«Дорж» - премьера нового года

20 января прошла премьера моноспектакля «Дорж» о непростой и удивительной судьбе первого бурятского учёного Доржи Банзарова.
Оксана Наханцакова, Молодежь Бурятии
2326

Об этом мы поговорили с режиссером-постановщиком Олегом Юмовым. Олег Юмов родился 26 мая 1982 года в селе Ноёхон (Зурган-Дэбэ) Селенгинского района. Закончил Новоселенгинскую школу-интернат. После два года учился в Восточно-Сибирской госакадемии культуры и искусств на режиссера, затем поступил в ГИТИС. В 2005 году поставил свой первый профессиональный спектакль, с тех пор прошло 15 лет.

- Сейчас у вас большой творческий багаж, можно ли сказать, что вы опираетесь на общий опыт, или каждый раз у вас новое, всё делаете заново?

- В театре - это называется штампы, они могут быть у артистов, то, что наработано, он использует.

- Да, иногда это у артистов видно.

- Не знаю, может, имеете в виду почерк, авторский?

- Да.

- Ну, со стороны виднее. Я об этом не думаю, типа, вот я сейчас «сформулирую свой авторский почерк» (смеется). Не бывает даже времени думать об этом. А если кто-то со стороны зрителей кто-то видит, ну это может хорошо, не знаю. Всё равно, каждый раз для меня всё по-новому.Есть просто как бы школа, то чему учили, то, что наработал. Естественно, эта формулировка применяется в разного рода работах. Не только в театре. А так, я же не мэтр. Работаешь и работаешь и не думаешь об этом.

- Почему решили поставить спектакль о нашем первом ученом? С чего начиналась задумка?

- Мне кажется – это странный вопрос: с чего это ставите? А почему нет? Понимаете? Я тогда «алаверды» скажу, почему не ставят про него? Почему не делают фильмы про него? Не пишут вообще о нём? Мы, наоборот, таких людей должны культивировать. Чтобы они нас мотивировали своим именем. Действительными своими подвигами, жизненными. Поэтому мне очень странно слышать вопрос: почему именно Доржи Банзаров.

- А задумка тогда с чего шла?

- Это с детства, с сознательного возраста, когда в старших классах – здесь жил Доржи Банзаров, он поехал учиться… все, наверное, читали книжку «Доржи, сын Банзара». А потом когда профессия началась, то думал, неплохо бы это показать. Больше виделось это так-то в кино. Художественное, документальное, не задумывался. В художественную сторону как то больше хотелось идти. Он же уникальный человек.

- Перекликается ли то время с нашим, нынешним?

- В письмах да. Вот он пишет про Петербург, про жизнь, про быт, уклад. Там один в один, будто ничего не поменялось. Я не буду говорить о каких-то нюансах, ведь, по сути, то его время не перекликается, оно разнится что ли. Вот он жил в начале 19-го, а мы сейчас в 21-м веке - разница большая. Через два года будет 200 лет со дня его рождения. Сейчас всё доступно: учись, где хочешь, как хочешь, езжай куда хочешь и так далее. Всё есть, понятно, что пандемия, но эпоха возможностей.

- Да, говорится, что сейчас самое лучшее время в истории человечества, в котором живём.

- При всём таком доступном, нет таких фигур, личностей как Доржи Банзаров. Представьте, каково это, в начале 19 века, в 1830-40-е годы, поехать туда. Даже поезда не было, на перекладных ямщиках четыре мальчика поехали, 13-14 лет, в Казань. И он один единственный закончил. И гимназию, и университет. По жизненным обстоятельствам других мальчиков не стало. Двоих не стало, одного выгнали. Это же, как сказать, простой человек не сможет это всё, наверное, выдержать. Один. Сейчас даже, в какой бы демократической стране мы не жили, не те люди стали популярными. Не из тех отраслей. Наоборот, должны бы таких людей культивировать, которые достигали бы таких высот. И сейчас, чтобы получить высшее образование – бери и делай.

- А что можно сказать по постановке нашим читателям?

- По постановке заинтригую - постановка о Доржи Банзарове, но при этом его там нет. В хорошем смысле это хороший сюрприз для зрителя. Не имеет смысла спойлерить. Это как бы получается музыкальный спектакль. Не скажу, что прямо мюзикл, но живая музыка, отвечает за неё Дахалэ Жамбалов, он артист и музыкант, очень круто создаёт атмосферу на сцене здесь и сейчас. И в синтезе с Чимитом Дондоковым, они создают такое музыкально-атмосферное полотно спектакля. Будет момент сочетания анимации с драматическим театром, которая мне кажется, влияет на смысл и даёт какую-то глубину пространства. У меня был опыт в анимации и я привлек людей, с которыми я работал. Режиссера анимации Сергея Степанова, рисунки – Аси Лыгденовой, она тоже с команде постановочной, нарисовала красивые эскизы, исходя из того, что происходит в пьесе. Всё это оживляет Сергей Степанов. Также будет момент каллиграфии в декорациях.Съемки были по всем местам, где жил и работал Доржи Банзаров – Кутетуевская (Ичетуйская) долина, Кяхта (Троицкосавск), Иркутск, Казань, Петербург. В общем, интересное событие для нашего зрителя.Мы очень рады встретиться с нашим зрителем, пусть и наполняемость зала на 30%. И это первая премьера в новом году. Зритель сможет увидеть и спектакль, и фильм на одну тему, всё о Доржи Банзарове.Премьера моноспектакля «Дорж» в постановке Олега Юмова на сцене Бурятского академического театра драмы имени Х. Намсараева состоялись 20 и 21 января. Все билеты на два премьерных дня были раскуплены, поэтому Буряад театр запустил продажи на онлайн- трансляцию из зрительного зала, которая состоялась 20 января (начало в 18.30). Время продолжительности спектакля полтора часа. Купить билет на онлайн-трансляцию можно на сайте www.efirzdes.ru. Запись спектакля по онлайн-билету будет доступна 5 дней, с 20 по 25 января включительно.

Читайте также