Влюблённые в балет

Выпускники БРХК им. Л.П. Сахьяновой и П.Т. Абашеева сдали госэкзамены по спецдисциплинам
Антон Иршутов, Буряад Үнэн
935

Экзамены юбилейного 50-го выпуска Бурятского хореографического колледжа заняли три дня: 17 мая молодые люди показали классический танец, 18 - дуэтный, а 19 мая прошел завершающий экзамен по народно-сценическому танцу. 

Служить искусству

Председателем Государственной экзаменационной комиссии стал заслуженный артист России и один из первых выпускников тогда еще Бурятского республиканского хореографического училища Алексей Павленко.

Алексей Николаевич -  один  из ведущих педагогов Красноярского хореографического колледжа, где преподает классический и дуэтно-классический танец, при этом продолжая принимать участие в жизни альма-матер. В качестве председателя госэкзаменов в БРХК он выступает уже во второй раз. В 2017-м Алексей Павленко приезжал в Улан-Удэ на юбилей самого первого выпуска 1967 года, из которого также вышли будущие народные артисты России Екатерина Самбуева, Виктор Ганженко, Юрий Муруев, народная артистка Бурятии Татьяна Муруева.

Мы спросили артиста и педагога о времени, проведенном в училище, об учителях, которых тот вспоминает с теплотой и признательностью, а также о значении Бурятского хореографического колледжа, вот уже 60 лет готовящего на высоком уровне будущие кадры хореографической сферы.

- Наш первый год был очень трудный, потому что у нас не было своего здания, - рассказывает уроженец Петровска-Забайкальского Алексей  Павленко. - Жили и учились в школе-интернате № 1 на Шишковке, а занятия по профессиональным дисциплинам проходили в театре оперы и балета. На следующий год училищу дали два здания по улице Смолина под общеобразовательные классы и общежитие. Атмосфера, в которой проходило наше обучение, была, можно сказать, любовная. Мы были шаловливые, непослушные, как все дети. Но нас любили, прощали шалости, никто не пытался выгнать или исключить. Учились мы 6 лет, и за все эти годы чувствую огромную благодарность педагогам, которые вкладывали в нас знания, воспитывали. Вспоминаю своего первого педагога по истории музыки, привившего мне умение слушать симфоническую музыку, по истории театра и балета, приучившего любви к чтению. По сценическому танцу педагог, который меня выпускал, -  народный артист Бурятии Бакалин Васильев. По дуэтному танцу -  Виктор Дамбиев, ведущий солист нашего театра. Естественно, благодарность Петру Тимофеевичу Абашееву и Ларисе Петровне Сахьяновой. Можно перечислить многих педагогов - все они сделали нас личностями.

По окончании училища Алексея Павленко приняли в труппу Бурятского государственного академического театра оперы и балета.

- В театре я танцевал три года, затем Лариса Петровна пригласила меня в училище преподавать ритмику. Потом меня перевели педагогом по классическому танцу, с тех пор я его преподаю на протяжении уже 50 лет. Спасибо Ларисе Петровне, ведь именно она увидела во мне педагога, - признается наш собеседник.

Танец Алексея Павленко всегда отличала отточенная техника, великолепный прыжок и умное, глубокое прочтение образа танцуемой партии. В театре он выступал сценическим партнером Ларисы Сахьяновой с начала 70-х и до окончания творческой карьеры выдающейся балерины.

- Какой Лариса Петровна была в творчестве и в жизни? Разной, все зависело от ситуации. В сценической практике - это, прежде всего, ее высокая требовательность по отношению к себе и партнеру. Если брать личностные отношения -  ее готовность помогать. Вплоть до того, что она могла отдать пальто своего мужа Петра Тимофеевича, видя, что я не могу себе его позволить, - вспоминает Алексей Николаевич.

А что же, все-таки, первостепенно для артиста балета -  талант или трудолюбие?

 - Конечно, когда у человека есть данная богом возможность -  прежде всего, физические данные, то ему многое дается легче. У нас такими данными обладал Юрий Муруев, мои же были намного скромнее, поэтому приходилось добиваться своего большим упорством и трудом, - отвечает педагог.

Балет остается балетом во все времена. Как отмечает наш собеседник, единственная разница в том, что в его время понятие «современный балет» только-только оформлялось, а сейчас,  кроме классического, будущие артисты должны в полной мере владеть и искусством современного, что подразумевает совершенно иную пластику тела. Впрочем, все это -  в русле существующей школы с богатыми традициями.

- Бурятское балетное искусство начинается с балета «Красавица Ангара»  -  это наше наследие, созданное мастерами-балетмейстерами Игорем Моисеевым и Михаилом Заславским на музыку Бау Ямпилова и Льва Книппера. Это вершина того, что у нас есть на сегодня. Недавняя премьера «Лик Богини», какой бы спорной она ни была, также показывает, что искусство бурятского балета живет и продолжает развиваться, - уверен Алексей Николаевич.

В 1990-м  Алексей Павленко окончил балетмейстерский факультет ГИТИСа, затем с 1994 по 1997 год  занимал должность директора балета Красноярского государственного театра оперы и балета и педагога Красноярского хореографического училища. С 1997 года - педагог-репетитор КГТОиБ и педагог Красноярского хореографического колледжа.

- Бурятский хореографический колледж старше на 20 лет, со своими наработанными традициями, Красноярский -  молодое учебное заведение, оно все еще формируется, - сравнивает Алексей Николаевич. -  Но там активно помогает министерство: следит за его жизнью, оказывает поддержку. Здесь же есть сложности, связанные с тем, что детей нужно учить в хороших балетных классах. А их, к большому сожалению, на сегодня нет. Есть трудности и с интернатом. В Красноярске, к примеру, их два: один на территории колледжа, второй  -  по другую сторону Енисея. При всем этом мы не можем позволить себе пригласить иностранцев, потому что нужны хорошие условия. А коли здесь приглашают -  значит, интернат отличным быть обязан.

Алексей Павленко

С волнением справились

Всего в течение трех дней экзамены сдали 9 выпускников: 6 девушек и три парня, хотя, как признаются ребята, в самом начале пути их было 42.  Шесть  студентов из Китая в связи с пандемией экзамены сдадут удаленно.

- Это был очень долгий и трудный путь длиной в 8 лет, который мы,  к счастью, завершаем достойно, - рассказала сразу после завершения экзаменов по спецдисциплинам выпускница Татьяна Мотороева. - С детства ходила на танцы, затем из Иркутской области меня отправили в Улан-Удэ. Тогда даже представить не могла, что меня ждет. За время учебы мы получили массу знаний от наших педагогов, сыграли в небольших ролях в таких спектаклях, как «1000 и одна ночь», «Тщетная предосторожность», «Чиполлино», «Пахита». На экзаменах наблюдала за ребятами - все были на высоте. Собой, честно говоря, не совсем довольна: были моменты, которые можно было сделать качественнее.

О том, насколько непростой была подготовка к экзаменам, поведал  Тамир Ламаев.

- С пандемией было тяжело: усердно мы начали готовиться к экзаменам в феврале. Если бы было чуть больше времени, думаю, удалось бы выступить еще лучше, - считает молодой человек.  -  Конечно, у всех было волнение, от которого порой сбивалось дыхание.

Молодые люди уже в предвкушении от открывающихся горизонтов и свершений. Впрочем, в ближайшей перспективе им еще предстоят экзамены по педагогической деятельности, которые пройдут 16 июня.

- Пока не знаю, чего в точности ожидать от будущего, - признается Анастасия Яшкина. - Очень сложно прощаться с ребятами,  преподавателями, которые буквально тебя вырастили с 10 лет, тем более, когда ты все это время одна в чужом городе.

Следующим поколениям учащихся ребята пожелали не пропускать занятия, не лениться, не бояться, стремиться открывать новое, учиться на ошибках и любить свое дело. Если нет изначального желания - значит, нет смысла тратить свое время и время других. Большие надежды выпускники юбилейного 2021 года связывают с новым зданием для колледжа, просторными аудиториями, в которых будут обучаться их младшие товарищи.

Как отметил директор учебного заведения Доржо Дугаржапов, впереди у выпускников выступление 4 июня на концерте «Танцующие во времени», посвященном 50-му юбилейному выпуску, а также 60-летнему юбилею колледжа, который состоится на сцене театра оперы и балета. В первом отделении зрителей ожидает класс-концерт с участием учащихся и студентов, а также концертная программа. Во втором представят большое классическое па из балета «Пахита».

Колледж будущего

Председатель ГЭК уверен: ребята и их педагоги сумели справиться со сложностями, связанными с непростыми условиями подготовки в период пандемии.

- Сегодня все получили пятерки, и каждый - заслуженно. Это всё - итоги работы настоящих профессионалов и мастеров: народного артиста России Юрия Муруева, народных артисток Бурятии Татьяны Муруевой и Ларисы Башиновой, педагога Сергея Ремешевского, - отметил Алексей Павленко. - Они вложили в детей все свои знания. Бывают такие выпускники, которые даже не понимают, в какой мир они попадают. А тут видно  -  дети влюблены в балет.

На вопрос о том, каким в ближайшем будущем он видит Бурятский хореографический колледж, Алексей Николаевич ответил:

- Хочу видеть новое большое и красивое здание с хорошим общежитием. Требования современного балетного искусства сейчас очень высокие. Хочу, чтобы в Бурятии стремились учиться дети, получать знания у высокопрофессиональных педагогов в больших, просторных залах, где можно в полной мере развивать технические возможности XXI века.

Читайте также