Когда перелистываешь страницы сборника песен и романсов Заслуженного деятеля искусств Виктора Усовича «Свет времени» на стихи выдающегося русского поэта и прозаика Виктора Слипенчука, то вспоминаешь изречение Роберта Шумана «Миром правит союз родственных душ». И действительно - истоки этого родства видятся в том редком слиянии поэзии и музыки, которое поражает слушателя, заставляет его душу резонировать той простой, и, наполненной глубиной интонации, которая заложена в произведениях Виктора Слипенчука. Можно сказать, что мастерство художественного перевода поэтического творчества поэта на язык музыки состоялось. Результатом диалога стал своего рода цикл, который объединяет различные стихотворения в ряд родственных между собой сочинений. Они вобрали в себя всю Вселенную художественного видения и ощущения жизни, воплотив ее в контрастных картинах – состояниях, портретных зарисовках, образах природы.
Здесь и проникнутые пронзительной, и одновременно, нежной лирикой романсы «Волшебный сад», «Нежный взгляд», образующие своеобразный лирический микроцикл, и сатирическая миниатюра «Царь», и вокальное скерцо «Девчонка» с пластичным и, одновременно, неожиданным переходом на язык джазовых идиом.
Символикой пути и темой вечного возвращения отмечены рядом стоящие вокальные миниатюры «Домой» и «Старый дом», лучизмом, столь свойственным русской поэзии и музыке – диптих «Лунный свет» и «Свет времени». Тема жизни и смерти по существу пронизывает весь цикл, Она скрыта в иносказаниях, аллегориях, художественных параллелях, с особенной силой проявившись в сочинении «Самоубийца», где четырехстопый ямб становится той самой единственной структурой, объединяющей форму стихотворения и его смысл. Не случайно и то, что связующей нитью между этим сочинением и финалом «Боже всех упаси!» композитор избрал хоровое звучание, воссоздающее атмосферу храмового действа.
Индивидуально-авторский стиль композитора Виктора Усовича проявился, прежде всего, в его мелодическом даре, свободной трактовке поэтической канвы, ее пространственных растяжениях и сжатиях благодаря вокальным распевам, повторам и фортепианным проигрышам, его мастерству представления мелодии в радужной оправе гармонии и фактурного декора.
Понимание специфики камерного вокала, основанного на органичном соединении слова и музыки, умение высветить в поэтическом источнике завуалированные смысловые подтексты, способствовало созданию интертекста, как результата синтеза искусств.
Новый сборник – итог сотворчества двух больших мастеров, стал отрадным событием в музыкальной жизни. Он уже появился в записи на диске «Песни любви», где произведения Виктора Усовича на стихи В.Т. Слипенчука предстали в оригинальных и высоко художественных версиях молодых исполнителей Бурятии: Ольги Жигмитовой, Чингиса Раднаева, Игоря Лазарева. Он, безусловно, является ценным вкладом в современный певческий репертуар, поскольку основан на доверительном и бережном сохранении лучших традиций отечественной песенно-романсовой культуры.