Елизавета Михайлова: «Актер всегда адвокат своего героя»

Артистка драмы Государственного русского драматического театра им. Н.А. Бестужева.
Пресс-служба Министерства культуры Бурятии
134

Лиризм драматической героини в сочетании с обаятельным молодым азартом заставляет сопереживать зрителя, сочувствовать героине. Она создает незабываемые образы без слов. Легкая, всегда улыбчивая и доброжелательная. Это все о ней. Об одной из ведущих актрис Русского драмтеатра Елизавете Михайловой.   

На кого учился - там и пригодился 

Как-то маленькую Лизу ее мама привела на спектакль «Новогодние сказки». Девочке так понравился спектакль, что она посмотрела эти «Cказки» три раза. После этого и заразилась театром. И все закрутилось, завертелось. В четыре годы будущую актрису записали в народный ансамбль «Забавушка». А когда училась в школе, то девочка часто участвовала в разных чтецких конкурсах. После окончания школы, Лиза не задумываясь поступила в институт культуры в родном Улан-Удэ.  

- Я поступила туда на специальность «режиссер эстрады и театрализованных представлений», но через год поняла, что я не режиссер праздников, я актриса, поэтому перевелась на актерский, - рассказывает актриса.

После окончания института, в 2014 году, Елизавета пришла работать в театр им. Бестужева. В то время художественным руководителем театра был Анатолий Баскаков, он пригласил Лизу на работу. Так началась яркая актерская жизнь.

Мощь    

Именно такое определение актриса дает своему родному театру. Но это качество присуще и самой актрисе. Несмотря на молодой возраст, за плечами у Елизаветы уже солидный профессиональный багаж.     

За семь лет работы в театре русской драмы у Елизаветы накоплен большой репертуар главных ролей и ролей второго плана: Глория Гулок «Дорогая Памела»/ Дж.Патрик, Катя «Жанна»/ Я. Пулинович, Капочка, купеческая дочка «Сновидения Бальзаминова»/ А.Островский, Эгле «Диспут»/Пьер Де Мариво, Зоя и Александра Панарина «Фронтовичка»/ А.Батурина. Это большая редкость, когда за столь короткий период актрисе доверяют столь ответственные роли, что, конечно же, говорит об одаренности актрисы, о быстром профессиональном росте.  

За последние годы уровень мастерства актрисы действительно повысился. Одну из ведущих ролей - Соня Мармеладова в спектакле «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского можно назвать творческой удачей актрисы. Она удивительно тонко передала лиризм драматической героини в сочетании с обаятельным молодым азартом, заставляя сопереживать зрителя, сочувствовать героине.

Подкупает искренность и откровенность героев Елизаветы. Ей удается глубоко проникать во внутренний мир своих героев, органически перевоплощаться, передавать сценическими средствами их переживания. Это можно наблюдать в комедии: «"Таланты" и "Поклонники"» А.Островского в роли Александры Негиной, в спектакле «Пьяные» И.Вырыпаева в роли Марты- Розы Елизавета демонстрирует пылкость и убедительность «дипломантки от любви», без какой-либо искусственной навязчивости. Хотя сыграть на сцене истинную любовь, так, чтобы зритель в нее поверил, всегда очень сложно. Хорошо сделанная роль не осталась без внимания режиссеров. Елизавета очень плотно занята в репертуаре театра. Она многоплановая и разностороняя актриса.

Неожиданно она раскрывается в спектакле «Сказка странствий», где играет сразу несколько персонажей: секретарша, танцовщица, фонарщик, рабыня. Актриса находит индивидуальную краску для всех своих героев – женских и мужского, и, что удивляет, не повторяется.

Еще одна значимая работа – роль Ани в спектакле «Вишневый сад» по пьесе А.Чехова. Героиня живет на одном дыхании, как невесомое перышко: дунь – полетел, - такое ощущение создается от игры актрисы.

В спектаклях «O’Naturelle или, Как создала природа» и «Анатэма. Посвящение кино» Елизавета демонстрирует потрясающую пластику. Она создает незабываемые образы без слов. Большая и очень сложная по внутреннему переживанию работа - роль Ганьки в спектакле Левицкого на основе рассказа Е.Замятина «Наводнение» раскрывает в актрисе потенциал характерной актрисы. Спектакль стал участником многих Межрегиональных театральных фестивалей Новосибирска, Хабаровска, Перми и номинантом само престижной премии «Золотая маска», где при обсуждениях работа актрисы отмечена очень многими театральными критиками в лучших эпитетах.

Главная роль в недавней премьере театра – «Театр. Изнанка» С.Левицкого невероятно сложная по эмоциональной и физической затратности работа. У актрисы несколько ролей - Влада, Шен Те, Шой Та – женские и мужская. Все это требует постоянного переключения в образы, с параллельным переключением пластики, речевого окраса и эмоционального восприятия. Актриса выдерживает с достоинством и выдержкой все три часа действа, что говорит о приобретенном мастерстве.

Сама актриса рассказывает о своих ярких ролях.

- Самая запоминающаяся, конечно, в спектакле «Театр. Изнанка» роль Влады Пантелеевой. Это роль, которая вбирает в себя все то, что я хотела когда-либо сыграть. Она сложная, кропотливая, содержательная, глубокая и безусловно, любимая, которая и дала мне очень в плане актерского мастерства, и открыла во мне то, что я сама о себе не знала. Дорога мне и роль Машки в эскизе «Мама, мне оторвало руку», который мы когда-то делали на творческой лаборатории «Территория РОСТа» – это было что-то новое в тот момент для меня, близко по духу, в этой работе есть важная для меня искренность. И конечно, Ганька в «Наводнении» – первая роль, которая открыла во мне другую сторону, дала рост. В «Театре. Изнанка» мне уже работалось чуть легче, потому что уже в моей жизни случилось «Наводнение», - делится актриса.

И наоборот, у Елизаветы есть так называемые «нелюбимые» роли.

- Для любого артиста самые сложные роли, которые ему не особо нравятся, это роли, на которые тебя ввели, когда актриса заболела, ушла в декрет или уволилась. Они тебе не родные, которые ты не проживал с самого начала создания спектакля. Мне физически играть Соню Мармеладову в «Преступлении и наказании» было сложно, но не могу назвать ее нелюбимой, просто трудно играть одно и то же 12 раз. А так все роли любимые, актер всегда адвокат своего героя, и даже если ты играешь последнего мерзавца, тебе нужно его оправдать, - продолжает Елизавета.

 

Талантливый человек талантлив во всем

Помимо прекрасных актерских данных, коллеги знают профессиональное увлечение Лизы видео и монтажем. Этот талант нашел применение в творческих проектах театра при организации читок пьесы в видеоформате в период дистанционной работы. Актриса организовала группу коллег для работы над пьесой Дмитрия Захаревича «Друзья детства», режиссером которой выступила сама. Презентация состоялась в сетях 4 декабря 2020 г. Елизавета Михайлова решила небольшую пьесу снять в формате «мыльной оперы» – популярных мексиканских и бразильских сериалов 90-х годов. Показ имел успех и заслужил много хороших отзывов.

Владение камерой и техникой монтажа делают актрису очень востребованной во многих творческих проектах театра, так она стала автором новогодней интермедии в новом формате. С учетом новых антиковидных ограничений она предложила общение детей со сказочными героями в видео формате. Идея тоже имела большой успех и получила хорошие отзывы от родителей детей, приведших детей на сказку.

Также Елизавета неоднократно выступала автором видеоклипов и видеороликов, которые вошли в концерт «Вальс Победы», посвящённый Великой Отечественной войне, в новую премьерную работу – музыкальный спектакль «Звезды любви».

Елизавета невероятно активна, она является автором постоянных актёрских капустников, участвует во всех проектах и как режиссер и актриса – «Ночь в театре», «Контекст», «Открытие театральных касс», собственных авторских проектах своих коллег.   

 Отдельное направление – это ее работа во всех без исключения социальных проектах театра. Так, Елизавета выступила партнером в организации и проведении спектакля - перформанса «Я здесь. И у меня есть мечта» с участием детей с синдромом Дауна в рамках проекта «Театр и "солнечные" дети».

Актриса великолепно владеет вокалом, что позволяет ей быть бессменным участником музыкальных фрагментов в спектаклях, в отдельных сольных выступлениях.

Благодаря незаурядной внешности, ярким природным данным, актриса получает приглашения сниматься в кино. У нее накоплен немаленький опыт: «Чайник 2» (режиссер Александр Кузьминов); «Решала» (режиссер Роман Асхаев); «Реванш из преисподней» (режиссер Алексей Чащин); «Маньячелло» (режиссер Жаргал Бадмацыренов), «505 отряд» (Монголия).

 

О вдохновении и кумирах  

- Меня вдохновляют любовь к театру, любовь ко всему живому. Без любви очень тяжело жить на этом свете. Вдохновляют спектакли, партнеры по сцене. Актер должен быть наполненным, и порой черпаешь вдохновение из самой себя. У нас у всех есть ритуал, мы перед каждым спектаклем становимся в круг, держимся за руки, соприкасаемся ногами, чтобы создать плотный, неразрывный круг, потом отпускаем руки и отправляем нашу энергию в космос. А лично я еще целую три раза сцену. Что касается кумиров, то, хотелось бы перенять опыт у Фаиной Раневской: ее легкость, спонтанность на сцене, импровизацию. Конечно, интересно было бы поработать с Юрием Бутусовым, Дмитрием Крымовым, Римасом Туминасом. На сцене – с Евгением Мироновым. Смотрела с ним недавно спектакль, и была поражена как даже через экран он приковывает к себе взгляд. Удивительный актер! - признается актриса.   

 

Самая главная роль

- Самое дорогое, что у меня есть - это моя семья. Мой ребенок. Моя мама. Кстати, мама - мой самый главный критик в моей жизни. Она тебя знает от и до, она может сказать то, что ни скажет ни один друг, партнер. А вообще положительно, значит есть куда еще расти, нас воспитывали так, критика хорошая или плохая она в плюс, не воспринимай в штыки, а ищи положительное в этом. Когда я уходила в декрет, мне нужно было подойти к художественному руководителю и сказать, что в этом сезоне не смогу работать. На это было трудно решиться, так как труппа у нас небольшая и вылет любого актера из репертуара – всегда проблема. И конечно, трудно было самой себе признаться, что сейчас в моей жизни на первом плане самая главная роль – мамы, – говорит Елизавета.

О творческих планах

- Наши творческие планы всегда зависят от художественного руководителя. Он наш ориентир, куда он, а мы за ним. Очень жду Третий фестиваль театров Дальнего Востока, куда мы приглашены со спектаклем «Театр. Изнанка», который пройдет осенью в Хабаровске, - резюмирует актриса.

Читайте также