В Этнографическом музее народов Забайкалья один из комплексов экспозиции - русский старожильческий комплекс - посвящен казачеству. В него входят усадьба станичного атамана, этапный пункт и дом пашенного крестьянина. Все постройки комплекса музея срублены в традициях русского деревянного зодчества.
Дом станичного атамана, подлинный памятник конца XIX в. - дом казака Попова, перевезенный с улицы Производственной 42 (бывшая Вознесенская) из Заудинской станицы г. Верхнеудинск. Усадьба станичного атамана состоит из жилого дома, двора, прилегающего к ним огорода, конюшни, трех амбаров, завозни, хлева для скота, колодца. Все это ограждено забором.
Во внутренней планировке дома прослеживается влияние городского быта, что было обусловлено тесной торговой связью зажиточных казаков с городом, которая особенно проявилась в конце XIX – начале XX вв.
Дом делится дощатыми перегородками на избу с кухней и парадные комнаты. В парадных комнатах в красном углу висели божницы – полочки с иконами в фольговых ризах, под иконами стоял угловой столик, справа или слева – «середочный» большой обеденный стол, тут же стояли резные диванчики – конопельки, шкафы, горка для посуды, кровати с перинами, зеркала, на стене вывешивалось оружие и платье казака – мундир.
В избе и кухне интерьер определяется традициями повседневного быта, здесь много места занимает русская печь по-белому.
Убранство кухни простое и практичное: вдоль стен на кухне стоят лавки, в левом углу от входа - русская печь, напротив входа - стол, покрытый скатертью, посередине стола - самовар на медном подносе. Слева от входа стоит шкаф с посудой.
В кабинете можно увидеть этажерку, на которой стоит походный сундук казака, а также два сундука, в которых хранились вещи. Так как казаки служивые люди, у них всегда наготове был сундук с вещами, необходимыми в военных походах [1]. В углу комнаты стоит кровать, украшенная подзором. Около кровати висит костюм казака.
К одежде у казаков было особое отношение. Они считали одежду своей второй кожей, поэтому чужую одежду не надевали. Считалось, что надевая «чуждые покровы», казак входил в «волю» дарителя и терял свою [3]. Только если женщина не могла родить, она надевала рубаху своей матери, чтоб роды прошли легко [8].
Бытовая одежда казака состояла из кафтана, зипуна, рубахи и шаровар. Шаровары часто шили из холста или сукна. Головным убором служила папаха (казачья шапка) или фуражка [4].
С шапкой казака связаны некоторые традиции. Приглядев себе невесту, казак забрасывал папаху в окно дома своей избранницы. Девушка либо принимала предложение молодого человека, либо переворачивала папаху крестом вверх, что значило отказ молодому человеку в его предложении руки и сердца [3].
В парадной комнате находится красный угол, украшенный иконами и расшитый тканью [4]. Казаки придерживались православной веры. Они искренне верили в Бога, сравнивали свою военную службу со службой Богу и служили самоотверженно [5].
Иконы в быту казаков имели большое значение. Например, в свадебных традициях и проводах на службу казака. Перед отъездом невесты в дом жениха мать перед дорогой дарила своей дочери икону, с которой сама выходила замуж. Когда молодые приезжали в дом жениха, на пороге их встречали родители жениха с иконой, на которую молодые крестились[8].
Перед уходом сына на службу отец брал в руки икону и благословлял словами: «Вот икона святая, дорогой сын! Помни Бога вначале и не забывай его заповеди! Служи Царю верой и правдой и слушайся своих начальников. Помни родителей своих и не забывай, что они вспоили и вскормили тебя на служение Царю и Отечеству. Послужи батюшке-Царю, как и деды, и отцы твои служили» [3].
В спальне дома станичного атамана стоит кровать и колыбель для ребенка. Детей казаки очень любили [5]. Новорожденного младенца нянчили все холостые казаки, принявшие обет безбрачия. Когда у младенца появлялся первый зубик, они приходили смотреть его, и восторгам этих закаленных в боях воинов не было конца. Казак рождался воином, и с появлением на свет младенца начиналась его военная школа. Родные и друзья отца приносили новорожденному в дар ружье, патроны, порох, пули, лук и стрелы. Эти подарки развешивались на стене, где лежала родительница с младенцем.
По истечении сорока дней после того, как мать, взяв очистительную молитву, возвращалась домой, отец надевал на ребенка портупею от шашки. Придерживая шашку в своей руке, он сажал малыша на коня и потом возвращал сына матери, поздравлял ее с казаком. Когда же у новорожденного прорезывались зубы, отец и мать сажали его вновь на лошадь и везли в церковь служить молебен Ивану- воину. Первыми словами малютки были «но» и «пу» - понукать лошадь и стрелять. Военные игры за городом и стрельба в цель были любимыми занятиями молодежи в свободное время. Эти упражнения развивали меткость в стрельбе, многие из казаков могли на значительном расстоянии выбить пулей монету, зажатую между пальцев. Трехлетние дети уже свободно ездили на лошади по двору, а в пять лет скакали по степи [8].
Около красиво убранной кровати в спальне дома станичного атамана висит женский костюм, состоящий из широкой юбки, украшенной «хайбарой», и кофточки с баской.
Сени в доме атамана светлые, вдоль стен стоят лавки, посередине стол. Зимой там хранились соленья, а в летнее время сени иногда использовались в качестве летней кухни.
На скотном дворе усадьбы находится конюшня – закрытое срубное помещение с широкими двухпольными дверями, с небольшими прорезными окошечками в верхних венцах.
В конюшне содержались лошади. Отношение к лошадям у казаков всегда было особенным. В казачьей культуре конь неразрывно связан со своим хозяином. Конь появлялся у казака с рождения и сопровождал его до самой смерти. Об умершем человеке и сейчас говорят: «привязал коня» или «пошел бурных коней ловить».
Еще в прошлом веке казаки верили в способность коня добираться домой. В старину часто бывали такие случаи: убьют или возьмут в плен казака злые татары, а конь его, не пойманный врагом, пустынными степями, по звездам, пробирается прямо во двор своего хозяина. Тут начинаются над ним слезные причитания престарелой матери или молодой жены. Конь находился в тесной связи со своим хозяином. В преданиях и фольклоре конь косвенно характеризует своего хозяина. Считалось, что без коня казак круглая сирота [7]. Если казак уходил на службу, жена выводила ему коня с иконой в руке и благословляла. Дети просили у коня, чтоб он сохранил их отца и привез живым [3].
Одним из самых ранних по времени создания объектов музея является дом пашенного крестьянина, построенный в середине XIX в. Он привезен из села Батурино Прибайкальского района Бурятии. Дом представлен с дворовыми строениями - завозней, амбаром, сараем.
Напротив дома пашенного крестьянина находится этапный амбар. Амбар, перенесенный из с. Кульский станок Хоринского района Бурятии, является частью этапного пункта и представляет собой трехкамерное помещение. Здесь экспонируется постоянная выставка «Во глубине сибирских руд...». На выставке представлены предметы этапных ночлежных помещений, которые вызывают интерес у посетителей: кадки, деревянные ушаты, лохани для воды, подсвечники и т.д.
С 1673 г., когда был сослан знаменитый украинский гетман Демьян Многогрешный, начинается ссылка в Забайкалье за проступки лиц чиновных – «в казачью службу», а казаков и крестьян – «в пашню» [2]. С 1704 г., когда был пущен первый сереброплавильный завод в Нерчинске, на протяжении двух столетий на Нерчинских рудниках применялся подневольный труд каторжан и ссыльных.
Таким образом, в экспозиции Этнографического музея народов Забайкалья детально показан быт забайкальских казаков, что дает возможность посетителям музея проникнуться колоритной культурой казачества.
Список источников
- Дамдинжапова О.Б. Казаки Бурятии. IV Республиканский фестиваль казачьей культуры / О.Б. Дамдинжапова – Улан-Удэ: ООО «НоваПринт».- 2012. - 64с.
- Записки Бурятского научно-исследовательского института культуры ХХV/ Д.Д. Лубсанов, К.М. Герасимов, А.К. Золотоев и др. – Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство. - 1958. - 277с.
- Кашкаров А.П. Казаки: традиции, обычаи, культура./ А.П. Кашкаров – Ростов-на-Дону: Феникс. - 2015. -125с.
- Констанинов А.В. Забайкалье: ступени истории / Константинова Н.Н. - Новосибирск: СО РАН. - 2010. - 272с.
- Маковецкий И.В. Быт и искусство русского населения Восточной Сибири / Маслова Г.С. – Новосибирск: Наука. – 1975.-167с.
- Википедия. Свободная энциклопедия. Казаки [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Казаки
- Фурсина Н.О. Без коня казак кругом сирота [Электронный ресурс]. URL: http://avtor-dona.ru/kazachij-kuren/traditsii-chaepitiya-na-donu/bez-konya-kazak-krugom-sirota
- Волкова Г.Ю. Исследовательская работа «Культура и традиции Забайкальского казачества» [Электронный ресурс]. URL: https://урок.рф/library_kids/issledovatelskaya_rabota_kultura_i_traditcii_zaba_135922.html