За девять десятков лет сменилось не одно поколение артистов, но немногим любителям театра известно, что на его сцене блистала мать народного артиста Советского Союза Муслима Магомаева - Айшет Кинжалова, сообщает газета «Бурятия».
В 1953 году Григорий Аронович Иофин, бывший директор ГИТИСА, капитан второго ранга, прошедший войну, приехал в Улан-Удэ, где его назначили директором драмтеатра. Немного погодя он решил организовать при храме Мельпомены театральную студию. Она была первой и последней, позже в столице Бурятии появилось училище.
- В 1959 году в Улан-Удэ набирали театральную студию при русском драмтеатре, – рассказывает заслуженный артист РБ Владимир Перевалов, - Нужны были молодые артисты, так как раньше во всех театрах сорокалетние играли пионеров, в их числе были Айшет Ахметовна Кинжалова и Мария Николаевна Железнова. Они играли двух подруг-пионерок в спектакле «В поисках радости».
В число студийцев отобрали 12 человек, среди них - Владимир Перевалов, Сергей Панков, Александр Турчанинов-Родин, Нэлли Мальцева и другие.
- Студия у нас была необычная, таких больше нигде не было, - вспоминает Перевалов. - Мы все делали сами, не только играли в массовках, но и электрику, и монтировку, все что угодно могли сделать. Находилась она в старом здании театра, на улице Ленина, 46. Там я впервые и увидел Айшет Кинжалову (это девичья фамилия матери Муслима Магомаева – авт.), она в это время работала в русском драмтеатре. Потрясающая женщина, великолепная актриса, красавица необыкновенная!
По словам Владимира Алексеевича, в студии она не преподавала.
- Она за нами со стороны наблюдала, а однажды увидела, что я читаю трагедии Шекспира. В то время в оперном театре была хорошая библиотека, я перечитал почти все его произведения. Она подходит и говорит: «Володенька, Шекспира читаете? А вы сонеты читали?
Читайте сонеты, с них начинайте, там такая философия! Там не просто любовь к женщине, там любовь абсолютно ко всему». Это была совершенно потрясающая, очень общительная, чуткая женщина, особенно по отношению к нам, начинающим артистам. После репетиций иногда подходила ко мне со словами: «Володенька, здесь вот немножечко так можно сделать, но если хочешь, конечно». Вот такая у меня была счастливая судьба. А такие артисты для нас как боги.
Кинжалова в Улан-Удэ играла во многих спектаклях: в «Весёлке», «В поисках радости», «Почему улыбаются звёзды». Ее амплуа – героиня. На спектакли с ее участием всегда были аншлаги, очереди за билетами стояли огромные – вдоль всей улицы Ленина от Госбанка до театра.
- В театре шел великолепный спектакль «Иркутская история», который поставил режиссер Николай Буторин. Героиню играли Никулина и Жуковская, а остальные актеры, в том числе и маститые, изображали хор, который в пьесе шел первым номером – и участник действия, и от автора. В этом спектакле играла Айшет Ахметовна, и мне довелось сыграть, правда, совместных сцен с ней у нас не было, - говорит Владимир Алексеевич.
Муслим и мать
Своего отца Муслим почти не помнил - он погиб под Берлином за три дня до окончания войны. После гибели мужа Айшет по мусульманским обычаям должна была остаться в его семье, но она очень любила театр, поэтому не стала соблюдать традиции и уехала в Вышний Волочёк, а родственники мальчика по отцовской линии забрали сына у матери и сами занялись его воспитанием. Айшет второй раз вышла замуж за актера Леонида Кафку, родила сына Юрия и дочь Татьяну, а позже они перебрались в Улан-Удэ.
Муслим Магомаев в мемуарах вспоминал: «Послевоенная судьба мамы сложилась так, что она обрела другую семью. Я не могу ее ни в чем винить. Она драматическая актриса, всегда кочевала по городам России, никогда подолгу не работая ни в одном театре. Родной брат отца Джамалэтдин Магомаев и его жена Мария Ивановна стали для меня настоящими родителями».
Леонид Кафка тоже служил в русском драмтеатре, правда, недолго (играл белого офицера в спектакле «Олеко Дундич» - авт.). Нередко вместе с детьми приходил в театр встречать жену после спектакля.
- Жили они в доме актера, на улице Смолина, а Юра и Таня ходили в детский сад к моей маме – она была заведующей детсадом № 1, - рассказывает режиссер радио и телевидения, заслуженный работник культуры РБ Нэлли Мальцева. – Детсад находился на улице Ленина, на том месте сейчас стоит пятиэтажка. Я тогда не знала, что Айшет Ахметовна мать Муслима Магомаева, да и никто в театре не знал. Только однажды, когда мы с ней сидели рядышком и гримировались перед спектаклем, она мне по секрету шепнула, что получила письмо от сына и сказала, что он учится в Ла Скала. Позже я узнала, что ее сын – Магомаев, но никому об этом в театре не говорила, да и зачем? Она молчала об этом, и я тоже.
Дружелюбный человек
Александр Турчанинов-Родин, артист драмтеатра, ныне проживающий в Иркутске, тоже хорошо помнит Айшет Кинжалову.
- Она в нашем театре работала года три, всегда была востребована, были спектакли, где она пела, играла на гитаре. У нее были ярко выраженные восточно-азиатские черты лица, Муслим на нее очень похож, - рассказывает Александр Фёдорович. - В «Барабанщице» мы с ней вместе играли. Я - мальчика по имени Эдик, а она - Зойку. Потом месяца полтора вместе ездили с гастролями по республике. Ехали на поезде от Мысовой до Петровского завода. Останавливались, играли и ехали дальше. Уставали, конечно, но жили очень весело, дружно.
По словам артиста, Кинжалова пользовалась хорошей репутацией в коллективе, коллеги к ней относились уважительно. Там, где появлялась она, всегда были улыбки, хорошие разговоры. Она была очень контактным, добродушным человеком. Не секрет, что в театре иногда возникают неприязненные отношения между актрисами одного амплуа. С Айшет Ахметовной, по словам коллеги, такого никогда не случалось.
Она дружила с Ириной Михайловной Панковой, которая о ней тоже всегда хорошо отзывалась, да и мужской состав к ней относился очень дружелюбно. Но о личной жизни актрисы мало что было известно.
После нескольких лет работы в Улан-Удэ, она уехала в Северодвинск вслед за режиссером Юрием Коршуном, который позвал ее с собой в другой театр. А в архивах театра имени А.Н. Бестужева осталась память о ее пребывании здесь – фотографии со сценами из спектаклей и программки, на которых значится имя Айшет Кинжаловой.