Больше, чем просто жанр: «Пока есть в Бурятии опера, мы не станем провинцией»

Бурятский театр оперы и балета им. Г.Ц. Цыдынжапова совместно с минкультуры РБ объявили о старте открытого конкурса на создание национального оперного спектакля.
Беседовал Антон Иршутов, Буряад Үнэн
1010

О роли жанра в истории и культуре Бурятии, специфике национальной оперы, а также планах вокруг реализации конкурса поделился координатор проекта, член Союза композиторов РФ, замдиректора БГАТОиБ Давид Дондупов.

ХРАМ ИСКУССТВА

- Давид Доржиевич, конкурс на создание национальной оперы приурочен к 100-летию образования республики, который отметят в 2023 году. Почему опера для Бурятии - жанр особенный?

- Начнем с того, что жанр оперы в Бурятии возник именно в советский период. Более того, одним из главных маркеров «столичности» Улан-Удэ стало появление театра оперы и балета. Возводили его все послевоенные годы, построили в 1952-м, открыв для зрителей в 1954-м. Люди тогда говорили: «Сейчас построен театр, теперь осталось к нему пристроить город» (смеется). Поскольку в то время лишь 15 городов в России могли похвастаться оперными театрами, факт его наличия сразу причислил нашу республику в когорту избранных.

Появление в восточной Сибири жанра оперы - самого сложного и статусного в музыкально-театральном искусстве - стало планкой, которую задали наши предшественники и которую мы должны сохранить. В 1939 году - приказ о создании театра, а уже 1940-м на первой декаде Бурят-монгольского искусства в Москве представлена первая бурятская национальная опера «Энхэ-Булат батор». Это стало свидетельством того, что профессиональное искусство в Бурятии встало на ноги. Да, ансамбль, оркестр, народные коллективы - это все было и в других регионах, а вот показ оперы - серьезная заявка, что у нас уже есть школа, система профессионального образования. За этим стояло воспитание целого поколения музыкантов, создание техникума искусств, филармонии, симфонического оркестра, балетной школы. В самом факте показа оперы тогда сконцентрировалась вся мощь бурятского искусства того времени, к которому республика шла, начиная со своего создания в 1923 году. Чтобы воплотить задуманное, по всем далеким чабанским стоянкам и деревням ездили специалисты, приехавшие с запада: педагоги искали талантливых ребят, умеющих красиво петь, танцевать, выступать на сцене. В 20-х пошло мощное движение по созданию профессионального искусства в республике. Советская идеология была такова: «мы убираем всю церковность, а взамен даем вам храм искусства». Театр выполнял эту замещающую роль, давая человеку новую духовность.

На протяжении всей истории театр оперы и балета, словно лакмусовая бумажка, показывал состояние профессионального искусства и культуры республики. Если театр звенел, то про Бурятию говорили по всему Советскому Союзу. Знали наш балет, оперные голоса, которые в столь большом количестве не появлялись больше нигде. Вокальное искусство - то, что прославляло и прославляет регион по всему миру.

Говорят, «поэт в России - больше, чем поэт». Так и у нас: опера в республике - больше, чем просто жанр. Она завязана на идеологии, духовности. И люди после войны и разрухи, в провинциальном деревянном городе вдруг увидели такой храм. Для простого человека тех лет он стал олицетворением счастливого будущего, мечты, к которой нужно стремиться. Слушая оперу, он осознавал, что всего поколение назад буряты могли заниматься только животноводством и сельским хозяйством, а сейчас Бурятия выдает такие жанры, сложнее и красивее которых сложно себе представить. В этом плане мы стали на равных соперничать со всем миром. В какой еще сфере это возможно? В технике нет, в науке не знаю, в машиностроении, земледелии пока не можем конкурировать. А здесь наши парни, девчонки выучиваются, выходят на сцену, и ими восхищается весь мир.

ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ

- В чем особенность национальной оперы?

- Этот жанр таков, что его не пускали на конвейер. Конечно, была классика, поскольку у нас академический театр. И национальная опера была явлением достаточно редким и более того, щепетильным: нужно было соблюсти не только все законы и без того сложного жанра, но и органически связать их с национальным материалом. Оперу «Энхэ-Булат батор» написал свердловский композитор, профессор консерватории Маркиан Фролов. Он несколько раз приезжал сюда, погружаясь в материал, связанный с легендами и сказаниями. Конечно, не сам искал, ему уже предложили готовый, на основе чего он и написал оперу. К слову, всего опер бурятских композиторов чуть больше десяти, из них считанные единицы напрямую связаны с бурятскими легендами.

- Как появилась идея провести столь масштабный конкурс?

- Когда мы пришли в третье тысячелетие, театр отреставрировали, репертуар классический возродили, и пришло время следующего этапа - начать как-то себя брендировать. Если мы будем рядовым оперным театром, то затеряемся среди российских, не говоря уже о мировых сценах. Наша фишка неразрывно связана с тем, что мы - бурятский театр, но при этом у нас нет национального репертуара. Об этом говорили все последние годы, но решить вопрос не давал финансовый фактор. Чтобы поставить классическую русскую или итальянскую оперу, у нас есть все: музыка, ноты, остается перенести это на сцену. В случае национальной ее необходимо создать с нуля. Начиная с самой идеи - найти фольклорный материал. Понимаем, что есть много вещей, интересных ценителям фольклора, но опера - массовый жанр и ее идея, отражая национальные корни, должна оставаться интересной любому зрителю, вне зависимости от национальности, быть актуальной и резонировать в сердцах людей.

Хорошо, что наше Правительство поддержало мысль о создании национальных сценических произведений, появились средства на их реализацию. Благодаря созданию национальной оперы (а также балета, которому посвящен другой конкурс), мы хотим подчеркнуть уникальность своего театра, искусства и, в целом, Бурятии.

- Расскажите о самом конкурсе, его правилах.

- Через три года должна быть премьера оперы. То есть уже через год-полтора композитор должен положить на стол партитуру оперы. Он сочиняет музыку, а затем ее нужно драматургически осмыслить в форме театрального спектакля. Здесь, боюсь, три года может не хватить, тем более, в условиях пандемии запускать проект очень непросто.

На первом этапе - конкурсе либретто - хотим провести мастер-класс по его написанию. Либретто - сценарий оперы, по всей России специалистов, способных создать профессиональное оперное либретто, единицы. Сочиняя его, нужно постоянно держать в голове весь комплекс оперных критериев. Поэтому хотим нашим поэтам, прозаикам, драматургам дать возможность попробовать себя в этом жанре. Ведь сейчас они даже не знают, с какого конца к нему подойти. Планируем пригласить в качестве спикера директора Башкирского театра оперы и балета Ильмара Альмухаметова, он драматург и профессор в Башкирском госуниверситете, долгие годы занимается вопросами национальной оперы. Продолжаем вести переговоры с либреттистами из Москвы и Санкт-Петербурга.

Изначально мастер-классы должны были закончиться уже в эти дни. Мы передвинули дальше, но ситуация с пандемией усложняется. Как только определимся с точной датой, соберем желающих и пригласим на бесплатный курс.

После конкурса либретто - композиторский этап, после которого будем «женить» наших лучших либреттистов с лучшими композиторами. Клич кинули на всю Россию, но очень хочется, чтобы наши местные авторы не затерялись, ведь опера планируется на бурятском языке. Но либретто мы принимаем и на русском, если получится что-то хорошее, то его переведут на бурятский язык. Сейчас идет этап сбора заявок как в конкурсе либретто (пока без самого материала), так и в композиторском конкурсе.

Что касается требований к участникам - это, все-таки, наличие высшего образования. На конкурсы подобного рода отправляют заявки люди самые разные, и должен быть некий фильтр, чтобы отсеять тех, кто не имеет достаточного опыта и квалификации. По поводу жюри: половина - приглашенные: ведущие режиссеры, театральные критики, дирижеры и композиторы страны. Сейчас идут переговоры, коекакие фамилии уже определены. Другая половина - наши местные деятели искусства.

ЗНАЙ НАШИХ!

- Бурятский театр оперы и балета сейчас звучит на федеральном уровне. Эрдэм Сандаков и Харука Ямада выступают в телешоу «Большой балет». Недавно подвели итоги «Золотой маски», где у театра были две номинации.

- Любое участие в конкурсе дает импульс для профессионального роста. Сейчас о нашем театре снова говорят, в том числе благодаря успехам наших артистов. Я бы обратил особенное внимание на Эрдэма Сандакова. Он недавно пришел в нашу труппу, но парень очень перспективный, что отмечают и коллеги, и эксперты. При должном рвении может стать звездой бурятского, российского балета. Для этого у него есть все - фактура, техничность и артистизм. Запомните его, он еще выстрелит.

Что до «Золотой маски», то балетное искусство Бурятии номинировали впервые, и это уже большой шаг. Номинация подстегнет азарт, сейчас чуть не хватило, но будем заявки подавать на каждую премьеру, работать с этим прицелом. Дело не в самой награде, а в том, что премия в этом смысле - как олимпиада, смотр всех театров страны, внимание СМИ, экспертного сообщества. Мы создаем эффект постоянного присутствия. Как и раньше, в «золотые» 70-80-е.

Если по стране будут говорить о нашем театре, то будут говорить и про нашу республику. Пока есть в Бурятии опера, мы не станем провинцией. И накануне столетнего юбилея новые национальные спектакли смогут поведать с вершин академических жанров о крае древних легенд, где жив язык, дух и голос народа.

Читайте также