Афиши висели по всему городу, а зрителей в зале, все – равно, было меньше, чем мог вместить зрительный зал Бурятского Государственного академического театра драмы. Аншлага не было.
- А жаль! Какие талантливые артисты тут выступают! И взрослые, и дети играют, словно, живут. От некоторых спектаклей просто дрожь по телу! – поделилась впечатлением одна из зрительниц.
«Дрожь по телу» – эту фразу потом независимо друг от друга повторяли самые разные люди – зрители и сами артисты народных театров, смотревшие выступления коллег. Сам министр культуры, приходивший на фестиваль вместе с мамой, ушел потрясенный.
- Я в восторге. Я знаю, что люди в наших селах полны творческих идей, но всякий раз не перестаю удивляться, как ярко им удается воплощать свои идеи в жизнь, – сказал Тимур Цыбиков, оставив жюри решать, кому отдать пальму первенства.
«Эти коллективы достойны, чтобы их знали»
О том, что выбор сделать нелегко сказал член жюри – режиссер Русского драматического театра им. Н. А. Бестужева Олег Коба:
- Эти коллективы достойны, чтобы их знали и видели по всей Бурятии и за ее пределами, а не только в родном селе – настолько искренне и профессионально выступают любители. Совершенно ошибочно полагать, что если театр народный, то и на сцене нам покажут спектакль, лишенный художественной формы, созданный только «для своих». Нет, напротив мы имеем дело с полноформатными спектаклями, в которых присутствует сценическое, музыкальное решение и интересные актерские работы. То, что половина спектаклей идет на бурятском языке совершенно не препятствует пониманию. Язык театра – международный, сила же театра в умении трансформировать слова в действие.
Говоря о спектаклях, Олег Коба также отметил работы Багдаринского народного театра и Творческой театральной студии «Хорошее настроение» из Кяхты.
- Дети сыграли в спектакле о войне абсолютно осознанно, так, будто речь идет о сегодняшнем дне. Актуальность – то, что зачастую упускают даже профессиональные театры. Спектакль приглашает к размышлению, не навязывая своего мнения.
Как оказалось, самодеятельность может быть настолько убедительной, что перестает быть самодеятельностью в том самом смысле, который так не любят поклонники профессионального искусства. Напротив, пронизанное искренностью и полной самоотдачей творчество артистов из народа прошибало слезу у тех, кто пришел увидеть игру любителей, профессионализму которых иногда можно позавидовать.
Не народные артисты, но артисты из народа
Если в душе ты артист, но работа твоя далека от творчества, есть выход – народный театр.
- Мы живем другой жизнью, более трудной, чем в городе, потому народный театр на селе – это особый феномен, – говорит Галина Чебунина, режиссер Театра пластических миниатюр «Гоп - компания» из Тарбагатая. Абсолютно все участники фестиваля придерживаются похожего мнения.
- Это радость. Огромная радость – играть в театре. Даже если приходится с чем – то мириться. Сейчас, когда мы ждем открытия нового Дома культуры, нам радостно вдвойне: есть силы, желание работать и вера в то, что мы можем что- то сказать зрителям и самим себе, – говорит режиссер Мухоршибирского театра Людмила Артемова.
- Это отдых для души. Неслучайно, наверное, мы репетируем во время обеденного перерыва, - улыбаясь, признаются актеры Сосновоозерского народного театра.
- Мы принимаем любого, кто к нам приходит. Потому что мы не просто театр – мы отдушина, возможность открыть себя, прожить другую жизнь для каждого, кто хочет, чтобы в его жизни было творчество. Всегда можно найти небольшую роль, для человека это будет радость, – говорит Людмила Цыренова, режиссер Закаменского народного театра.
- Иногда я корю себя за то, что создаю лишние сюжетные ветки там, где можно было бы обойтись без них, но видя глаза моих артистов, каждый из которых ждет своей роли, я машу рукой и делаю! – рассказывает Галина Чебунина.
В то, что народный театр на селе может исчезнуть, никто не верит. У каждого режиссера есть список имен, который он с благодарностью готов перечислять. Это и художники, и осветители, сотрудники сельских домов культуры и администрации районов, оказавшие поддержку.
- Конечно, нам нужна помощь и поддержка, но народный театр – это не то, что привнесено «сверху», это то, что идет изнутри, от самих людей на селе, которые всегда будут стремиться выразить себя через творчество, – считает Вера Хойкова, режиссер Сосновоозерского народного театра.
- Нашему коллективу уже 25 лет, но он на 80 процентов состоит из молодежи, многие из которых хотят связать свою жизнь с театром. Есть артисты, которым за 50, и они нашли себя в театре уже в зрелом возрасте, а самому старшему актеру 63 года и он пришел к нам относительно недавно, – делится Галина Чебунина
В некоторых районах напротив – участие в творческом процессе принимают люди старшего возраста, но это особенность народного театра в любом районе – быть открытым для всех и каждого. Главное, было бы желание.
Деревенская комедия vs проза жизни
Комедия – главный востребованный жанр на селе. И этому есть объяснение.
- Жизнь на селе сложна, и люди хотят радости, хотят отдохнуть. Мы же стремимся ставить то, что нам нравится так, чтобы зритель ходил на наши спектакли. Театр у нас специфический, но, тем не менее, свободных билетов не бывает никогда – все расходится задолго до спектакля.
По мнению Галины Чебуниной, людям нужен праздник и …волшебство.
- Театр для меня – это волшебство. Просто быт показывать людям, которые живут в деревне не стоит – они и так живут достаточно трудно. Даже в спектакле о войне я стараюсь сделать так, чтобы было то самое волшебство. Хочу, чтобы люди содрогались, менялись за время спектакля, но при этом не ощущали менторского, назидательного тона. Мы стараемся делать праздник, на который люди идут, ожидая его – нарядными, в приподнятом настроении.
Особенности деревенского театра
- Что такое деревенский театр? Это поставил спектакль, сделал повтор и …приходится начинать все с нуля. Это непросто, – продолжает Галина Чебунина.
За год в Тарбагатае поставили восемь спектаклей. И каждый имел успех. Но вывозить театр за пределы района – сложно.
- Это дорого. Рассчитав все затраты на гастроли, я понимаю, что нам лучше остаться дома и поставить еще один спектакль. Потому что за пределами Тарбагатая, еще не известно, сможем ли мы заработать, ведь незнакомый с нами зритель не знает на что мы способны.
Это знатоки шли на фестиваль специально, чтобы вновь увидеть работу прославленных народных театров республики. Но широкой публике открыть эти театры для себя только предстоит…
Репертуар у разных театров формируется по - разному: кто-то садится и сообща решает, какую пьесу взять для работы, а кто-то иначе:
- Мы почти всегда пишем сценарии сами. Потому что под нашу стилистику очень трудно найти материал. Порой, я просто слышу мелодию, которая потрясает меня настолько, что в голове рождаются образы, цвета. Так родился спектакль, который мы показали на фестивале. Я услышала песню Александра Розенбаума «Дорога» о евреях, идущих на расстрел. Я заболела этой песней и придумала историю о трех друзьях, мальчиках, каждый из которых погиб… И я никак не могла «убить» последнего из них – молодого хирурга. Уже и репетиции шли, а я все не могла…Но мы должны были рассказать зрителю о том, как страшно, когда прерывается жизнь, полная любви, надежды, мечтаний… Этот спектакль получился красивым, был понят зрителями, несмотря на то, что история очень трагична.
Спектакль «Одесский дворик» также был навеян песней и получился таким, что зрители и артисты смеялись в едином порыве.
- Спектакль получился шикарный! Вы понимаете, каждый спектакль в деревне – это же еще и коммерческий проект! Нам еще заработать надо, у нас ведь и план есть, который нужно выполнить, а люди не хотят ходить на «черное», тяжелое. Но я всегда считаю, что спектакль должен поднимать зрителя, иначе нет смысла все это начинать! Когда однажды мы рассказали о цыганах, люди вдруг удивились: «Какой народ, оказывается!»… Все, что я узнаю, я стараюсь донести до людей через театр. И самое главное – театр должен удивлять!
Миссия – счастье
Многие из тех, кто выступал на фестивале, никогда прежде не знали большой сцены.
- Это удивительное ощущение – находиться в стенах настоящего академического театра, готовиться к выходу на сцену в гримерке. Признаться, поначалу волнение просто захлестывает, но, странным образом, улетучивается в момент выхода на сцену, – рассказывает Любовь Артемова, режиссер Мухоршибирского народного театра.
И в этом они все единодушны – участники фестиваля из разных районов Бурятии.
- Мне нравится естественность, с которой играют наши коллеги, – тихо комментирует Галина Чебунина игру актеров Орликского народного театра.
А ведь в народном театре репертуар, подчас, диктует наличие или отсутствие артистов.
«Мы готовили совершенно другой спектакль, а за две недели до фестиваля…» – такими словами начинаются рассказы о перипетиях у многих участников. Замена актеров влекла к изменению в репертуаре, метаниям, поиску, но…
В этом магия народного театра, способного перевоплотить обычного сельского служащего, продавца или водителя в, скажем, полного снобизма столичного жителя, который забыл о своих истоках и о том, что самодеятельное творчество может быть по настоящему интересным. И его стоит видеть. Потому что когда – то оно дало начало большому профессиональному искусству, многие «самородки» которого вышли из народной, творческой среды.
- Что бы мы не играли, что бы не делали – миссия народного театра гораздо выше: поднимать людей на селе, давать им возможность реализовать себя и прожить жизнь, полную творчества, – заключает Людмила Цыренова.
… Продавцы, парикмахеры, врачи и служащие банков – актеры народных театров – это артисты, которых мы не увидели на сценах лучших театров страны. И, возможно, они могли быть великими артистами на большой сцене, но стали большими на малой, узнав наивысшую форму труда, при которой он становится счастьем.