Сольный концерт Ариунбаатора Ганбаатора в Улан - Удэ. Воспоминания.

«Кто-то свыше послал Ариунбаатора именно в наш театр» – говорит Дарима Линховоин, "багша", которая привела певца к победе в конкурсе им. П. И Чайковского.
Диляра Батудаева
8952

28 ноября на сольный концерт обладателя Гран - при XV Международного конкурса им. П.И. Чайковского  Ариунбаатора Ганбаатора «Дарима Линховоин представляет…» в театр пришли все, кто хотел и мог себе позволить услышать победителя. Сольный концерт в Бурятии предварял выступление певца на родине, где его давно и с нетерпением ждут монгольские поклонники оперного искусства.

Это был удивительно теплый вечер, украшенный не только пением, но и вполне достойной Голливуда историей о том, как один никому неизвестный солист Бурятского театра оперы и балета неожиданно для всех пополнил славную когорту победителей самого престижного музыкального конкурса в мире.

Кривая выведет

Впервые на сцене Оперного театра в Улан – Удэ певец из Монголии оказался в мае 2014 года. Зрители, пришедшие тогда на концерт прославленных моринхуристов, обратили внимание на яркого, статного солиста. Он пел так, что запомнился всем – и зрителям, и профессионалам. Вскоре Ганбаатор получил предложение работать в Бурятском театре оперы и балета. Худрук оперы Дарима Линховоин приметила молодого исполнителя еще во время поездки в Монголию. Певец обладал прекрасными сценическими данными, но его путь на сцену был извилист.

- После смерти своего педагога, Ариунбаатор оставил учебу в университете и ушел работать на стройку, решив, что с певческой карьерой покончено, – рассказывала залу Дарима Линховоин.

Поработав на стройке, будущий завоеватель музыкального Олимпа, отправился работать таксистом и там, в такси, однажды встретил «важную птицу», посланную судьбой.

- Петь любишь? – спросил случайный пассажир и услышав утвердительный ответ Ганбаатора, пригласил его в хор. Так Ариунбаатор Ганбаатор из таксиста превратился в… полицейского – был принят в хор монгольской полиции. Судьба, казалось, упрямо вела молодого человека на сцену, для которой он словно рожден, но…от солиста хора полицейских до участия в конкурсе им. Чайковского дистанция, порой, совершенно непреодолимая. И дистанцию эту необходимо было преодолеть.

Но судьба выталкивала Ариунбаатора Ганбаатора, в буквальном смысле, заставляя его искать. Ему приходилось ночевать в подъезде, поскольку мест в общежитии катастрофически не хватало.

- Это теперь, когда он привык к перелетам, завтракам в отелях и выступлениям на лучших сценах, он говорит, что все это было нужно, а раньше говорил, что было трудно, - рассказывала зрителям концерта Дарима Линховоин. Да, теперь кажется почти невозможным, что судьба могла пройти мимо.

Главное – делать и верить.

Он приехал в Улан – Удэ морозным днем, в ноябре 2014 года. У автобуса его встретил коллега и земляк, солист Бурятского Государственого театра оперы и балета Намхайн Мунхзул. Вещей у молодого исполнителя с собой было немного, с ними он и предстал перед худруком оперы. Еще раз прослушав певца, Дарима Линховоин спросила:

- Ну, что…Будем готовиться к конкурсу Чайковского?

И они начали…

- Работать с ним не всегда просто: он спорит, не соглашается, – рассказывала на концерте Дарима Линховоин. Когда же подошло время участия в конкурсе, Ариунбатор вдруг решил, что не готов. Но на конкурсе принялся утешать наставницу:

- Ни о чем не переживайте, багша. Вот увидите, первая премия будет наша.

Так и случилось…

Когда неожиданно для всех Ариунбаатор Ганбаатор стал обладателем первой премии конкурса, Дарима Линховоин решила, что теперь можно собраться домой. Снова ехать из Москвы в Санкт-Петербург на вручение Гран-при казалось слишком самонадеянным.

- Когда я сказала Ариунбаатору, что собираюсь улетать в Улан – Удэ, он ответил: «Конечно, багша. Я сам найду дорогу от отеля до Мариинского театра»…

Перед тем, как расстаться, он добавил, что возьмет Гран-при и приедет обратно…

- И я улетела…

Зал замер.

О триумфе своего подопечного Дарима Лхасарановна узнала уже в Улан – Удэ, едва сойдя с трапа самолета. Коллеги бросились к ней с радостной новостью. «Ариунбаатор взял Гран-при!» – повторяли они, обнимая ее и друг друга.

- Мне до сих пор не верится, что Гран – при у нас здесь в Улан – Удэ… Потому что конкурс им. Чайковского – это самый сложный конкурс. Первую премию дают потрясающе гениальным людям. Напряжение такое, что кажется весь воздух трещит. Это можно сравнить только с Олимпийскими играми. Каждый шаг, каждое движение души, сердца, ума – все имеет значение. Напряжение так велико, что конкурсанты не спят и, действительно, иногда не выдерживают. Нужно иметь потрясающие нервы и бойцовский характер, чтобы выдержать это и веру в себя. Я точно знаю, когда человек верит в победу, она обязательно произойдет!

Зал взорвался аплодисментами.

«Кто-то свыше послал Ариунбаатора именно в наш театр»

Это сегодня ему звонят Гергиев и Мацуев, приглашают на концерты. Общение идет через Дариму Линховоин.

- Мне кажется, кто – то свыше послал Ариунбаатора именно к нам, чтобы наш народ и артисты гордились своим театром.

На протяжении всего вечера публика замирала, аплодировала, слушая рассказ Даримы Линховоин о том, как они шли к этой победе и как идут после.

- Где бы он не был, он всегда говорит, что он из Монголии, но работает в Бурятии и его победа – это заслуга нашего театра…Я думаю, что он умный парень! – говорит наставница и так смотрит в зал, что зрители реагируют понимающим смехом.

И вновь замирают, когда на сцену выходит сам Ганбаатор.

Знаете, какой у него голос? Многослойный, густой, гибкий, он мощным, тягучим потоком изливается и заполняет все пространство так легко, что, кажется, это не стоит ему никаких усилий. Певец – первозданный, щедро одаренный, такой что, кажется, будто и не учился, а так, между делом, случайно получил Гран-при на этих музыкальных олимпийских играх. Но на таких конкурсах случайностей не бывает, все знают.

Валерий Гергиев, возглавлявший жюри конкурса, тогда отметил, что, несмотря на трудный выбор и наличие таких талантливых конкурсантов, которые, несомненно, еще скажут свое слово в мире музыки, он почувствовал, что именно монгольский солист достоин наивысшей награды – Гран – при конкурса им. П. И. Чайковского:

- Настолько трудно показывать себя одинаково ровно…Один тур – взлет, другой – разочарование…Я бы вручил Гран – при монгольскому певцу, – сказал Валерий Гергиев в кульминационный момент торжественной церемонии, прежде, чем зал взорвался аплодисментами.

Эти волнительные кадры предваряли начало сольного концерта, вернув улан-удэнскую публику в те торжественные минуты лета 2015 года.

…Ганбаатор уходит за кулисы. Кто – то в сверкающем розовом исполняет арию Эльвиры. Я смотрю на оленьи унты важного деда, что сидит неподалеку. Розовое облако...камусы...ария Эльвиры...благодать… В тот вечер зрители слышали то, что не так давно имела возможность слушать английская королева. Но разве это важно? Только не тем, кто помнит, что наш Оперный строился именно для того, чтобы такие победы стали возможны, и люди в камусах могли слышать то, что слышала английская королева.

Бурятия отметила победителей

- Так заведено, что в случае побед спортсмены всегда получают почет, признание, уважение и денежное вознаграждение. Мы всегда говорили нашему вышестоящему руководству о том, что люди культуры тоже достойны подобных наград и внимания. И вот, после ошеломительной победы Ариунбаатара Ганбаатара на XV Международном конкурсе им. П.И. Чайковского, мы были услышаны! – сказал министр культуры Республики Бурятия Тимур Цыбиков.  

Глава Республики Бурятия Вячеслав Наговицын дал поручение наградить победителей. В Хурале были внесены изменения в Закон о премиях и стипендиях Республики Бурятия. Таким образом, появились новая Государственная премия Республики Бурятия для победителей Международного конкурса им. П.И. Чайковского и Государственная премия для лиц, осуществивших подготовку победителей конкурса им. П.И. Чайковского.

Вместе с Цыденжапом Батуевым, заместителем Председателя Народного Хурала РБ, под бурные аплодисменты зрителей, Тимур Цыбиков вручил обладателю Гран – при XV Международного конкурса им. П. И. Чайковского, солисту Бурятского Государственного театра оперы и балета Ариунбаатару Ганбаатару и художественному руководителю оперы, концертмейстеру Дариме Линховоин, денежные сертификаты на сумму пятьсот и триста тысяч рублей.

Добрая традиция

Для тех, кто не может решить, кто именно победил – «монгол» или «солист Бурятского оперного театра», речь представителей Монголии была бы небезынтересна. Она была большой и произнесена с соответствующим чувством, но квинтэссенцией ее было:

- Все мы живем под одним небом и благодарны Дариме Линховоин за то, что она привела нашего певца к победе!

Те, кто знает историю, наверняка, помнят о вкладе представителей бурятской интеллигенции в развитие государственности, культуры и просвещения Монголии. Без имен Цыбена Жамцарано, Базара Барадина, Эрдэни Батухана и мн. других бурят невозможно представить историю становления светского государства в Монголии. «Мостом», через который европейская культура и образование пришли в Монголию стали буряты. И есть что-то очень традиционное в том, что к победе на Международном конкурсе в Европе, монгольский вокалист пришел через Бурятский оперный театр, в котором его полюбили, приняли и искренне гордятся.

Читайте также