В честь 85-летия Петра Абашеева представляем воспоминания Бакалина Васильева

Статья опубликована в 2005 году в газете «Бурятия»
Бакалин Васильев, народный артист Бурятии, газета «Бурятия» от 14 октября 2005 года №191 (3585)
1123

В 2020 году Бурятский хореографический колледж им. Л.П. Сахьяновой и П.Т. Абашеева празднует 85-летний юбилей народного артиста Российской Федерации, лауреата Государственной премии России им. М.И. Глинки Петра Тимофеевича Абашеева.

В честь этой даты, руководство колледжа запланировало ряд онлайн мероприятий, некоторые из них состоялись, а какие-то еще предстоит реализовать.

Представляем вашему вниманию воспоминания о Петре Абашееве. Автор статьи одноклассник и коллега – народный артист Бурятии, педагог Бакалин Васильев (1937-2015). Автора как пять лет нет с нами, но его статья согревает сердца последователей творчества Петра Тимофеевича Абашеева. Статья примечательна еще и тем, что сам Бакалин Васильев отдал служению родному Бурятскому театру оперы и балета почти 60 лет. Бакалин Николаевич являлся представителем золотой плеяды выпускников середины 50-х годов ХХ века Ленинградского академического хореографического училища имени А.Я. Вагановой.  

Бакалин Васильев

«В танце вся жизнь»

Середина 50-ых годов, а также 60-70-е годы XX столетия ознаменованы небывалым расцветом бурятской профессиональной музыкальной культуры. И, как мы видим, именно в этот период театр оперы и балета в своем творчестве переживает настоящий Ренессанс. И, как результат больших достижений в области оперно-балетного искусства, бурятскому театру оперы и балета после триумфальных гастролей в Москве и Ленинграде в 1979 году присваивается высокое звание Академического. Немаловажную роль в этом сыграли выпускники ленинградских учебных заведений – консерватории и хореографического училища. И одним из таких выпускников хореографического училища был видный деятель культуры, внесший весомый вклад в профессиональное искусство республики – народный артист Российской Федерации, лауреат Государственной премии России им. М.И. Глинки Петр Тимофеевич Абашеев. И мне как однокласснику и коллеге, хотелось бы посвятить свои воспоминания его памяти в связи с 70-летием со дня рождения и II Международным фестивалем балетного искусства имени народной артистки СССР Л. Сахьяновой и народного артиста РФ П. Абашеева и рассказать о творческом пути в большое искусство.

Мы все учились …

Приобщение Петра Тимофеевича к прекрасному и сложному искусству классического танца началось с января 1948 года. В Улан-Удэ шел набор детей в прославленное Ленинградское хореографическое училище (Санкт-Петербургская Русская академия танца им. А.Я. Вагановой). Нелегкий приёмный экзамен выдержали шестнадцать детей, в том числе Петр Абашеев, и нас приняли на обучение профессии артиста балета в ЛАХУ им. А.Я. Вагановой. По прибытии в Ленинград нас устроили в интернат. Мы, бурят-монголы (так нас тогда называли), жили в одной комнате с ребятами из Северной Осетии и Башкирии. В других жили молдаване, киргизы, литовцы, таджики, эстонцы, татары, грузины, казахи, туркмены, а также русские, приехавшие из других городов. Воспитателями у нас, кроме ленинградцев, в разные годы были Ш.В. Коротков и Е.М. Алексеева – родители знаменитой бурятской балерины О.Ш. Коротковой. Также в одно время воспитателем у нас был в будущем выдающийся ученый А.Б. Соктоев, а родной язык преподавал крупный ученый Р.Е. Пубаев. Работала у нас наставником и З.Н. Тыжеброва, когда училась на педагога-репетитора в консерватории. И еще, хотелось бы сказать о том, что из нашей интернатской среды вышли такие выдающиеся артисты балета, как всемирно известный танцор татарин Р. Нуриев, солисты Большого театра осетинка С. Адырхаева и молдаванин В. Тихонов, а также таджичка М. Сабирова, киргизы Р. Чокоева , У. Сарбагишев, эстонка Х. Пуур, казах Б. Аюханов, башкиры Э. Сулейманова и Ф. Нафикова и, конечно же, наши П. Абашеев, О. Короткова и А.С. Мягков (одно время он работал в Туркмении). Надо сказать, что благодаря своей одаренности и работоспособности Петр Абашеев по всем специальным дисциплинам и общеобразовательным предметам учился только «на отлично». На выпускном концерте он прекрасно исполнил классическое гран па из балета Глиэра «Красный мак». Он выпустился из стен училища вместе с В. Дамбиевым в 1955 году. Петр Абашеев был очень благодарен своему педагогу по классическому танцу, директору училища В.И. Шелкову, а также всем учителям, давшим ему высокое академическое образование.

                                                        Премьер балета

Народный артист РФ, лауреат Государственной премии России им. М.И. Глинки, Петр Тимофеевич Абашеев был премьером балета широкого диапазона. Наряду с лирико-романтическими ролями, он успешно воплощал на сцене образы своих героев в стиле характерно-актерского амплуа, наполненного внутренним и психологическим содержанием. Но наиболее ярко проявился его талант в исполнении партий героического плана. Как бы сама природа наделила его богатырским телосложением для свершений благородных подвигов во имя народа. Наивысшей точки исполнительское мастерство П. Абашеева достигает в партии Спартака из одноименного балета А. Хачатуряна в постановке балетмейстера А. Батубаевой. Спартак в исполнении П. Абашеева – это бесстрашный гладиатор, поднявшийся на борьбу против угнетения и рабства, за свободу, равенство и достоинство человека как Личности. В совершенно противоположном ключе П. Абашеев характеризует в этом же балете образ жестокого, коварного рабовладельца и властолюбца Красса. В лирических тонах передает он возвышенную нежность к своей возлюбленной избраннице Фригии. И в балете «Спартак» мы ощущаем кисть зрелого мастера, воплотившего в гамме различных цветовых красок палитру великолепного художника танца, Петра Абашеева. И здесь надо сказать, что весомые достижения хореографических высот П. Абашеев начал с исполнения массовых танцев в кордебалете. Потому что все начинающие свою творческую карьеру молодые артисты проходят через него. Но П. Абашеев в кордебалете задержался недолго. Он начал с исполнения сольных танцев, таких как: «Пантазоо» в квартете с В. Хараевым, Г. Ивановым, Б. Васильевым. И вскоре руководство театра поручает П. Абашееву главную роль Али Батыра в балете Яруллина  «Шурале». Свой первый дебют в партии Али Батыра Петр Абашеев подготовил и исполнил в дуэте с одной из ведущих солисток балета, заслуженной артисткой БурАССР К.Т. Семянниковой.

Своим удачным дебютов П. Абашеев полностью оправдал надежды руководства театра. Значительным событием в культурной жизни республики была Вторая декада литературы и искусства Бурятской АССР, состоявшаяся в 1959 году в Москве. И огромный успех на этой московской декаде сопутствовал блистательному дуэту Л. Сахьяновой и П.Т. Абашеева. Вот что писала в газете «Вечерняя Москва» (01.12.59 г.) известный деятель культуры В. Кригер: «Пленительный образ сказочной Ангары создает балерина Сахьянова. Мужественным, чистым и светлым выглядит Енисей в исполнении П. Абашеева». Музыковед О. Куницын в книге «Музыкальный театр Бурятии» пишет о партии Зоригто в исполнении П. Абашеева в балете «Во имя любви» (Ж. Батуева). «Достойным партнером Л. Сахьяновой стал П. Абашеев (Зоригто), создавший образ простого и вместе с тем удивительно обаятельного человека из народа».

Кстати, П. Абашееву принадлежит создание целой галереи ведущих партий в национальных балетах на музыку Ж. Батуева: «Гэсэр», «Сын земли», «Вечный огонь», «Цветы жизни» и «Свет над долиной» (Ряузова). Из классического репертуара им исполнены ведущие партии Зигфрида («Лебединое озеро»), Дезире («Спящая красавица»), Альберта («Жизель»), Жан де Бриен Абдерахман  («Раймонда»), Базиль («Дон Кихот»), Солор («Баядерка»). О партии Солора писал в газете «Правда Бурятии» известный театровед А. Политов: «У Абашеева почти безупречны основные элементы мужского танца, подчеркивающие мужественность, силу и благородство Солора».

Сам Петр Тимофеевич, протанцевав в классических партиях более половины своей творческой жизни, передает их моему выпускнику А. Павленко. Любимой и очень удачной, в исполнительском отношении, партией была у П. Абашеева роль Хулигана в балете Д. Шостаковича «Барышня и Хулиган» в постановке И. Галанцевой. Здесь он создает глубоко психологический образ духовного и внутреннего перерождения Хулигана под воздействием чистой и светлой любви учительницы. Это дает ему возможность оторваться от банды и возвратиться к настоящей, полнокровной жизни. Но банда настигает его и лишает жизни. Этот трагический финал спектакля вызывает боль и сострадание у зрителей к Хулигану, а также благодарность к П. Абашееву как к актеру, создавшему замечательный образ своего героя. Эту же партию Хулигана, а также Вожака исполнял и я. Как ведущий солист характерно-актерского амплуа я выступал во многих спектаклях вместе с Л. Сахьяновой и П. Абашеевым, составляя классический любовный треугольник. Целая галерея     колоритных и ярких образов созданы П. Абашеевым и в других спектаклях. Это Франц, Данила, Ферхад, Д’Артаньян, Хозе, Ленни, Пер-Гюнт, Черный Вихрь, Гирей, Дед Момун, Лоренцо, Клод Фролло и другие.

Красавица Ангара

Он был педагогом   

В хореографическом училище П.Т. Абашеев был педагогом по двум специальным дисциплинам – по классическому и дуэтному танцам. Среди его многочисленных выпускников многие заняли ведущее положение солистов балета в нашем театре. Это заслуженные артисты РБ Г. Мергенев, М. Сат, В. Бородин, Б. Надмитов, А. Перепечай, А. Ремишевский, З. Хусаев, В. Павлов, В. Сумкин. Среди выпускников 1994 года – Б. Норбоев, А. Ангаскиев и заслуженный артист РБ Б. Дамбаев. А в 1995 году П.Т. Абашеев выпустил женский класс по классическому танцу. С 1985 по 1994 г.  П.Т. Абашеев занимал пост художественного руководителя училища. С 1995 по 1997 г. в звании профессора П.Т. Абашеев возглавил кафедру хореографии в Восточно-Сибирской академии культуры и искусств.

На протяжении нескольких лет П.Т. Абашеев периодически назначался главным балетмейстером театра или художественным руководителем балета. Но при всем этом он всегда оставался педагогом-репетитором балетной труппы. Кстати, П.Т. Абашеев долгое время был членом художественного совета и секретарем партийной организации театра. Как балетмейстер П.Т. Абашеев совместно с Л.П. Сахьяновой осуществил постановку балета А. Андреева «Песнь поэта», а также балет «Кошкин дом» (Кулешова) и танцы в операх Б. Ямпилова «Будамшу» и Ж. Бизе «Кармен». В 1978/79 гг. П.Т. Абашеев работал педагогом-репетитором за рубежом в Мексиканском национальном театре. В свое время Л.П, Сахьянова и П.Т. Абашеев гастролировали по многим странам мира, таким как: Афганистан, Болгария, Италия, Япония, Иран, Германия, Канада, Китай, Монголия, Финляндия.

Народная артистка СССР, лауреат государственной премии России им. М.И. Глинки Лариса Петровна Сахьянова и народный артиста России лауреат Государственной премии России, профессор Петр Тимофеевич Абашеев были прежде всего выдающимися артистами, звездным дуэтом современности. Своим прекрасным искусством они прославляли не только небольшой бурятский народ, но и всё многонациональное искусство нашей необъятной страны во многих государствах планеты. Имена прославленных артистов увековечены в памяти народной, присвоением имени Л.П. Сахьяновой и П.Т. Абашеева Бурятскому государственному хореографическому училищу, а также в скульптурной композиции «Красавица Ангара». Имя П.Т. Абашеева неотторжимо от имени Л.П. Сахьяновой, потому что этот великолепный дуэт – великая легенда бурятского хореографического искусства.

в фильме "Земля Санникова"

Читайте также