовичка» (режиссёр Сергей Левицкий) стала именоваться к 24-м годам.
Екатерина Вяликова, менеджер по связям с общественностью ГРДТ им. Н.А. Бестужева
4661

За пять минут до…

После школы, полная новых надежд и устремлений, та самая Машка хотела быть хореографом, и даже успела закончить первый курс хореографического училища. А помнишь, как парни, присвистывая, провожали её долгим взглядом, когда она проходила мимо, а девчонки завистливо шептались за её спиной: «Гляди, балерина, балерина идёт»?

Но мечты Машки, как и всего поколения вчерашних школьников, рухнули в один день – 22 июня 1941 года, в один миг – с надломленной речью народного комиссара иностранных дел Советского Союза Вячеслава Молотова.

И она, маленькая и хрупкая, с винтовкой наперевес в кирзовых сапогах не по размеру больших прошла весь ад войны: убивала недругов, спала в холодном блиндаже, опалила свои рыжие косички в танке и вернулась. Вернулась победительницей и «Марией Петровной».

Печать войны

Казалось бы, весь ужас остался позади, началось мирное время без взрывов, автоматных очередей, стонов тяжелораненых бойцов-товарищей. Но кто сказал, что этот ужас не снится сержанту Марии Петровне Небылице (играют в двух составах актрисы Светлана Полянская, Алёна Байбородина) Более того, из ночных кошмаров он грозит перебраться и в жизнь реальную. И перебирается. Как жить «в мире», если за четыре года она уже и забыла, что значит быть девушкой: красить реснички, надевать новое платьице, бегать на танцы и сводить с ума всех ребят в округе.

Мешает фронтовичке вернуться к нормальной жизни и личные переживания: там, на войне, а точнее – в госпитале, ещё остаётся любовь Марии Петровны – Матвей Кравчук (артист Владимир Барташевич). Ждать жениха Небылица едет к его маме (народная артистка Бурятии Нина Вершинина), в небольшой городишко где-то на Урале, в котором о войне слышали только разве что по нечастым сообщениям Информбюро по радио. Но в этом городишке есть Дом культуры имени Розы Люксембург, куда преподавателем танцев устраивается Мария Петровна.

Взаимоотношения у фронтовички с окружающими и подопечными не клеятся, скорее всего, потому, что она другая, она – не они. Жизнь свою Мария Петровна откладывает на «потом», когда наконец-то вернётся Матенька-Матвей. А пока она всё также ходит в кирзовых сапогах и курит одну за другой папироску.

Матвей возвращается, но не один, а с новой возлюбленной (артистка Елизавета Михайлова). Мир Марии Петровны рушится. Спасти её пытается гармонист Алёша (артист Артур Шувалов), он с каким-то фанатичным благоговением относится к Небылице.

Пересказывать далее содержание пьесы и спектакля, не вижу смысла, потому как в данном случае лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать или прочитать, или, как сказала бы Небылица: «лучше вспомнить и посмотреть, чем посмотреть и вспомнить». Одно лишь можно с уверенностью утверждать: «Фронтовичка» – это победа, победа режиссёра, театра, зрителей!

«Мы» – не «они»

«Чем наше поколение отличается от того, прошедшего войну?» задалась вопросом молодой драматург Анна Батурина, перед тем как написать «Фронтовичку» и, кажется, нашла на него ответ. Он звучит в одном из монологов Марии Петровны, когда она не просто говорит, а кричит в микрофон о смысле своей жизни. Ответ звучит манифестом целого поколения отстоявшего страну: «Ради таких, наверное, как ты, оболтусов. Зверёнышей наглых… Худеньких, обстиранных, облизанных, с глазами такими насмешливыми… И злыми, и насмешливыми… Ради вас, недоумков, вся жизнь положена. Не жаловалась. Кому что выпало, а мне это. Чтобы вы, смазливые, бегали за воздушными змеями, отращивали свои длинные чёлки, учились в музыкальной школе, гоняли на разноцветных велосипедах и мотоциклах без шлемов, чтобы в окна с цветами залазили, собирали марки, разглядывали их и мечтали смотаться в другой город, и чтобы никогда не стреляли в кошек! Вообще чтобы не брали в руки оружие…». После таких слов просто останавливается сердце…

Ради нас! А что мы? Способны разве что делать «себяшки» в зеркалах туалета, скакать всю ночь напролёт в ночных клубах, прогуливать пары в университетах, клянчить деньги у родителей и рисовать шутки ради свастику на заборах.

К финалу спектакля невольно задаёшься вопросом: чем же мы сегодня можем ответить ветеранам ? Вспомнить только о них раз в году, 9 мая, поздравить, а потом, «приняв на грудь» изрядное количество спиртного, глазея на салют, кричать: «Мы победили!?»

Читайте также