​Национальный симфонический оркестр: звучит гордо!

Все здания, равно как и явления, организации, социальные институты, начинаются с фундамента. Для науки это метод, для спорта это тренировки, для театра (музыкального) это оркестр.
Давид Дондупов, музыковед, член Союза композиторов РФ
56

С оркестровой увертюры начинается любой балетный или оперный спектакль, звуки оркестра сопровождают каждое мгновение сценического действа, финальное оркестровое тутти завершает театральное повествование. Поэтому от того, насколько сконцентрированы музыканты, наполнен оркестровый состав и точен дирижерский жест зависит устойчивость всего театрального «небоскреба».

Оперно-балетное искусство как сложнейший синтез жанров говорит нам о красоте человеческого голоса, совершенстве человеческого тела, но в театральных буднях мы как-то забываем о  бесконечных возможностях еще одного участника этого синтеза - инструментального искусства, созданного самим человеком по образу своему и подобию. Если в одной натянутой струне заложен весь микрокосмос человеческих эмоций, то сколько этого космоса в четырех струнах скрипки, десяти скрипичных пультах или в целой струнной группе (включая альты, виолончели, контрабасы), а кроме струнной есть еще три группы оркестра, и все они звучат как один, по мановению волшебной дирижерской палочки. Если хотите, вся история создания симфонического оркестра это воплощение мечты человечества о гармонии, где каждый прекрасен не только сам по себе, но и удивительно звучист в оркестровом единстве.

В истории Бурятского театра оперы и балета оркестр, как и фигура главного дирижера, то выходили, то уходили обратно в тень. Но все периоды взлета театральной истории связаны с яркими личностями, стоявшими у руля оркестра и соответственно, задававшими курс всего художественного направления. И. Забельский, И. Бухбиндер, С. Огарев, И. Фотин, М. Борчхадзе, В. Маймескул, И. Чудновский, И. Айзикович, В. Рылов – фамилии этих дирижеров как ступени исторического восхождения театра, сумевшего завоевать всесоюзную славу и звание академического.

В постсоветский период театр, как и вся страна, переживали сложный период – уезжали музыканты, уходили на пенсию или вообще из профессии целые поколения оркестрантов. А ведь этот слой - самый тонкий и невидимый - труднее всего подлежит рекультивации. Чтобы воспитать артиста оркестра его необходимо выучить в музыкальной школе (5-7 лет), музыкальном колледже (4 года), консерватории (5 лет) – вот и считайте, около 15 лет, срок обучения хорошего хирурга. Поэтому вопрос восстановления оркестра он всегда самый сложный и острый, но он же является и ключом к новому возрождению главного театра республики.

Именно поэтому, осознав всю масштабность предстоящих преобразований,  вооружившись безумством храбрых и заручившись поддержкой на самом высоком уровне наш новый главный дирижер Георгий Албегов (Санкт-Петербург) представляет с 5 по 11 мая Первый музыкальный фестиваль «INCALZANDO» (итал. - ускорение и увеличение динамики), целью которого стало усиление внимание к оркестру, показ его нового облика, стремление «вывести в свет» - из оркестровой ямы на сцену.

Бурятский театр оперы и балета как флагман профессионального искусства должен опираться на прочное основание в виде Национального симфонического оркестра. Так он будет называться в будущем, и фестиваль - первый шаг к обретению нового статуса. Такие легендарные фестивали, как Зальцбургский музыкальный или питерские «Звезды белых ночей» организуются вокруг симфонических оркестров этих территорий и являются их маяками, привлекая внимание мирового туристического бомонда.

Так и фестиваль «INCALZANDO» с момента своей идеи содержит в себе амбициозные цели, реализация которых обещает сделать регион еще привлекательнее для его жителей и многочисленных гостей. Это будет не унылый инструментальный марафон, а весеннее разнотравье классических жанров: камерных, вокальных, симфонических, музыкально-литературных, концертных. На фестиваль приглашены первые лица отечественной оперной и инструментальной сцены (А. Кулаева, И. Рудин, Д. Стопичев), виртуозы из Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Красноярска (скажу как для своих: некоторых из них маэстро планирует переманить в наш оркестр).

«INCALZANDO» обещает стать драйвером классического искусства Бурятии, объединяющим ярких и одаренных людей – как признанных мастеров, так и тех, чья творческая звезда только восходит. Как самое крупное событие весеннего концертно-театрального сезона он будет музыкальным подарком от коллектива театра республике, придав ее столице изысканный европейский шарм и лёгкий симфонический лоск.

Читайте также