Юрий Клепиков о последней любви, воле к жизни и нежелании стать клоуном

26 и 27 октября в Государственном русском драматическом театре им. Н. А. Бестужева состоялась премьера спектакля «Последняя любовь Гарри».
Диляра Батудаева, пресс-служба ГРДТ
1110

Историю о любви в финале жизни поставил московский режиссер-постановщик Юрий Клепиков, разговор с которым мы представляем вашему вниманию сегодня:

Юрий Васильевич, поздравляем Вас с премьерой, зритель ее принял, многие были в восторге. Расскажите, пожалуйста, почему Вы остановили свой выбор на пьесе Валерия Мухарьямова «В тени виноградника»?

- В этой пьесе есть вопросы, которые я сам задаю себе в жизни, и есть тот опыт, который совпадает с моим. Эта возрастная история, комическая по форме и серьезная по содержанию, меня очень волнует и трогает. Казалось бы, когда возникает ощущение финала жизни, человека должны посетить апатия, отсутствие воли. Но у персонажей этой пьесы, наоборот возникает очень сильное желание жить и любить. Любовь, дружба, сострадание начинают восприниматься совершенно по-другому. В старости одиночество и ощущение ненужности настолько обостряются, но герои пьесы решают не унывать, ценить жизнь и рискнуть на самое безумное желание – любить.

 Значит ли это, что спектакль адресован зрителям старшего поколения?

- Мы адресуем его как молодым, так и людям старшего поколения. Одиночество – это опасная вещь, оно может настигнуть человека в любом возрасте. Здорово, когда люди могу решаться на безумные желания любить, быть кому-то нужными. Да, героям по пьесе восемьдесят два, семьдесят пять лет. Женщине, которую встречает главный герой – миллионер Гарри, пятьдесят семь лет. Над премьерой работала команда мастеров сцены – народная артистка России Нина Туманова, заслуженные артистки России Лилия Архипова и Марина Ланина, народные артисты Бурятии Сергей Васильев и Олег Петелин, Евгений Винокуров. Я очень уважаю и люблю таких зрелых артистов. Они могут передать опыт театра и, самое главное, по энергии они очень молодые. У нас сложился очень теплый  профессиональный и человеческий контакт. Лилия Ефимовна и Нина Константиновна не просто профессиональны, они предлагают совершенно рискованные решения. Будучи очень разными, обе обладают отличным вкусом. Я их люблю.

Работая, вы допускаете импровизацию артиста или требуете исполнения Вашего видения?

Диктаторство – это не мой стиль работы, я пытаюсь быть просто внимательным к человеку, потому что тогда возникает момент обратной связи – фидбэк. Когда артист открыт, тогда ты его слышишь и можешь подсказать то, что близко его природе. И он тогда откликается на то, что ему интересно, то, что его вдохновляет.

Ваш спектакль, наверняка, затронет многих за живое, потому что сейчас распространен так называемый «эйджизм» – дискриминация по возрасту. Даже то, что спектакль о людях в возрасте, некоторыми рассматривается как «спектакль для пожилых»…

- Я считаю, это большое заблуждение – делать ставку только на молодое поколение. Старость – период, когда  приходится столкнуться с невостребованностью. Даже скажу более грустную вещь: людей словно отсекают, они становятся не нужны. Это оскорбительно и совершенно неправильно. Колоссальный опыт, который имеют эти люди  – профессиональный, человеческий, оказывается не нужным. А с проблемой одиночества и ненужности сейчас сталкиваются гораздо раньше, чем приходит старость.

Что в жизни, что в театре молодость есть молодость, зрелость есть зрелость, старость есть старость. Биологические законы, которые связаны с физиологией, безусловны. Но у актёров главный показатель – одаренность, уровень профессионализма, энергия и желание. Когда это есть, артисты очень долго живут творчески. Не знаю, сцена ли лечит и имеет какое-то магическое воздействие на артистов, но эмоциональный подъем артиста, когда он играет на сцене, точно имеет значение. Талант с годами не исчезает, но хорошую форму артистам надо держать как спортсменам.

Сейчас Вы показали нам трагикомедию, в которой многие увидели забытое, многими любимое – когда герои общаются между собой и одно действие перетекает в другое так, что за ним можно неспешно наблюдать. Есть у Вас жанровые предпочтения?

- Я не могу сказать, что у меня есть какая-то очень узкая дорога или пристрастие к тому или иному стилю, жанру. Я складываю спектакль так, как я ощущаю себя в сегодняшнем своём возрасте и творческом состоянии – без лишнего оптимизма и пессимизма. Мне нравится реальность. Комична она, трагична или напоминает фарс – я интерпретирую это через пьесу сам. Приглашая в эту историю тех или иных артистов, я прислушиваюсь к своей интуиции. Единственная возможность создать хороший спектакль – это договориться с артистами на определенную историю.

Какие качества нужны человеку, чтобы в пожилом возрасте продолжать заниматься своим любимым делом?

- Самое главное желание – это желание жить. Не просто встать, поесть, нет. Надо иметь волю и желание осуществить свое намерение.

А давайте, вернемся назад. Как вы пришли в профессию?

- Я никогда специально не хотел быть ни артистом, ни режиссёром. Это произошло случайно. Надо было выбирать после десятого класса, как дальше продолжать свой путь. Мне нравились фильмы, и я подумал: попробую быть артистом театра и кино. Я был беспечен и поехал в Воронежский институт искусств, потому что открыл словарь и наугад выбрал первое, что попалось – букву «в». Из Перми я поехал в Воронеж. Там со мной случилось одно из  приключений, которые иногда случаются со мной в жизни. Мне сказали, что могут взять меня только на курс клоунов, который в Воронеже набирали впервые. Услышав это, я в слезах выбежал, потому что считал, что родители меня просто не поймут. Никто в нашей семье не был связан с театром. Меня уговаривали, но я не сдался. А сейчас, спустя годы, я думаю, что клоун – это очень высокий уровень артиста, который может заставить людей плакать и смеяться. Комиссию тогда поразила моя непосредственность, которая до сих пор очень помогает мне в профессии, в жизни и в отношениях между людьми. С годами у меня все больше развивается эмпатия, способность понять другого, простить и не раздражаться.

Это плюсы возраста?

- Это путь развития, которым я сам занимаюсь. Возраст – объективная вещь, хочешь – не хочешь, каждый год будет на один год больше. А когда человек развивает себя, он получает больший объем впечатлений и реализации своей жизни. Нужно слушать себя: что тебя волнует? Чего тебе не хватает для радостного ощущения жизни? Это ощущение надо поддерживать. Когда человек имеет внутреннее состояние взволнованного подъёма и радости, его организм медленнее изнашивается. Я просто читаю, слушаю музыку, стараюсь окружать себя приличными людьми, с которыми мне хорошо и стараюсь получать удовольствие от любого дела. Ну, что делать? Театр – это взаимоотношения, это люди. Если что-то очень сильно гнетёт, нужно набраться мужества, принять, потерпеть, мужественно сказать себе правду и не доводить себя до разочарования. Ничего лучше жизни не придумано.

А что было после того, как Вы не захотели стать клоуном?

- В 1996 году я окончил ГИТИС. После поступил в Театр им. Станиславского и там проработал шесть лет. В 2000 году я параллельно начал работать в Московском театре под руководством Армена Джигарханяна, чтобы уже окончательно в 2003 году остаться в нем. Когда в 2020 году наш театр объединили, я автоматически перешёл в статус режиссёра-постановщика Московского театра сатиры.

По данным статистики, число россиян, которые посещают спектакли один или несколько раз в год выросло до 29 процентов ( с 26 процентов в 1992 году). Тридцать лет назад тех, кто бывает в театре один - два раза в месяц, было четыре процента, а к 2022 году их число увеличилось до шести процентов. Почему так мало людей ходит в театр?

- Это тот процент элиты, который формируется в каждой стране. Элиты много и не бывает, как не бывает много тех, кто интересуется искусством. В этом нет никакой катастрофы, это нормально. Можно посмотреть по телефону какие-то картинки, послушать музыку, но если ты хочешь получить настоящее впечатление, то это требует непосредственного присутствия на концерте и в театральном зале. То есть искусство требует непосредственного контакта. Театру еще в 90-е годы предрекали, что он исчезнет, но – нет. Это древнее искусство меняет формы, меняется техника игры, но сама суть театра остается. Люди ходят смотреть на самих себя, на то как они живут, непосредственно получая чувства и эмоции от восприятия и сопереживания человеческой истории. Театр этим и силен. Ну и плюс, конечно, театр – это зрелище.

Что Вы можете сказать о Театре им. Н. Бестужева?

Во-первых, я хочу выразить искреннюю благодарность за приглашение. Когда я первый раз увидел театр, он меня впечатлил своим масштабом, своими лабиринтами и возможностями. У вас огромная сцена, но при этом не холодная, а уютная и теплая. Такое у меня возникло ощущение. С верхнего ряда сцена похожа на цирковую арену и это ее достоинство. Меня встретили очень доброжелательно, и даже погода была прекрасная все время, пока мы репетировали. Было очень много солнца, меня это радует. И, конечно, очень сильны впечатления от природы. Небольшая дымка сквозь солнце над сопками, Байкал, Иволгинский дацан – все было просто прекрасно.

Читайте также