Вышел в свет новый сборник "Песни любви"

Ведущие солисты Бурятии исполнили песни композитора Виктора Усовича и поэта Виктора Слипенчука.
Т.Н. Красникова, доктор искусствоведения, профессор Российской Академии музыки имени Гнесиных, член Союза Композиторов России
4364

Когда перелистываешь страницы сборника песен и романсов  Заслуженного деятеля искусств Виктора Усовича «Свет времени» на стихи        выдающегося русского поэта и прозаика Виктора Слипенчука, то вспоминаешь изречение Роберта Шумана «Миром правит союз родственных душ». И действительно  -  истоки этого родства  видятся в  том редком слиянии поэзии и музыки, которое  поражает слушателя,  заставляет его душу резонировать той простой, и, наполненной глубиной интонации,   которая   заложена в произведениях   Виктора Слипенчука. Можно сказать, что мастерство художественного перевода   поэтического творчества  поэта на язык музыки состоялось.  Результатом диалога стал   своего рода цикл, который объединяет различные стихотворения  в ряд родственных между собой сочинений.  Они вобрали  в себя всю Вселенную художественного видения и ощущения жизни, воплотив ее в  контрастных картинах – состояниях, портретных зарисовках, образах природы.

Здесь  и проникнутые пронзительной,  и одновременно, нежной лирикой  романсы  «Волшебный сад», «Нежный взгляд», образующие своеобразный лирический микроцикл, и сатирическая  миниатюра «Царь», и  вокальное скерцо «Девчонка» с  пластичным и, одновременно, неожиданным переходом  на язык джазовых идиом.

Символикой пути и темой вечного возвращения  отмечены рядом стоящие вокальные  миниатюры «Домой» и  «Старый дом»,  лучизмом, столь свойственным  русской поэзии и музыке – диптих  «Лунный свет» и «Свет времени». Тема жизни и смерти по существу пронизывает весь цикл,  Она скрыта в иносказаниях, аллегориях, художественных параллелях, с особенной  силой проявившись в сочинении «Самоубийца»,  где четырехстопый  ямб  становится той самой единственной структурой, объединяющей форму стихотворения  и его смысл. Не случайно и то, что  связующей нитью между  этим сочинением и финалом «Боже всех упаси!» композитор  избрал хоровое  звучание, воссоздающее  атмосферу храмового действа.

Индивидуально-авторский стиль  композитора Виктора Усовича проявился, прежде всего,  в его мелодическом даре, свободной трактовке поэтической канвы, ее пространственных растяжениях и сжатиях  благодаря  вокальным распевам, повторам  и фортепианным проигрышам, его мастерству представления мелодии в  радужной оправе  гармонии и фактурного декора.

Понимание специфики камерного вокала, основанного на органичном соединении слова и музыки, умение высветить в поэтическом источнике  завуалированные смысловые подтексты, способствовало созданию интертекста,  как результата синтеза  искусств.

Новый сборник – итог сотворчества двух больших мастеров, стал  отрадным событием в музыкальной жизни. Он    уже появился в записи на диске «Песни любви», где  произведения   Виктора Усовича на стихи В.Т. Слипенчука предстали в оригинальных  и высоко  художественных версиях  молодых исполнителей Бурятии:  Ольги  Жигмитовой, Чингиса  Раднаева, Игоря  Лазарева. Он, безусловно, является ценным  вкладом в современный певческий репертуар, поскольку   основан на доверительном и бережном сохранении лучших традиций отечественной песенно-романсовой культуры. 

Читайте также