В Улан-Удэ пройдет фестиваль в честь основоположников балета Бурятии

На сцене театра выступят звезд мировой величины
Роксана Родионова, фото Анастасии Кыштымовой, https://ulan.mk.ru/
1237

С 1 по 5 ноября в Бурятском государственном академическом театре оперы и балета пройдет фестиваль имени народной артистки СССР Ларисы Сахьяновой и народного артиста РСФСР Петра Абашеева (6+).

Вклад этой легендарной пары в развитие бурятской балетной школы переоценить сложно и забыть невозможно.

А потому посвященное им мероприятие стало доброй традицией для нашего региона.

В пятый раз Бурятии предстоит на пять дней погрузиться в мир высокого искусства с ведущими танцорами России. О подготовке к предстоящему празднику и планах на текущий сезон рассказали директор БГАТОиБ Дмитрий Дылыков и народная артистка РБ Лия Балданова на пресс-конференции в холдинге «New Media Group».

— Бурятская публика — в предвкушении всемирно известных постановок в исполнении прославленных артистов. Сколько времени занял подготовительный процесс, и кто же прибудет в гости к нам?

Д.Д.: — На сей раз фестиваль проходит в рамках мероприятий к столетию республики, входит в федеральный план и проводится при поддержке министерств культур Бурятии и России. Целый год мы готовились к нему — планировали даты, составляли программу, создавали афишу. Для исполнения заглавных партий в спектаклях Бурятского театра оперы и балета приглашены артисты из других театров, включая столичные. Не все жители Бурятии имеют возможность увидеть их выступления в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Красноярске, Якутии, Монголии, но получат ее в Улан-Удэ. Это новый опыт для нас самих и знаковое событие для местного зрителя. Народная артистка РФ, профессиональный репетитор Татьяна Кладничкина проведет в Улан-Удэ мастер-классы, независимый критик от союза театральных деятелей России отсмотрит все постановки, оценит нашу работу и даст свои рекомендации. Выступят и учащиеся Бурятского республиканского хореографического колледжа имени Л.П.Сахьяновой и П.Т.Абашеева — кузницы «балетных» кадров не только для нашего региона, но и целой страны.

— А какие спектакли планируются к показу, и какие танцоры выступят на вашей сцене?

Д.Д.: — 1 ноября состоится балет «Ромео и Джульетта» (6+) — громкая премьера минувшего сезона постановщиков Михаила Лавровского и Леонида Лавровского-Гарсиа — прямых потомков знаменитого балетмейстера Леонида Лавровского — с солистами государственного академического Большого театра России Денисом Родькиным и Элеонорой Севенард. Еще два года назад обговаривалось их участие в спектакле, который в данной редакции показывается лишь в БГАТОиБ и «Мариинке», но скоро появится и в ГАБТ: репетиции там начались с августа.

2 ноября пройдет балет «Дон Кихот» (6+) — не менее яркая история, искристая, словно шампанское. Можно смотреть ее бесконечно и наслаждаться ею неустанно. Постановщик — балетмейстер Морихиро Ивата, исполнители главных партий — солисты Московского академического музыкального театра имени К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко Камилла Исмагилова и Субедей Дангыт (причем последний — воспитанник нашего БРХК), а руководитель симфонического оркестра — дирижер Монгольского национального академического театра оперы и балета Гэрэлцэцэг Туулайхуу. Бывший концертмейстер, она задает нужный темп артистам и показала себя с положительной стороны, когда в мае дирижировала «Дон Кихотом» пробно — сейчас же будет полноценно. Это поможет возрождению культурных связей и укреплению дипломатических отношений между Монголией и Бурятией в частности и Россией — в целом.

3 ноября будет показываться балет «Красавица Ангара» (6+), без которого не мог бы состояться фестиваль. Этот спектакль идет только в нашем театре, является его визитной карточкой, не выходит из репертуара долгие годы и собирает неизменно полный зал. Образ главной героини воплотит народная артистка Республики Бурятия Лия Балданова, образ Енисея — солист музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Юрий Выборнов. Вместе они раскроют всю глубину национальной легенды.

На 4 ноября запланирован балет «Лебединое озеро» (6+) — бессмертная классика. Одеттой-Одиллией станет солистка государственного академического Мариинского театра Татьяна Ткаченко, а Зигфридом — солист Новосибирского государственного академического театра оперы и балета Иван Оскорбин, тоже выпускник Бурятского республиканского хореографического колледжа имени Л.П.Сахьяновой и П.Т.Абашеева, постоянный участник Байкальского танцевального фестиваля (6+).

5 ноября состоится итоговый гала-концерт (6+), где участвуют артисты Бурятского, Якутского, Красноярского и Монгольского театров оперы и балета. Все это — огромная ответственность для танцоров и оркестра в физическом, а также моральном плане.

— В чем вы видите значимость такого фестиваля для Бурятии и важность лично для себя?

Л.Б.: — Если Сахьянова — выпускница Московского хореографического училища, то Абашеев — Ленинградского. Они — представители двух разных школ классического балета и создатели одной — бурятской. В память об этих великих артистах и устраивается волшебный праздник, где люди могут соприкоснуться с балетным миром и познакомиться с его представителями. Подобное «окультуривание» полезно и детям, и взрослым, ведь оно погружает в настоящую сказку. Считаю, что жители Бурятии должны рассказать друг другу об этом фестивале и раскупить все билеты на него (улыбается). Сама я хочу не только поучаствовать там, но и, конечно, встретиться с Татьяной Олеговной. Будучи примой Новосибирского театра оперы и балета, она посетила вечер, который Ларисе Петровне посвятил Петр Тимофеевич, и на котором выступали мы — студентки хореографического училища. Смотрели, как Кладничкина исполняла номер «Лебедь», и думали: «Какой у нее высокий подъем и красивые руки!». Став педагогом, она приезжает к нам снова и поделится своим опытом.

— Лия, кстати, какие у вас любимые спектакли?

Л.Б.: — После некоторых из них, той же «Красавицы Ангары», я испытываю душевный подъем, а после других, например, «Бахчисарайского фонтана» (12+) — нахожусь в таком состоянии, что не могу ни говорить, ни улыбаться. Это не классический, а драматический балет, где важна не столько техника, сколько эмоции. Когда танцуешь его, слезы появляются сами по себе, и энергии затрачивается очень много. Сложная роль, выворачивающая наизнанку. Но то, что тяжелее для сердца, ближе ему. Ну, или я люблю страдания (смеется).

— Люди ходят в театр теперь чаще, чем раньше? Изменились ли ваши зрители? И чем отличаются они от остальных?

Д.Д.: — Академический театр имеется не в каждом городе. А в нашем есть и он, и билеты по невысоким ценам и «Пушкинской карте». Поэтому в БГАТОиБ — множество юных зрителей. А вообще здесь — собственная уникальная публика: у оперы — одна, у балета — другая. За последние годы Бурятию посетили представители многих театров, и все они отмечали благодарность зрителя. Если в Москве и Питере «похлопали» и побежали, то в Улан-Удэ аплодируют стоя и не отпускают долго. В Чите и Иркутске реагируют так же. Когда я был артистом, то замечал: в разных регионах «откликаются» на разные моменты одной и той же постановки. Возможно, это стечение обстоятельств, а, возможно, особенности менталитета (задумывается).

— Что вы планируете на этот театральный сезон, включая новогодние праздники, и на что «замахнетесь» в следующем?

Д.Д.: — До декабря у нас насыщенный период. На протяжении года ведем глобальную подготовку к премьере национальной оперы «Эреэхэн» (12+), композитор которой — Баир Дондоков, режиссер — Олег Юмов, а художники — Даши Намдаков и Сэсэг Дондокова. Сейчас проводим репетиции, собираем костюмы, декорации и выходим на финишную прямую. А в середине декабря показываем свои спектакли в Москве к столетнему юбилею Бурятии. 11-го числа представим балет «Земля веры — Баргуджин Тукум» (12+) о путешествии душ влюбленных в разных измерениях и их встрече в новом перерождении композитора Анастасии Дружининой в музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. А 12-го и 13-го — оперу «Великая дружба» (12+) о запретной любви горского джигита Муртаза и терской казачки Галины в редакции Владимира Рылова на новой сцене Большого театра. На Новый год покажем музыкальную сказку «Мороз Иванович» (0+) композитора Виктора Усовича и всеми любимый балет «Щелкунчик» (0+), ведь без него самый главный праздник не представляют многие семьи. Планы на вторую часть текущего сезона озвучим, когда проработаем и согласуем их.

— Хотя бы слегка приоткройте завесу тайны…

Д.Д.: — В феврале планируется премьера: в первом отделении — балет «Шопениана» (12+), где заняты учащиеся хореографического колледжа, а во втором — «Кармина Бурана» (18+) по произведению Карла Орфа, где помимо них задействован весь хор и балет, и у каждого солиста — своя партия.

Л.Б.: — Это неоклассика с сумасшедшей энергетикой, танцами и весельем, любовью и мистикой. Мы давно не ставили настолько масштабных спектаклей, и я жду его с большим нетерпением!

…Священная весна, языческая ночь, первородный грех и фортуна, ради которой продаст душу большинство — основное настроение будущей постановки. А главная мысль — в том, что жизнь проходит неизбежно, но желание жить ее по-настоящему и оставить себе подобных на Земле — никогда. В 2016 году «Кармина Бурана» шла в Бурятском театре оперы и балета и спустя восемь лет берет победный реванш. А поскольку в 2024 году БГАТОиБ отмечает 85-летие, то, несомненно, явит на свет и другие новые вещи и приятно удивит ими своих преданных поклонников.

 

 

Читайте также