Судьба актеров бурятского фильма

60 лет назад на экраны вышел фильм о Бурятии «Пора таёжного подснежника»
Андрей Мухраев, Новая Бурятия
142

«Пора таежного подснежника», Свердловская киностудия, 1958г., режиссер Ярополк Лапшин. Автор сценария: Николай Дамдинов. В ролях: В. Дагбаева, Б. Вампилов, М. Степанова, Н. Гендунова, В. Халматов, В. Манкетов, П. Николаев, Ц. Шагжин, Ф. Сахиров и др. Премьера фильма состоялась 15 апреля 1959 года, а широкая публика увидела его в 1960 году

Этот фильм, по-моему, является одним из лучших фильмов о Бурятии. В 1989 году мы, тогда еще студенты Литературного института им. Горького, встречались с Николаем Гармаевичем Дамдиновым в кафе одного из этажей гостиницы «Россия». Тогда Дамдинов был депутатом Верховного Совета СССР, председателем Союза писателей Бурятии, который в те времена был государственным учреждением, а не общественной организацией, как сейчас. Как руководитель творческого союза, он расспрашивал нас об учебе и жизни в Москве, а я сказал, что мне нравится фильм «Пора таёжного подснежника», снятый по его сценарию. Дамдинов рассказал, что к нему в середине 50-х годов обратились работники Свердловской киностудии с вопросом, есть ли у него или у его товарищей по перу рассказ или сценарий на бурятскую тему с идейным уклоном? И тогда молодой поэт за одну ночь написал им проект сценария по сюжету, который был задуман им уже давно. Случилось так, что сами работники киностудии через какое-то время немного охладели к своему предложению, но теперь уже Дамдинов стал звонить им и напоминать об их устных договоренностях. К счастью, киностудия приняла сценарий и утвердила план съемок, куда вошел фильм.

В киноповести рассказывается о первых месяцах после Октябрьской революции. Небольшой красноармейский отряд останавливается на хуторе зажиточного скотовода Ахсая и тем самым вносит раздор в его семью. С высоты сегодняшних дней нам легче понять Ахсая, который вынужден кормить целый отряд. К своей невестке Дунсыме и ее маленькому брату Абидо старый Ахсай относится без почтения, заставляя их постоянно работать. И совсем иное отношение они встречают со стороны красноармейцев. В их душах впервые пробуждается чувство достоинства. Между Дунсымой и красноармейцем Баиром вспыхивает любовь. Гылык, муж Дунсымы, вместе с другим белогвардейцем из банды атамана Семенова, узнав, что отряд красноармейцев собирается вскоре продолжить свой путь, подготовили план его истребления.

Афиша

Её жизни главная роль

Снимать этот фильм взялся молодой, а впоследствии знаменитый режиссер Ярополк Лапшин. В начале 1958 года в Улан-Удэ приехала съемочная группа, которая стала искать кандидатов на роли. В фильме были задействованы лучшие силы Бурятского театра: Буда Вампилов, Мария Степанова, Найдан Гендунова, Цырен Шагжин, Петр Николаев, Владимир Халматов. Однако съемочной группе никак не удавалось найти артистку на главную роль, и они решили искать претенденток с помощью комитета комсомола. Так случилось, что главную роль сыграла Валентина Вань Хань Чин (правда, не могу ручаться за транскрипцию. – Прим. авт.), дочь русской комсомолки и китайского коммуниста.

- В то время я училась на 3-м курсе пединститута на филологическом факультете, - рассказывала Валентина Абрамова (Дагбаева), - в комитет комсомола института обратилась съемочная группа фильма, которая искала девушку с национальным колоритом. Я, наверное, была достаточно симпатичная, и на меня тоже обратили внимание. Из множества девушек только пятерых пригласили в Бурятский драматический театр на фотопробы в костюмах и гриме.

Во времена ухудшения отношений между СССР и Китаем утвердиться на роль с такой фамилией было невозможно, к тому же общественность республики, естественно, хотела, чтобы главную роль в фильме играла бурятка. Дело было еще и в том, что в нашумевшем фильме «Песня табунщика» главную роль сыграла узбечка Дилором Джурабаева. И Валентина Вань Хань Чин, недолго думая, взяла фамилию своей подруги и скрыла от всех свою национальность.

- Вторым режиссером был известный в будущем режиссер Владимир Мотыль. Он приехал на пробы как раз тогда, когда фотографы работали со мной. У меня была короткая стрижка, и он спросил меня, давно ли постриглась. Я ответила, что совсем недавно. Мотыль стал давать мне первые элементарные уроки актерского мастерства. Потом приехал Ярополк Лапшин, и он остановил свой выбор на мне. Меня увезли в Свердловск на киностудию делать кинопробы. И только там я узнала, что они искали девушку на главную роль. Худсовет меня утвердил.

 Очень много лет, все были уверены, что Валентина Дагбаева – это настоящая бурятка. Правда открылась через много-много лет, когда «поезд уже давно ушел».

- Как сложилась ваша судьба после фильма? – спросил я Валентину Абрамову.

- Я вышла замуж за своего однокурсника Льва Абрамова. Вместе с ним мы поступили во ВГИК, я – на факультет киноведения, он – на операторский. После окончания ВГИКа мы остались в Москве. Меня оставили работать во ВГИКе, на кафедре кинорежиссуры художественного фильма и актерского мастерства. Заведовал кафедрой Сергей Герасимов. Это был золотой период советского кино. Во ВГИКе работали Герасимов, Ромм, Кармен, Ростоцкий, Бабочкин и другие известные режиссеры и артисты. Учились Тарковский, Шукшин, Михалков, Губенко, Абдрашидов и другие не менее известные режиссеры. Потом меня уговорили перейти в Госкино СССР, где я и проработала до пенсии в должности начальника управления кадров и учебных заведений кинематографа.

- Съемки в фильме «Пора таежного подснежника» сыграли большую роль в вашей судьбе?

 - Безусловно, ведь, как видите, вся моя дальнейшая жизнь была связана с кино. Я снялась еще в фильме о Туве «Люди голубых рек» киностудии Ленфильм и фильме-балете «Чолпон – утренняя звезда» также «Ленфильма».

 Сейчас Валентина Абрамова давно на пенсии. Живет в Москве.

Гылык (В.Манкетов) и его жена Дунсыма (В.Дагбаева) 

Роли и судьбы

Другую заметную роль - красноармейца Баира, сыграл Федор Сахиров. К этому времени Сахиров был довольно известным артистом – в 1955 году он снялся в одной из главных ролей в фильме «Опасные тропы», который шел на экранах всей страны. Федор Семенович Сахиров прожил долгую жизнь и умер на 87-м году жизни – 16 мая 2015 года.

Красавец, певец, ставший звездой экрана после выхода в 1958 году фильма «Песня табунщика» Владимир Манкетов сыграл на этот раз отрицательную роль белого офицера. После фильма Манкетов работал в Оперном театре, стал заслуженным артистом Бурятии и России. Умер в 1966 году от туберкулеза.

Роль мальчика-пастушка, младшего брата главной героини, активно помогавшего красноармейцам, сыграл Ларик Марактаев, которому тогда было около 14 лет.

Найти его следы оказалось не так-то легко. По словам людей, знавших Иллариона Марактаева, с ним случилась история, которая часто случается с детьми, которые рано вкусили славу – у него не сложились отношения со сверстниками и были большие проблемы с самоопределением. Учился он в школе № 2. Однажды в своем юношеском стремлении выделиться и с детской наивностью Ларик переписал рассказ из «Пионерской правды», выдал его за свой и отнес в «Молодежь Бурятии». Напомню, что тогда «Пионерская правда» была всесоюзной газетой, которую читали очень многие школьники. Понятно, что об этом поступке сразу же узнали. Мальчика распекли «по полной программе»: с педсоветами, разборами, коллективными порицаниями на собраниях, дело чуть не дошло до исключения из пионеров. Хорошо еще, что все это мальчик из неполной семьи (его и сестру воспитывала одна мать) как-то пережил. Повзрослев, Илларион Марактаев поступал во ВГИК, но артистом так и не стал. К сожалению, Илларион прожил очень недолгую жизнь.

Награды и призы

Натурные съемки фильма проходили близ Улан-Удэ и в Тункинском районе.

На Всесоюзном кинофестивале 1960 года в Минске фильм получил следующие награды: третья премия - фильму, вторая премия - оператору Василию Кирбижекову, вторая премия - звукорежиссёру В. Чулкову, вторая премия - актрисе Валентине Дагбаевой за роль Дунсымы, поощрительный диплом – художнику Ю. Истратову.

Журнал «Советский экран» (№20, 1959г.) так охарактеризовал фильм: «Это фильм о пробуждении самосознания и чувства человеческого достоинства у веками угнетенной бурятской женщины».

Читайте также