Одной из первых бурятских оперных певиц Клавдии Гомбоевой-Языковой в мае исполнилось бы 100 лет со дня рождения

Клавдия Ивановна Гомбоева-Языкова родилась в 1915 году в селе Доодо-Анинск Хоринского аймака. Кроме неё, в семье крестьянина-бедняка Ивана Александровича Языкова и Агнии Гавриловны, в девичестве Трунёвой, было ещё три сына. Все вместе могли составить хороший ансамбль: отец играл на скрипке, мать — на гитаре, брат Кеша — на балалайке, Клава играла на гитаре и мандолине, тянулись к музыкальным инструментам и остальные братья.
Надежда Гончикова
4501

С 1927 по 1937 годы училась в Хоринской школе крестьянской молодежи, после её окончания работала в библиотеке. 


Одно из выступлений сельского библиотекаря Клавдии Языковой в художественной самодеятельности приметили композиторы В. Морошкин и Б. Ямпилов, приехавшие в 1939 году в Хоринск для набора учащихся в театрально-музыкальное училище. Так она оказалась в Улан-Удэ и сдав экзамен, была принята в училище и вместе с тем на работу в Бурятскую филармонию. 


В 1940 году в составе делегации бурятских артистов Клавдия Языкова стала участницей I Декады бурятского искусства и литературы в Москве. К этому времени она уже была артисткой хора Бурятского музыкально-драматического театра. А после декады заняла одно из ведущих мест среди солисток оперной труппы Бурятского музыкально-драматического театра, с 1950 года — Бурятского театра оперы и балета. 
В годы войны в составе концертной бригады её тепло встречали в госпиталях Читы, Хабаровска, Владивостока. В её концертном репертуаре были оперные арии, романсы, русские народные песни. День Победы застал Клавдию Ивановну Гомбоеву-Языкову на I Дальневосточном фронте. 


В начале 1946 года односельчане, колхозники колхоза им. Сталина, выдвинули её кандидатом в депутаты Совета национальностей. Письмо-представление в кандидаты было подписано чабаном А. Татауровой и председателем колхоза В. Трунёвым и опубликовано в газете «Бурят-Монгольская правда» 20 января 1946 года.
В 1946-1949 годах Клавдия Ивановна Гомбоева-Языкова училась в Московской консерватории. 


Клавдия Гомбоева-Языкова — первая исполнительница партии Татьяны в опере «Евгений Онегин» на бурятской сцене. За большие успехи в освоении классики была отмечена правительством республики почётным званием заслуженной артистки Бурятской АССР. Затем исполнила партии Арюн-Гоохон в опере Маркиана Фролова «Энхэ Булат-батор», Маргариты в «Фаусте» Ш. Гуно, Чио-Чио-сан в одноимённой опере Д. Пуччини и др.


В газетах тех лет писали:

«Гомбоева-Языкова — артистка большого дарования и творческого диапазона. В ней удачно сочетаются качества, необходимые для оперной певицы: звучный, красивого тембра, теплый и выразительный голос, большая музыкальная одарённость и сценический талант».


Немало строк посвящает характеристике голоса К.И. Гомбоевой-Языковой музыковед, заслуженный деятель искусств России, профессор О.И. Куницын:

«Голосу певицы — лирическому сопрано с большим диапазоном и свободно берущимися „верхами“ — в равной степени были доступны и широкая кантилена, и колоратурные пассажи, и сложные речитативы. К счастливой особенности голоса К. Гомбоевой-Языковой относилась его мягкая и тёплая окраска — при всей звонкости голос певицы был лишён (даже в верхнем регистре) холодной „стеклянной“ пронзительности. Певица пела музыкально, ровно, с верным чувством ритма и темпа. Сценическое поведение артистки отличалось простотой, естественностью, ясностью замысла».

 

За четверть века на сцене Бурятского театра оперы и балета Клавдия Гомбоева-Языкова исполнила более 30 партий. Среди них: 

·       Булган («Баир» П. Берлинского и Б. Ямпилова)

·       Арюн-Гохон («Энхэ-Булат батор» М. Фролова)

·       Мэдэгмаша («У подножья Саян» С. Ряузова)

·       Ная («На Байкале» Л. Книппера)

·       Номин («Побратимы» Д. Аюшева и Б. Майзеля)

·       Татьяна («Евгений Онегин» П. Чайковского)

·       Тамара («Демон» А. Рубинштейна)

·       Маргарита («Фауст» Ш. Гуно)

·       Чио-Чио-сан («Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини)

·       Русалка («Русалка» А. Даргомыжского)

·       Микаэла («Кармен» Ж. Бизе)

·       Иоланта («Иоланта» П. Чайковского)

·       Наталья («Тихий Дон» И. Дзержинского)

·       Седая девушка («Дитя радости» К. Корчмарева) 

·       и многие другие.

Оставила сцену в 1965 году, спев в последний раз партию Маргариты в опере Ш. Гуно «Фауст». И затем в течение 18 лет преподавала сольное пение в Улан-Удэнском музыкальном училище им. П.И. Чайковского. 

 

Читайте также