"Всегда быть в маске - судьба моя?" Государственный цирк Республики Бурятия в историях и лицах.

2 сентября Государственный цирк Бурятии открывает свой 16 цирковой сезон искрометным представлением «Шари-Вари».  Какие люди работают в цирке и, кажется, так легко и отчаянно творят на сцене это древнее искусство?
Диляра Батудаева
8874
Бурятский цирк начал свою историю в 90-е годы прошлого века. Цирк всегда был прибежищем для отчаянных и неизбалованных жизнью. Не секрет, что труд циркового артиста полон опасностей – травмы, физическое и моральное напряжение - постоянные спутники тех, кто на арене удивляет зрителя своим мастерством. И среди блеска костюмов и огней, зритель и артист на мгновение вместе забывают о проблемах. В этот миг  счастливы и те, кто на сцене и те, кто в зале. Волнение артиста сменяется восторгом, если кто-то в зале, искренне и затаив дыхание, радуется и верит в торжество человеческого духа, воли и вдохновения.  Сегодня традиции бурятского цирка продолжает новое поколение артистов и тренеров. Разговор с некоторыми из них состоялся во время репетиции к предстоящему выступлению.  Туяна Догданова, художественный руководитель Государственного цирка Республики Бурятия: - Вообще-то я пришла в цирк будучи по специальности режиссером. К цирку я отношения не имела. Теперь моя жизнь связана с цирком, большую часть времени мы проводим на гастролях по районам, где нас очень ждут и тепло встречают. В этом году наше положение намного улучшилось после того, как для работы нам был предоставлен зал в КСК. С помощью Министерства культуры нами было приобретено оборудование, благодаря наличию которого мы сегодня занялись постановкой новых номеров. Буянто Цыренов , артист цирка, тренер: Собирался стать врачом, но судьба распорядилась иначе…В жанре акробатики работает с 1996 года. Один из тех, с кого начинался бурятский цирк. - Я занимался борьбой и учился в 10 классе, когда к нам в лицей – интернат пришли Мaйдар Хайдапович Жапхандаев и три педагога из Монголии – набирать детей в цирковую студию. Всех построили в спортзале, и начался просмотр. Mеня сразу взяли, - пожимая плечами говорит Буянто Цыренов о своем приходе в цирк. - В общем, и цирка тогда еще не было. Поступив на цирковое отделение, мы почти сразу начали работать и выступать на всевозможных мероприятиях. Теперь студентам за это платят зарплату, и трудовой стаж начинается прямо с первого курса. В нашем случае трудовой стаж мы начали только через пять лет – в 2001 году. Мaйдар Хайдапович добился , чтобы цирку присвоили статус государственного. Все годы учебы мы просто учились и верили, что однажды у нас будет свой цирк. И это случилось. У нынешней молодежи положение уже намного лучше, чем было у нас. Николай Гармаев – любимый зрителями клоун Малыш и акробат - вольтижер по совместительству. Цирк в начале своего становления репетировал на базе Бурятского театра драмы, и Малыш рос вместе с цирком. Мама будущего клоуна – актриса Елена Дамбаева работала в театре. - Я каждый день был на работе с мамой и видел, как занимаются артисты цирка. После 9го класса мать сама предложила сыну выбрать цирковую стязю. Образ Малыша родился из репризы, придуманной совместно с Бато – Шулуном Данжаловым. На вопрос о том, как рождаются идеи для номера, они отвечают лукаво переглядываясь. Потом серьезно поясняют, что сюжеты берут из жизни, вдохновляясь бурятским юмором, который, однако, понятен всем. Бато - Шулун Данжалов, 34 года - клоун Батончик.  Один из тех, кто начинал первым. Родился в с. Санага Закаменского района. В цирк пришел случайно. Учась в лицее – интернате №1, занимался в театральном кружке, когда однажды завуч школы подозвала его и сказала: «Ну-ка, Данжалов, ты у нас способный, сможешь…» Написала что-то на бумаге и отправила в Театр бурятской драмы. К тому времени группу акробатов в бурятский цирк уже набрали. Нужны были клоуны. Так он стал клоуном. О том, как волновался на просмотре, вспоминает со смехом: - Я забыл все, что хотел сказать, покраснел от волнения, но меня приняли. И через два месяца я уже выступал с номером на сцене. Так решение учительницы повернуло мою жизнь. О повороте судьбы не жалеет. - У нас, клоунов, цирковой век дольше, чем у остальных. Рассмешить зрителя – главное в клоунаде, а звания, лично мне, безразличны, – говорит Бато – Шулун Данжалов. Артем Бадмаев, 20 лет, акробат – вольтижер, воздушный акробат Родился в селе Курумкан, занимался вольной борьбой, пока однажды на гастроли в село не приехал бурятский цирк. - Я купил билет и пошел на представление. Когда представление окончилось, я пошел и купил еще один билет, потому что был совершенно потрясен. Это было в четвертом классе. Мне запомнилось, как меня вызывали поучаствовать в номерах. Поэтому после окончания школы я пошел в цирковую школу. Моя мама сама когда – то работала артисткой цирка в Саратове. Мне очень уютно выступать в нашем шапито в парке Орешкова. Нравится реакция детей – неподдельная, искренняя. Екатерина Вахняк, 26 лет, хула – хуп, жонглирование, акробатика: - Труппа у нас маленькая, потому мы все работаем в разных жанрах. Я в цирк пришла из спортивной гимнастики, благодаря тренеру Наталье Юрьевне Афанасьевой, которая сейчас возглавляет Цирковую школу Республики Бурятия. Я иногда задумываюсь: а могла бы я заниматься в жизни чем-то другим, нежели цирк? И каждый раз я отвечаю себе на вопрос: нет, я не могла бы работать в офисе, жить размеренной жизнью. Да, в детстве бывали моменты, когда я хотела бросить цирк, но родители настояли, и сейчас я им за это благодарна. Из 40 детей, которых приводят в цирк остается не более 2-3 человек, поэтому, конечно, о случайности не может быть и речи. Многие боятся боли, жесткого обращения. Терпение и самоконтроль – обязательные качества циркового артиста. Татьяна Киселева ( Бурчевская) групповое жонглирование, эквилибр и групповой «каучук».  Заниматься в цирковой студии начала еще в Северобайкальске. - Мама была против моих занятий в цирке. И даже на время сумела убедить меня отказаться от занятий. Но цирк привлекал меня. Я глаз не могла оторвать от высоких грациозных девушек в блестящих костюмах, и мне тоже хотелось выступать на арене. Это теперь я знаю, что цирк – это тяжелый физический труд, пот, нервы и слезы. Бывает, что трюки не получаются, хоть убей. И боль бывает…но чувство удовлетворенности от работы – это особое чувство. Андрей Бурчевский, 22 года, клоунада, акробатика: - Я родился в Кяхте. Когда приехал поступать в Колледж искусств на хореографическое отделение, где то внутри была мысль о цирке, тем более, что все с детства говорили : «Тебе бы клоуном работать»… но набора на цирковое отделение в тот год не было. Спустя три года я решил перевестись, и тут выяснилось, что педагоги меня не отпускают – я был задействован в разных постановках и т.д. Наконец, через три месяца я перевелся, а к концу учебы, при поддержке коллег, определился с жанром. В цирке мы познакомились с супругой ( Татьяна Киселева – прим.). Я даже иногда думаю, что был бы не против, чтобы и дочь продолжила нашу работу в цирке, но жена категорически против. Конечно, я ее понимаю – это слишком не простая работа, а так хочется своего ребенка обезопасить. Но если дочь однажды изъявит желание стать артисткой цирка, я препятствовать не буду. Мне лично никто не препятствовал. Я вырос без родителей. Моя тетя до последнего не знала, что я перевелся с хореографии в цирк. И только когда пришло время знакомить ее с моей невестой, она узнала, что Татьяна работает в цирке…и я – тоже. ( улыбается) Виктория  Дамдинова, 20 лет, акробатика, каучук, воздушные ремни, воздушное кольцо В ангарскую цирковую студию пришла в 9 лет. - Бабушка очень хотела, чтобы мы с сестрой были при деле и водила нас на хореографию, хор и в цирковую студию. Сейчас я учусь на 4 курсе циркового отделения, а сестра на 1 курсе в Колледже искусств. Я пробовала уйти из цирка после окончания школы, стала учиться на модельера, но, увы, сразу после первого курса мне стало ясно – я не могу без цирка, скучаю по тренировкам. Мне всегда хочется делать все на 100%. Когда выступаешь и чувствуешь, что зрителю нравится, появляется удивительное ощущение, что ничего больше в жизни не надо. Я бы хотела проработать в цирке максимально долго, и я получаю удовольствие от того, чем занимаюсь. Цирк - это "наркотик".

Читайте также