Русский старожильческий комплекс в экспозиции Этнографического музея народов Забайкалья

Автор: А.С. Казарикина, научный сотрудник ГАУК РБ «Этнографический музей народов Забайкалья»
А.С. Казарикина, научный сотрудник ГАУК РБ «Этнографический музей народов Забайкалья»
866

В Этнографическом музее народов Забайкалья один из комплексов экспозиции - русский старожильческий  комплекс - посвящен казачеству. В него входят усадьба станичного атамана, этапный пункт и дом пашенного крестьянина. Все постройки комплекса музея срублены в традициях русского деревянного зодчества.

Дом станичного атамана,  подлинный памятник конца XIX в. - дом казака Попова, перевезенный с улицы Производственной 42 (бывшая Вознесенская) из Заудинской станицы г. Верхнеудинск. Усадьба станичного атамана состоит из жилого дома, двора, прилегающего к ним огорода, конюшни, трех амбаров, завозни, хлева для скота, колодца. Все это ограждено забором. 

Во внутренней планировке дома прослеживается влияние городского быта, что было обусловлено тесной торговой связью зажиточных казаков  с городом, которая особенно проявилась в конце XIX – начале XX вв.

Дом делится дощатыми перегородками на избу с кухней и парадные комнаты. В парадных комнатах в красном углу висели божницы – полочки с иконами в фольговых ризах, под иконами стоял угловой столик, справа или слева – «середочный» большой обеденный стол, тут же стояли резные диванчики – конопельки, шкафы, горка для посуды, кровати с перинами, зеркала, на стене вывешивалось оружие и платье казака – мундир.

В избе и кухне интерьер определяется традициями повседневного быта, здесь много места занимает русская печь по-белому.

Убранство кухни простое и практичное: вдоль стен на кухне стоят лавки, в левом углу от входа - русская печь, напротив входа -  стол, покрытый скатертью, посередине стола - самовар на медном подносе. Слева от входа стоит шкаф с посудой.

В  кабинете можно увидеть этажерку, на которой стоит походный сундук казака, а также два сундука, в которых хранились вещи. Так как казаки служивые люди, у них всегда наготове был сундук с вещами, необходимыми  в военных походах [1]. В углу комнаты стоит кровать, украшенная подзором. Около кровати висит костюм казака.

К одежде у казаков было особое отношение. Они считали одежду своей второй кожей, поэтому чужую одежду не надевали. Считалось, что надевая «чуждые покровы», казак входил в «волю» дарителя и терял свою [3]. Только если женщина не могла родить, она надевала рубаху своей матери, чтоб роды прошли легко [8].

Бытовая одежда казака состояла из кафтана, зипуна, рубахи и шаровар. Шаровары часто шили из холста или сукна. Головным убором служила папаха (казачья шапка) или фуражка [4]. 

С шапкой казака связаны некоторые традиции. Приглядев себе невесту, казак забрасывал папаху в окно дома своей избранницы. Девушка либо принимала предложение молодого человека, либо переворачивала папаху крестом вверх, что значило отказ молодому человеку в его предложении руки и сердца [3]. 

В парадной комнате находится красный угол, украшенный иконами и расшитый тканью [4]. Казаки придерживались православной веры. Они искренне верили в  Бога,  сравнивали свою военную службу со службой  Богу и служили самоотверженно [5]. 

Иконы  в быту казаков имели большое значение. Например, в свадебных традициях и проводах на службу казака. Перед отъездом невесты в дом жениха мать перед дорогой дарила своей дочери икону, с которой сама выходила замуж. Когда молодые приезжали в дом жениха, на пороге их встречали родители жениха с иконой, на которую молодые крестились[8]. 

Перед уходом сына на службу отец брал в руки икону и благословлял  словами: «Вот икона святая, дорогой сын! Помни Бога вначале и не забывай его заповеди! Служи Царю верой и правдой и слушайся своих начальников. Помни родителей своих и не забывай, что они вспоили и вскормили тебя на служение Царю и Отечеству. Послужи батюшке-Царю, как и деды, и отцы твои служили» [3].

        В спальне дома станичного атамана стоит кровать и колыбель для ребенка. Детей казаки очень любили [5]. Новорожденного младенца нянчили все холостые казаки, принявшие обет безбрачия.  Когда у младенца появлялся первый зубик, они приходили смотреть его, и восторгам этих закаленных в боях воинов не было конца. Казак рождался воином, и с появлением на свет младенца начиналась его военная школа. Родные и друзья отца приносили новорожденному в дар ружье, патроны, порох, пули, лук и стрелы. Эти подарки развешивались на стене, где лежала родительница с младенцем.

       По истечении сорока дней после того, как мать, взяв очистительную молитву, возвращалась домой, отец надевал на ребенка портупею от шашки. Придерживая шашку в своей руке, он сажал малыша на коня и потом возвращал сына матери, поздравлял ее с казаком. Когда же у новорожденного прорезывались зубы, отец и мать сажали его вновь на лошадь и везли в церковь служить молебен Ивану- воину. Первыми словами малютки были «но» и «пу» - понукать лошадь и стрелять. Военные игры за городом и стрельба в цель были любимыми занятиями молодежи в свободное время. Эти упражнения развивали меткость в стрельбе, многие из казаков могли на значительном расстоянии выбить пулей монету, зажатую между пальцев. Трехлетние дети уже свободно ездили на лошади по двору, а в пять лет скакали по степи [8].   

        Около красиво убранной кровати в спальне дома станичного атамана висит женский костюм, состоящий из широкой юбки, украшенной «хайбарой», и кофточки с баской.

Сени в доме атамана светлые, вдоль стен стоят лавки, посередине стол.  Зимой там хранились соленья, а в летнее время сени иногда использовались  в качестве летней кухни.

На скотном дворе  усадьбы находится конюшня – закрытое срубное помещение с широкими двухпольными дверями, с небольшими прорезными окошечками в верхних венцах.

В конюшне содержались лошади. Отношение к лошадям у казаков всегда было особенным. В казачьей культуре конь неразрывно связан со своим хозяином. Конь появлялся у казака с рождения и сопровождал его до самой смерти. Об умершем человеке и сейчас  говорят: «привязал коня» или «пошел бурных коней ловить».

Еще в прошлом веке казаки верили в способность коня добираться домой. В старину часто бывали такие случаи: убьют или возьмут в плен казака злые татары, а конь его, не пойманный врагом, пустынными степями, по звездам, пробирается прямо во двор своего хозяина. Тут  начинаются над ним слезные причитания престарелой матери или молодой жены. Конь находился в тесной связи со своим хозяином. В преданиях и фольклоре конь косвенно характеризует своего хозяина. Считалось, что без коня казак круглая  сирота [7].  Если казак уходил на службу, жена выводила ему коня с иконой в руке и благословляла. Дети просили у коня, чтоб он сохранил их отца и привез живым [3].

Одним из самых ранних по времени создания объектов музея является дом пашенного крестьянина, построенный в середине XIX в. Он привезен из села Батурино Прибайкальского района Бурятии. Дом представлен с дворовыми строениями - завозней, амбаром, сараем.

       Напротив дома пашенного крестьянина находится этапный амбар. Амбар, перенесенный из с. Кульский станок Хоринского района Бурятии, является частью этапного пункта и представляет собой трехкамерное помещение. Здесь экспонируется постоянная выставка «Во глубине сибирских руд...». На выставке представлены предметы этапных ночлежных помещений, которые вызывают интерес у посетителей: кадки, деревянные ушаты, лохани для воды,  подсвечники и т.д. 

       С 1673 г., когда был сослан знаменитый украинский гетман Демьян  Многогрешный, начинается ссылка в Забайкалье за проступки лиц чиновных – «в казачью службу», а казаков и крестьян – «в пашню» [2]. С 1704 г., когда был пущен первый сереброплавильный  завод в Нерчинске, на протяжении двух столетий на Нерчинских рудниках применялся подневольный труд каторжан и ссыльных.

    Таким образом, в экспозиции Этнографического музея народов Забайкалья детально показан быт забайкальских казаков, что дает возможность посетителям музея проникнуться колоритной культурой казачества.

                         

Список источников

  1. Дамдинжапова О.Б. Казаки Бурятии. IV Республиканский фестиваль казачьей культуры / О.Б. Дамдинжапова – Улан-Удэ: ООО «НоваПринт».- 2012. - 64с.
  2. Записки Бурятского научно-исследовательского института культуры ХХV/ Д.Д. Лубсанов, К.М. Герасимов, А.К. Золотоев и др. – Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство. - 1958. - 277с.
  3. Кашкаров А.П. Казаки: традиции, обычаи, культура./ А.П. Кашкаров – Ростов-на-Дону: Феникс. - 2015. -125с.
  4. Констанинов А.В. Забайкалье: ступени истории / Константинова Н.Н. - Новосибирск: СО РАН. - 2010. - 272с.
  5. Маковецкий И.В. Быт и искусство русского населения Восточной Сибири / Маслова Г.С. – Новосибирск: Наука. – 1975.-167с.
  6. Википедия. Свободная энциклопедия. Казаки [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Казаки
  7. Фурсина Н.О. Без коня казак кругом сирота [Электронный ресурс]. URL: http://avtor-dona.ru/kazachij-kuren/traditsii-chaepitiya-na-donu/bez-konya-kazak-krugom-sirota
  8. Волкова Г.Ю. Исследовательская работа «Культура и традиции Забайкальского казачества» [Электронный ресурс]. URL: https://урок.рф/library_kids/issledovatelskaya_rabota_kultura_i_traditcii_zaba_135922.html

 

 

 

Читайте также