Памяти Цыдена Цырендоржиева (1948 -2011)

26 ноября 2023 года исполнилось бы 75 лет со дня рождения народного артиста Бурятии, заслуженного артиста России Цыдена Базаровича Цырендоржиева
Валентина Бабуева, Бурятский драматический театр имени Хоца Намсараева
1164

В широкой и раздольной степи, которая раскинулась на юго-востоке Агинского Бурятского округа в селе Догой  родился мальчик, которого назвали Цыденом. Родители  мудрые, степенные, немногословные, трудолюбивые,  сам уклад  деревенской жизни  того времени научили его трудолюбию, скромности. Вообще, уроженцы этой местности  прославились далеко за его пределами. Отсюда были родом  Даширабдан Батожабай, писатель Норпол Очиров, драматург Дугар Дылгыров.  По воспоминаниям его друзей,  будучи еще школьником, рассказывал отрывки из улигера Убгэн Жэбжээнэй, декламировал стихи, устраивал небольшие импровизированные «концерты».

В 1966 году Даширабдан Одбоевич  Батожабай, (великий писатель-земляк и дальний родственник) привел  17-летнего паренька из Догоя в бурятский театр.  Батожабай был также «виноват» и в рождении талантливого драматурга Дугара Дылгырова, приведши  молодого ветеринарного врача в театр. Хорошо иметь такого покровителя, но и подопечные не подвели его, ибо оказались на редкость талантливыми и трудоспособными.

Бурятский драматический театр того времени был богат актерскими талантами. Тогда еще работали  легендарные  Чойжинима Генинов,  Найдан Гендунова, Владимир  Халматов, Жамсо Иванов – почти вся плеяда актеров-самородков. Роли, сыгранные ими отличались глубиной, профессиональной техникой исполнения. Быть достойным замечательных актеров - задача была для молодых актеров трудной, но почетной.

С тех пор утекло много воды… Подобно губке впитывал молодой Цыден уроки  режиссеров Федора  Сахирова, Буянто Аюшина, актерскому мастерству учился у Буда Вампилова и у  всех старших коллег.    Одна из первых его актерских работ – старик Урмат-аке в знаменитом спектакле «Тополек мой в красной косынке» Ч.Айтматова в постановке С.Будажапова. Режиссер  Содном  Дашиевич  еще тогда подметил в Цыдене мягкий юмор, внутреннюю доброту, народную мудрость, легкое восприятие жизни, качества с годами, в нем сполна раскрывшиеся, но тогда так необходимые в этой небольшой роли. Это была очень зрелая работа молодого, еще не зрелого актера. Особую манеру, стиль актерской игры, присущий только ему,  продемонстрировал начинающий артист при создании образа Эндрю Эгъючика (В.Шекспир «Двенадцатая ночь» в постановке Ф.Сахирова). Роль удалого, разбитного, этакого «а-ля» Остапа Бендера получила высокую оценку зрителей и прессы.

Последующие годы были годами  овладевания мастерством. В богатой яркими, самобытными талантами труппе бурятского театра Цыден  Цырендоржиев постепенно занимает особое место.  Удивительная пластика, природная органика и одаренность позволяет Цыдену Цырендоржиеву приковывать к себе внимание и любовь зрителей, театральных критиков. Продолжалась проба сил в разнообразном, разноплановом репертуаре от национальных и переводных современных пьес до шедевров мировой и русской классики.  Одной из этапных ролей в творчестве Цыдена Базаровича по праву считается роль Белогубова в классике русской драматургии «Доходное место» А. Островского (реж. С.Будажапов). В 1973 году во Всероссийском смотре в ознаменовании 150-летия со дня рождения А.Н.Островского за эту роль, сыгранную актером почти в гротесковой форме, удостоился Диплома второй степени. 

Образы многих героев, созданные за почти полвека работы на сцене театра, подтверждают  необыкновенно широкий  диапазон актерского амплуа. Всего за годы работы  создал на сцене более 100 ролей. И не удивительно, что он достиг высших вершин в сложнейшем жанре эпизода и лаконичных ролей (вспомним Михаила Глузского или Борислава Брондукова).

Постепенно набираемый профессионализм,  ум и доброта стали надежными помощниками. Палитра артиста настолько красочна, что ему, кажется, без особого труда удаются любые роли. Это подтверждают интересные работы, такие как Меженин в «Береге» Ю.Бондарева (реж.Ц.Цыренжапов), Сиплый из «Оптимистической трагедии» В.Вишневского (реж.Ф.Сахиров), Кочкорбаев в «Плахе» (реж. С.Хажитов), Сабитжан в «Буранном полустанке» (реж. В.Кондратьев) по известным романам Ч.Айтматова.

Вступив в зрелость много играет в разнообразном репертуаре.  В особом ряду стоят четыре полярные роли – это художник Есехидэ, разбойник Тадземару, Раскольников и Автор в спектакле «Исповедь идиота» Р.Акутагавы, соединенные в некое целое мыслью автора инсценировки и режиссера Ю.Александрова.  В этих разных ролях удачно слились в одно целое весь прошлый опыт, все стили, «штампы» уже зрелого актера.

Возрастные персонажи Цыдена Цырендоржиева – это очень разные люди.  А так как их уже целая галерея, то хочется отметить их разнохарактерность – здесь роли от комических до глубоко страдающих стариков. В актере Цырендоржиеве почти всегда сплетались смешное и скрытое драматическое.

В ролях где присутствуют зерна доброты и жизненной правды, раскрывается редкое обаяние артиста. С годами его живой темперамент, заразительный юмор, природная органика позволили создать ему такие значимые роли как Сорин  в «Чайке» А.Чехова, слуга Лу Гуй в «Грозе» по пьесе китайского драматурга Цао Юя в постановке В. Кондратьева, «Эртын хабар», «Деревенские мои чудаки», Бексоев в  «Встретимся в той жизни» по пьесе С.Эрдэнэ,  герцог Альбанский в «Король Лир» и др. Блестяще исполнил роль Сагаан хана в спектакле "Максар. Степь в крови"  по мотивам пьесы У. Шекспира "Макбет", сумев  раскрыть сложный характер,  не стандартного, странного персонажа,  донеся до зрителя все нюансы его характера (реж. О. Юмов). Именно этими свойствами наделены, на мой взляд, интересные его работы последних лет: Иван Бураев («Воздушный поцелуй» Г.Башкуева).. С этим спектаклем проездили по всей Иркутской области, по многим районам республики. Острая социальная направленность этого произведения и удачно выписанный сюжет легли в основу зрительских симпатий. Из этой же «серии» последняя сыгранная роль - роль старого овдовевшего  Николая Михайловича  Чмутина в спектакле «Старик и его женщины» по пьесе А.Галина, поставленная по линии СТД режиссером Вл. Кондратьевым.

Совмещая работу актера с должностью заведующего  литературной частью театра, пишет творческие портреты, сценарии к юбилейным и историческим датам коллектива, в соавторстве с коллегами пишет  сценарии к Сагаалганам. Вот где он в полной мере раскрылся как знаток бурятского языка как разговорного так и литературного,  мало кто в театре мог тягаться с ним. Впитав вместе с молоком матери родной язык в его эталонном агинском варианте,  хорошо зная традиции и обычаи своего народа, Цыден особенно  любил рассказывать об Аге и агинцах, о названиях местностей, знал множество легенд, преданий об святых местах не только агинских степей, но и казалось всей Бурятии и Иркутской области. 

Попробовал себя и в роли киноактера,  сыграв  роли в двух кинофильмах.

Цыдендоржи Базарович с его заводным характером всегда оказывался в центре внимания своих коллег по цеху и, особенно, молодежи. В те или иные моменты простоя (у каждого актера они иногда случаются), он  брался за очередной толстый исторический роман, пусть он даже на монгольском языке. Он был настоящим полиглотом, интеллектуалом во всех сферах жизни и деятельности. Казалось, не было книги, которую он не читал, не было вопроса, на который не знал ответа. Умел он мыслить аналитически,  объективно  комментировал все события, происходящих в театральном мире и за ее пределами. Притом делал он с юмором и иронией, мог и остренькое слово вставить, а если попадал на интересного собеседника или садился на «любимого конька», то его трудно было остановить.  Не зря иногда говорили ему «Заа, радиогоо бага болгыш даа, Цыден» (т.е. убавь немного радио, Цыден).  Мысли у него были какие-то чистые, идущие от сердца, из глубины души без всяких натяжек на «красоту» и «умность». В нем не было такой черты как подстраиваться под кого-то, угодничать или расточать пустую лесть. Никогда  не старался « хватать  звезд с неба». Мог правду сказать в лицо невзирая на звания и регалии. В этом отношении он не всегда был «удобным», особенно для начальства.

Цыден  Базарович прошел по жизни с женой  Даримой  Соктоевной.  Коллега по работе она многие годы работала и работает до сего времени гримером – визажистом театра. Всю жизнь была и осталась верной, надежной женой, доброй мамой  дочери Ларисы Цыденовны и сына Минжура, бабушкой уже  взрослого внука Дениса.

Прошло уже более 10 лет  с тех пор как нет Цыдена Базаровича с нами. Но жизнь большого мастера  театра  продолжается в памяти людей, видевших его удивительные сценические создания. Была написана и издана  книга «Актер милостью божьей», в музее села Догой создана фотоэкспозиция о его жизненном и творческом пути. Эта память как эстафета передается следующим поколениям зрителей, молодых актеров театра.

 

 

 

Читайте также