Семинар «Авторская сцена»: «В театре должно цвести сто цветов»

При поддержке Правительства Республики Бурятия, Министерства культуры РБ, Союза театральных деятелей Российской Федерации в Улан-Удэ с 5 по 14 сентября проходит XXVIII Всероссийский семинар молодых драматургов «Авторская сцена». Художественным руководителем этого масштабного культурного мероприятия является известный российский писатель, драматург, сценарист, лауреат литературных премий «Русский Букер», «Большая книга», Всероссийского конкурса драматургов Алексей Слаповский. Его произведения неоднократно переводились на другие языки и переиздавались тысячными тиражами, были экранизированы и поставлены на сцене ведущих театров России.
Юлия Федосова
6632

7 сентября 2015 года в ходе Семинара Алексей Иванович для участников «Авторской сцены» – молодых драматургов, пьесы которых были отобраны для сценических показов, – провел мастер-класс по современной драматургии. К разговору присоединились заведующая кабинетом драматургии Союза театральных деятелей РФ Ольга Новикова, театральный обозреватель «Радио России» Майя Романова и другие театральные деятели.

В этом году на конкурс было прислано 374 пьесы, из них для постановок выбрано 5 пьес молодых драматургов: Вадима Брика («Попутчики»), Андрея Васильева («Антитеррор»), Карины Шебелян («Люстра»), Екатерины Климаковой («Дорога на Хохотуй»), Артема Томилова («Конец героя») и пьеса известного бурятского драматурга Геннадия Башкуева «Долг». Семинар традиционно проходит в два этапа: первый – репетиционный, второй представляет собой сценические показы, которые доступны для посещения театральной общественности.

Действие 1.«Опыт-класс» Алексея Слаповского

Разговор о современной драматургии, ее проблемах, возможностях и развитии Алексей Слаповский начал с рассказа о том, как он пришел в эту область литературы. Большое влияние на будущего драматурга оказало тестирование, которое он с успехом провалил при приеме на работу в качестве воспитателя детской комнаты милиции. Присущие писателю исполнительность, скрупулезное внимание к деталям при ответах на вопросы предложенной анкеты на этот раз сталикамнем преткновения для работодателей, а автора подтолкнули к написанию первой пьесы под названием «Анкета»: «Во всякий жизни есть драматургия, а драматургия есть предмет, которым мы занимаемся».

После маленькой пьесы была еще одна, потом еще одна. О том, как рождаются персонажи, откуда берет свое начало идея произведения, Алексей Иванович говорит: «У меня все началось с диалогов. Это были не пьесы, а именно диалоги. Эта любовь к диалогу мне пригодилась в жизни, в прозе».

Алексей Слаповский не только известный драматург, но и востребованный сценарист. Благодаря его работе увидели свет такие фильмы и телевизионные сериалы, как: «Ирония судьбы. Продолжение», «Я не я», «Участок», «Остановка по требованию». Но в рамках встречи писатель только отметил отличия пьесы от сценария: «Пьеса предполагает два, три способа театрального прочтения, а если это Чехов, то 100. Помимо сюжета, фабулы, конфликта, пьеса предполагает множество нюансов, подтекстов. А сценарий – вещь одноразовая».

Действие 2.«Учеба – одно из ключевых слов»

Большое внимание Алексей Иванович в разговоре уделил своим учителям – режиссерам, драматургам, которые направили автора в нужное русло, помогли встать на этот творческий путь: «В то время у драматургов было желание помочь, передать эстафетную палочку. Организовывались мастерские, проводились семинары. Учеба –одно из ключевых слов, если мы говорим о пьесе и драматургии».

Алексей Слаповский делился с начинающими авторами теми выводами, к которым сам пришел только опытным путем: «Главное, что я тогда понял, что пьеса – жанр особенный. Это и литература, и прикладная вещь. И если автор хочет, чтобы его пьесу поставили, он должен понимать, что у нее есть свои законы. Я довольно поздно это обнаружил. Есть исходное событие, основное событие, главное событие, конфликт, кульминация и т.д. И даже для театра абсурда, модернистского и постмодернистского театров действуют эти законы, как закон притяжения».

Рассказывая о своей работе в качестве художественного руководителя «Авторской сцены», Алексей Иванович отметил, что во многих современных драматургических текстах начинающих и даже опытных авторов отсутствует структура, конфликт. Герои подчас находятся не в диалоге между собой, а произносят исключительно монологи: «Такое ощущение, что многие пьесы сводятся к декларации персонажами каких-то своих переживаний, жизненного опыта. И из-за отсутствия четкой структуры, выраженного конфликта интересный с литературной точки зрения текст может не дойти до театра».

Действие 3. «Дойти до театра»

Безусловно, молодых авторов в большей степени волновал вопрос, как пробиться со своей пьесой в театр. Известно, что большинство театральных деятелей не любят современные драматургические произведения по многим причинам. И если в Москве, Санкт-Петербурге еще есть механизмы продвижения такого текста на сцену, то в других городах драматург должен попасть в волну какого-либо движения, фестиваля, конкурса или стать участником постановочного проекта, какой, например, сейчас проходит в Улан-Удэ.Здесь, как отметил Алексей Слаповский, только два пути: найти своего режиссера, а в идеале – свой театр и рассылать пьесы по театрам и журналам. «Пьеса действительно должна рождаться в театре. Это драматурги рождаются у мамы с папой. Аесли театр хороший, то в нем помогут и драматургу, и пьесе».

Действие 4. Поиск нового героя

По словам Алексея Ивановича, одна из первостепенных проблем отечественной драматургии заключается в том, что многие авторы порой создают хорошие литературные пьесы, но которые при этом нужно каким-то особым образом приспосабливать к театру. И, безусловно, волнует известного российского писателя то, какие темы сегодня берутся в основу драматургических произведений: «Мы никак не отрефлексируем наше советское и постсоветское прошлое. Мы на этом зациклены, пуповиной приросли, и нам не дают оторваться. Никак не закончится история с «лишним человеком», с этим «географом, который глобус пропил». Нужно искать нового героя. Я не говорю, что не вижу его следов в современных пьесах. Но нам всем не помешало бы больше читать, больше знать – и нам, и театру это пойдет на пользу в стремлении к идеалу».

XXVIIIВсероссийский семинар молодых драматургов «Авторская сцена» продлится в ГРДТ им. Н.А. Бестужева до 14 сентября. Его итогом станут сценические показы шести пьес с участием ведущих актеров Русскогодраматического театра и Театра бурятской драмы.

Юлия Федосова,

PR-менеджер ГРДТ им.Н.А.Бестужева

8(924)356-89-69

pr.grdt@yandex.ru


Читайте также