Но наш Бурятский театр оперы и балета еще до начала карантина успел показать на «Золотой маске» свой роскошный уникальный балет «Талисман». И сейчас, когда карантин был снят, после полугодичного «молчания» фестиваль «Золотая маска» возобновил свою работу уже в новых условиях. Обязательное соблюдение социальной изоляции по рекомендации Роспотребнадзора определило заполняемость зрительного зала на 50% и многие желающие не смогли попасть на спектакли фестиваля.
И ровно через полгода 17 сентября 2020 г. театр «Ульгэр» представил свой чудесный спектакль «… и звали его Домино» на фестивале «Золотая маска» в Москве. Спектакль номинирован на престижную театральную премию России «Золотая маска» в трех номинациях: «Лучший спектакль»; «Лучшая работа режиссера» — Яна Тумина и Александр Балсанов»; «Лучшая работа художника — Яна Тумина и Александр Балсанов. Премьера состоялась в октябре прошлого года. Представление театра «Ульгэр» шло на легендарной сцене Театра на Таганке, где витает дух знаменитой труппы руководимой тогда режиссером Юрием Любимовым и ее легендарных актеров - Владимира Высоцкого, Валерия Золотухина, Аллы Демидовой и других. Огромная ответственность пала на плечи нашей бурятской труппы театра кукол «Ульгэр». И наши актеры не снизили планку высокого искусства, сыграв спектакль с полной отдачей, искренне и с фейерверком эмоций рассказав драматическую историю двух соперников - красавца черно-бурого лиса Домино и злой и яростной охотничьей собаки Геклы, живущей в соседней деревне.
Спектакль поставленный по мотивам рассказа канадского писателя британского происхождения Э. Сетон – Томпсона «Домино. История чёрно-бурого лиса» наполнен яркими, веселыми, добрыми и грустными, трагическими эпизодами. Актеры театра кукол показывают зрителям историю взросления молодого лиса, который превращается из доброго забавного шалуна в умного и хитрого зверя, и о людях, которые часто становятся жестокими.
Режиссеры постановщики Яна Тумина и Александр Балсанов нашли новую форму выражения – в спектакле совмещаются приемы театра кукол и музыкально-драматического театра. Актеры ведут речь на русском, монгольском, бурятском и английском языках.
Театр кукол по определению работает с куклами, но в спектакле их нет. На сцене сами актёры ведут рассказ о жителях канадской деревни и о диком черно-буром лисе, и об охотничьей собаке.
Актёры танцуют, поют и завораживающе ловко и удивительно изобретательно работают с предметами. Труппа, которая обычно сидит за ширмой, показывает, что куклой может быть и свет, стакан, надутые целлофановые пакеты и даже вода. Режиссер Яна Тумина поясняет «... это месседж зрителю, который от театра кукол ждет только куклу. А мы показываем, что куклой может любой предмет».
Спектакль "… и звали его Домино" не только яркая, красивая сказка, полная волшебных превращений, но и глубокая философская притча о любви и ненависти, коварстве и предательстве, преданности и терпимости.
Спектакль начинается с Пролога, яркая веселая сцена простой деревенской жизни в канадской деревне, где селяне веселятся после тяжелого рабочего дня, артисты задорно и весело танцуют зажигательную жигу, дружно выбивая ритм ирландской чечетки под свое пение. В музыке, подобранной питерским композитором Анатолием Гарнье живо звучат темы ирландских народных танцев. Игры, и шуточные забавы и соревновании в ловкости и смекалке. А актер Даши Рабданов, обладая внушительным толстым животиком, в запале ловко сел на шпагат и чем вызвал восторженные аплодисменты. Молодежь разбивается на пары и милуются и вот деревенская свадьба. Молодой жених кружит на руках любимую невесту, и тут молодая пара людей уже символически становится семейной парой лис и у них появляются маленькие лисята. Жизнь лесных зверей идет по тем же законам, что и у людей. Семья, дети и забота их накормить, уберечь, вырастить и пустить в самостоятельную жизнь, научив бороться с преградами.
Юмор и веселье сменяются трагическими событиями. Впечатлил изумительно трогательный трагический эпизод, когда после взрыва, совершенного злым деревенским мальчишкой Бентоном, который мстил лисам за украденных кур и просто из озорства, заваленную камнями нору лисы –родители в отчаянии тщетно пытаются раскопать, освободить своих оставшихся внутри лисят. Силы неравные и пронзительно горестно звучат скребки ногтей лисьих лап по твердой породе камней как звуки щипков по разорвавшимся струнам, повисшие в тишине.
Актеры театра кукол, которым в принципе совсем не так нужна спортивная форма, поражали своим великолепным владением тела. Множество цирковых трюков вошло в канву действия спектакля. Комический эпизод с капканом, когда крестьяне долго настраивали хитрую ловушку, пристроив под зажим приманку – куриную ножку, а ловкий юный лис Домино – актер Игорь Рубцов, акробатически ловко изогнувшись, ногой осторожно придержав зажим, быстро выхватывает приманку и выгнувшись под зажимом стремглав исчезает в кустах восвояси. Забавный эпизод с жирными гусями в курятнике, когда, как и у людей, гусак-самодур заставляет своих гусей исполнять его прихоти и ловкий Домино завершает его самодурство, унеся на ужин к своим лисятам.
В нескольких эпизодах рефреном звучит музыкальная речевка на миксте древних языков, как объединяющий гимн единых по классу сородичей, что поднимает клановый дух и помогает выжить в трудных условиях жизни племени лис.
В спектакле много символов. В первом действии сцена устлана соломой, где солома символ деревни, птичьего двора и деревенской жизни. Во втором действии сцену покрывает мелкий бассейн с водой, где вода символ реки, друга лиса Домино, помогающая ему в охоте, и уносящая в конце пьесы лиса Домино и его врага собаку Геклу в вечность времени, оставив возможность зрителям самим решать, кто из соперников победит.
Зрители в зале искренне переживали за судьбу лисьего семейства, сочувствуя лису Домино и его борьбе со злой гончьей Геклой.
В финале зал стоя аплодировал талантливым артистам, и на поклонах, после грустно-философского окончания пьесы, вновь под звуки задорной жиги танцевали деревенские жители, внушая оптимизм окружающим.
Баирма Дашидоржиева, директор театра «Ульгэр» перед началом представления дала небольшое интервью.
- Вы были в С-Петербурге на фестивале «Арлекин». Расскажите об этом.
- Вчера была церемония закрытия фестиваля «Арлекин» в С-Петербурге, присутствовала я одна от нашего театра. Мы взяли призы в шести номинациях: лучший свет, лучшая хореография, лучший актерский ансамбль, лучшая режиссура, лучшая инсценировка, спецприз Телерадиокомпании Санкт-Петербурга.
Из 140 спектаклей жюри выбрало 9 конкурсных постановок. И мы в том числе. Мы показали спектакль «…и звали его Домино» в августе этого года в Улан-Удэ, куда и приехало жюри «Арлекина». Председатель жюри - актер Тарас Бибич.
Спектакль этот был зарисовкой монгольско-русской студии, сыгранный на выпуске Санкт-Петербурге РГИСИ и потом его вынесли на профессиональную сцену. В труппу введен на этот спектакль один актер из Молодежного театра Осодоев Константин. В спектакле участвует весь состав «Ульгэра» – 14 человек. Спектакль показан на фестивале «Артмиграция», на Большом детском фестивале в ноябре и декабре 19 г. в С-Петербурге на фестивале «Школа, Студия, Мастерская Козлова» и мы были единственный российский театр представленный на этом фестивале. Цель фестиваля – приглашать те театры, где сохранилась студийность. Например, наш театр – это все выпускники-питерские, которые в 2002 г закончили РГИСИ. Они все работают в театре, и монголы также. У них одна школа и ребята показывают, что спустя 10-20 лет они все вместе работают в театре, никто никуда не ушел. В этом особенность и уникальность нашего театра.
- Да, это уникальный театр!
- Да, Вы правы – наш театр уникальный! Если набирают для учебы в Санкт-Петербурге или в Москве ребят в национальную студию, то по окончании остаются в труппе обычно один-два
человека, а остальные уходят. То наш выпуск остался целиком в «Ульгэр» и не распался до сих пор. Это дружный коллектив, почти как семья творческая, они составляют костяк нашего театра.
- Обычно представляют все, что театр кукол – это куклы –марионетки, а у вас в спектакле в основном играют на сцене сами актеры. Такая необходимость?
- Да, ведь работают актеры не только с куклами, можно так же как с куклами работать с любым предметом – пух, бумага, стаканы и актеры работают на сцене и с предметами, и со своими руками, представляя разные фигурки и образы.
- Поразил актер Даши Рабданов, который сел на шпагат в запале танца.
- Да. И удивительный факт - на репетиции или просто в обычной обстановке он не может сесть на шпагат, а на спектакле легко исполняет его. Вот такая могучая сила искусства!
Питерская комиссия удивлена очень, что наш коллектив, не имея своей сцены, мы работаем на разных площадках, не распался и имеет такой сильный творческий состав.
- Сил вам и удачи!
Режиссер Яна Тумина после спектакля поделилась своими мыслями.
- Как хорошо, что мы на сцене. Все соскучились просто.
- Почему такой конец? Ведь в рассказе Сетон - Томпсона лис Домино спасается, а Гекла гибнет.
- В природе нет хороших и плохих. Возможно в конце может они оба спасутся. Там есть честная борьба. Понятно, что по человеческим меркам Гекла поступила подло, подставив Домино отвечать за свои грехи. Но у нее на это ожесточение есть право, с одной стороны оскорбленное самолюбие, с другой стороны это та борьба, та правда, такая взаимозависимость этих персонажей, в которые даже люди не могут попасть. Они на равных выплывают на этих льдинах. Для нас было важно людей оставить изменяться и думать об этом, а их отправить по этой реке. Река - это же образ. Это не просто река - это поток. Кто плывет по реке, тот течет по течению, кто боится. Важно было не уничтожить Геклу и спасать Домино, а дать им равные шансы.
Театр «Ульгэр» завершил свой показ на «Золотой маске». И 30 октября на Церемонии вручения премий будет известно станет ли наш театр Лауреатом премии в пятый раз. Вместе с ними на премию претендуют еще шесть театров кукол.
Пожелаем театру «Ульгэр» удачи!