Олег Юмов: «Я бы сыграл Гамлета»

Режиссер Государственного Бурятского академического театра драмы им. Х. Намсараева
Пресс-служба Министерства культуры Бурятии
286

С сережкой в ухе, в очках, с доброй улыбкой. «Юмов» в бурятской культуре - имя уже нарицательное как знак нестандартного, нескучного, дерзкого и чего-то глубинного. Он является генератором и катализатором многих творческих идей. Удивительный человек с неиссякаемой энергией, Олег Юмов успевает работать параллельно над разными творческими проектами, которые по итогу вызывают восхищенную критику, как у представителей сферы культуры и искусства, так и у обычных зрителей.    

За плечами креативного режиссера-постановщика театра Бурятской драмы, выпускника ГИТИСА, номинанта «Золотой маски» солидный профессиональный багаж, состоящий из 53-х собственных проектов.        

Повезло поступить в ГИТИС  

В главный театральный ВУЗ страны Олегу посчастливилось попасть чисто случайно. После окончания школы он хотел пойти учиться на специалиста по связям с общественностью, однако в 1999 году для поступления в вуз нужны были либо большие деньги, либо хорошие связи. В итоге Олег пошел в Восточно-Сибирскую академию культуры и искусств, где обучали на режиссеров телевидения и руководителей любительских театральных коллективов. Первая специальность была наполовину платная, к тому же нужно было иметь свою видеокамеру. Камеры у Олега не было, поэтому он поступил на руководителя театральных коллективов. 

И неожиданно для себя Олег втянулся в театральную среду. Обучаясь на втором курсе в ВСГАКИ, одного из старшекурсников отправили поступать в ГИТИС и к нему «пристроили» Олега.

- Там был отбор очень серьёзный. Нужно было пройти три прослушивания, прежде чем стать хотя бы абитуриентом. В итоге я поступил и поехал учиться. В ГИТИСе пришло некое осознание, что я «на месте» и понимание профессии, что мне это нравится. Мне повезло, я попал в первую мастерскую Сергея Васильевича Женовача. А он в свою очередь был учеником Петра Наумовича Фоменко. Сергей Васильевич - очень крутой мастер. Понятно, что научить нельзя, научиться можно, но, как работать с драматическом материалом, как отбирать, как раскрыть театр автора, он всё это нам дал, – признается Олег Юмов.  

Многогранный режиссер

Самое недопустимое для Олега Юмова, по его признанию, это время «ничегонеделания». Пустые промежутки времени навевают на режиссера откровенную тоску. Поэтому Олег Юмов берется за несколько проектов одновременно, чтобы ум и душа были постоянно заняты.       

- Работа для меня – допинг. Я люблю постоянное движение, работу, творческий процесс. Это держит меня в тонусе. Мне не так важны овации зрителей, мне намного важен процесс создания того или иного проекта, т.е. вот этот момент познания через людей. Это коллективная работа. Это обмен нематериальной энергии. Я зависим от многих людей и обстоятельств. Моя задача - объединить людей вокруг одной идеи, вокруг одного замысла. Я не считаю себя состоявшимся режиссером, я постоянно учусь. Ведь любая работа это же не что-то законченное, это всегда некий момент проверки себя. Нет предела совершенству, - считает режиссер.                       

  2021 год для Олега Юмова был плодотворным, впрочем, как и все предыдущие годы. Он с успехом воплотил множество интересных и сложных проектов. Во многом благодаря Олегу Юмову в г. Улан-Удэ открылся  Центр современного искусства «Залуу», привлекающий внимание молодежи, и, следовательно,  приобщающий их к культуре и искусству Бурятии.  

Режиссер выпустил три спектакля на сцене театра Бурятской драмы: «Дорж» по одноименной пьесе Чимита Дондокова, «Полковник пишет» по дневникам Героя Советского Союза гвардии полковника Владимира Борсоева, «Yхэжэ ядашаhан король» Э.Ионеско «Король умирает».  

Кроме того, Олег Юмов выпустил первый в Бурятии проект - этно рок-опера «Бальжан хатан» на основе бурятской легенды о Бальжан хатан. В постановке приняли участие более 60 артистов из разных театров города – Бурятской драмы, Оперного, Бурятской филармонии, «Ульгэра», а также студенты ВСГАКИ, колледжа искусств им. Чайковского и артисты эстрады. Все театральные постановки Олег Юмова всегда получают восторженные отзывы коллег и зрителей.   

- Пьесу «Король умирает» я хотел поставить 10 лет. Эта идея во мне давно «жила» и я постоянно к ней возвращался. Несмотря на то, что это сложный жанр абсурда, язык метафор - ее почти все поняли: и стар и млад. На премьеру я специально приглашал группу студентов и мне важно было узнать их мнение, я сам себя хотел проверить: говорю ли я на доступном для них языке, - говорит режиссер.     

Язык – это самоидентификация человека

 

Помимо таких сложных творческих проектов, требующих много времени и сил для подготовки, организации и выпуска, Олег Юмов организовал не менее сложный и важный проект, нацеленный на развитие и сохранение бурятского языка. Выставка-исследование «Хэл», главная цель которой -  попытка выразить язык и его особенности через все виды искусства, привлекла внимание молодежи Бурятии - художников, скульпторов, артистов, фотографов, видеографов, композиторов. Этот проект мгновенно стал популярным для подрастающего поколения, доступным для мироощущения через осязаемое и материальное.           

- Язык ведь - это не просто средство общения и связи, это и есть твое содержание, это самоидентификация человека. Это как первый вздох воздуха при рождении. Язык - это ты сам, это неотделимые вещи. Почему именно коллаборация? Современное искусство - это синтез всего самого разного, но во главе все равно остается творчество. Поэтому каждый постарался выразить свою идею через музыку, фотографию, через слово, картину и так далее. Идея всеми была поддержана, было много неравнодушных людей, много откликов, было больше 30 заявок, - делится автор выставки.         

Источник энергии

Где черпает энергию и силы для новых творческих проектов такой режиссер как Юмов? Ответ оказался прост: в работе и книгах.  

- Я черпаю энергию в библиотеке за чтением книг, в поездках. Часто сижу в отделе искусств и читальном зале. Мне нравятся экспедиции, которые возникают во время съемок. Там я нахожу духовный материал, который меня подпитывает. Вот, к примеру, недавно мы окончили работу над документальным фильмом «Соприкосновение граней» об истории Тамчинского и Посольского мужского монастыря. Вот в таких поездках я взаимодействую с людьми, которые там трудятся. Когда я через работу познаю что-то: личности, историю, судьбы и такой формат исследовательской работы мне очень интересен. И если такая работа приносит людям пользу, то и я получаю удовлетворение и покой, - признается Олег Юмов.  

А еще режиссер мечтает реализовать еще один проект, который поможет реализовать себя многим людям, даже далеким от искусства.

- Я все мечтаю открыть театральную студию. Думаю, что она будет заниматься искусством лицедейства, ораторского искусства и тому подобное. Возможно, это будут какие-то краткосрочные курсы на полгода. Здесь нет возрастных ограничений. Не знаю пока, но эта мысль меня не покидает. Театр - это же игра. Это умение владеть собой, телом, речью, мыслями и умело выражать себя убедительно, органично, честно. Может не обязательно становиться актером, но красиво прочитать стихи жене – пожалуйста, - говорит Олег Юмов.  

 Быть или не быть?

Вот в чем вопрос. Это знаменитая фраза из Шекспировского Гамлета никак не дает покоя Олегу Юмову. А все потому, что режиссер находит в себе колоссальное сходство с внутренним миром главного героя произведения.

- Я бы сыграл Гамлета. Мне кажется, что я его круто сыграю, как актер. Его мысли, то, чем озабочен и мучается Гамлет - очень много параллелей с моим содержанием. Как актер я играл только в студенческих работах. А на профессиональной сцене еще нет. Поэтому не оставляю надежды, что когда-нибудь сыграю Гамлета. Я жду от коллег предложений, - с улыбкой резюмирует режиссер.     

 

Читайте также