«Глина сама подсказывает, как лучше сделать»

Мастерица из Улан-Удэ создает уникальные национальные сувениры.
Марина Эрмиль, ТРК Ариг Ус
1036

Юрты, колокольчики, чашки, тарелки и многое другое можно встретить в мастерской Марии Инкижиновой. Несколько лет назад женщина начала осваивать профессию керамиста, а сегодня считает это делом жизни. О поиске себя, процессе работы и дальнейших планах – в рубрике Марины Эрмиль.

«Делать то, что хочу»

Фото представлены героиней публикации

Мария родилась в Улан-Удэ, выросла в Якутии, а в 16 лет переехала с родителями в Санкт-Петербург. Там она поступила в училище на отделение керамистов.

- Я была в долгих раздумьях, чем мне заниматься дальше. Но когда случайно наткнулась на керамику, поняла, что именно этого я и хочу. А во время учебы в институте на инженера-технолога у меня появилось желание изготавливать что-то свое и продавать. Этот процесс, когда ты сделал вещь своими руками и продал, казался мне интересным, - рассказывает Мария.

Проба пера для нашей героини началась с лошадок, росписи под гжель яиц из дерева и гипсовых панно. Росписи ее научила подруга, окончившая Федоскинское училище миниатюрной живописи.

В студенчестве нужно было иметь какой-то заработок, поэтому Мария работала в реставрационной мастерской и на производстве, где делали посуду. В 2011 году она переехала в Улан-Удэ, помогала местной мастерице с росписью на деревянных куклах. Но ей хотелось начать делать что-то свое.

Востребованность национального сувенира в Бурятии стояла тогда очень остро. На рынках можно было встретить сувениры из Монголии и Китая, в то время как изделий от местных производителей было мало. Тогда Мария решила заняться сувенирами из керамики. Начала делать куколок с хадаками и юрты, в которых можно было зажигать благовония.

Фото представлены героиней публикации

После этого мастерица записалась в центре занятости на специальную программу, где самозанятым выдавали почти 60 тыс. рублей на организацию деятельности. На полученные деньги купила недорогую печку и начала работать дома.

- В то время мамина знакомая показала изделия коллегам на работе. Им понравилось, они начали заказывать. Потом начала разносить по магазинам на реализацию. Так потихоньку развивала свое дело, - вспоминает женщина.

Бурятские керамические колокольчики. Фото представлены героиней публикации

Теперь сувениры Марии покупают и местные, и туристы. А с прошлой зимы наша героиня начала работать с заказчиками из Калмыкии. Особенной популярностью у них пользуются юрты и колокольчики.

- Я стараюсь делать то, что хочу. Но все равно нужно прислушиваться к потребностям рынка. Поэтому когда создаю изделие, то спрашиваю себя: «Пользовалась бы я этой пиалкой, которую сделала? Будет ли у меня желание ею пользоваться?». После этого ты понимаешь, что тебе действительно нужно делать, а что нет.

Очень долгий процесс

Фото представлены героиней публикации

Для изготовления идеального изделия нужна специальная глина. Ее Мария заказывает в магазинах у керамистов из Санкт-Петербурга или Москвы. На данный момент мастерица работает с испанской глиной, которую поставляет питерская фирма.

Работа с таким материалом – это очень долгий процесс. В целом от стадии задумки до финала может уйти одна-две недели. Обычно Мария начинает с эскиза, а после делает пробники, на которые нужно потратить полторы недели. Они нужны для того, чтобы выявить огрехи. Наша героиня признается, что ошибки могут происходить даже в элементарных вещах, а обнаруживаются они после конечного обжига, когда уже ничего нельзя исправить.

Фото представлены героиней публикации

- Иногда в голову приходит идея, сразу берешь глину и лепишь без эскиза. Когда задумываешь какую-то вещь, начинаешь ее лепить, в процессе работы появляется ощущение, что глина сама подсказывает, как лучше сделать. Это очень пластичный, фактурный и живой материал.

На примере стандартной пиалы можно проследить весь трудоемкий процесс создания изделий из керамики. На начальном этапе нужно определиться с размером – для этого Мария обычно проверяет усадку глины. Усадка – это процесс, когда при сушке из изделия испаряется влага, и оно уменьшается в размерах.

Фото представлены героиней публикации

Далее на гончарном круге женщина изготавливает форму. Ее нужно подсушить до состояния, когда она еще полусырая, но не такая пластичная. Если на ней предусматривается рельеф, то он создается на этом этапе.

- Когда я работаю на гончарном круге, то включаю музыку – она создает ритм, в который ты погружаешься. В пойманном ритме работать сподручнее, - признается мастерица.

Фото представлены героиней публикации

Пиалу нужно аккуратно просушить в помещении с влажным климатом в течение 4-5 дней. Далее наступает этап росписи специально предназначенными для керамики красками. После этого изделие уходит в печь, где температура при первом обжиге доходит до 1050 градусов. При этом температура набирается в течение 11 часов и постепенно спадает целые сутки.

Фото представлены героиней публикации

На конечном этапе Мария покрывает изделие глазурью, сушит и снова отправляет в печь на сутки-полтора. Тогда изделие уже можно считать готовым.

- Самоизоляция стала полезным временем в плане творчества. Это был шанс спокойно сесть, прислушаться к себе и воплотить в жизнь давние нереализованные идеи, - признается мастерица.

Фото представлены героиней публикации

В будущем Мария планирует до конца проработать в своих сувенирах национальную самобытность и аутентичность.

- С глиной приятно работать. Мне кажется, сейчас такое время, когда во всей этой беготне и суете бывает очень сложно сосредоточиться на моменте. А когда ты садишься лепить, то появляется то самое «здесь и сейчас». Очень здорово, когда ты входишь в это состояние.

Читайте также