Все мы знаем, что простой карандаш сделан из графита. По свету расположилось множество месторождений этого минерала, но мало кому известно, что в Бурятии находится рудник, откуда когда-то поставляли сырье на знаменитую немецкую карандашную фабрику.
«Мариинский прииск»
Слово «графит» происходит из греческого языка и обозначает «писать». Как и алмаз, этот минерал считается формой углерода. Однако он намного мягче, а особая слоистая структура его кристаллов позволяла с древних времен использовать его для письма и окраски предметов. Начиная с 18 века, графит стал сырьем для производства карандашных грифелей.
В экспозиции «Таёжная, озёрная, степная...» Музея природы Бурятии можно увидеть настоящий образец графита, добытого с уникального Ботогольского месторождения. Оно расположено в Окинском районе и имеет свою интересную и увлекательную историю.
Несмотря на незначительные запасы, это месторождение приобрело мировую известность благодаря высочайшему качеству графита. Его разработка и освоение тесно связаны с именем французского промышленника Жана-Пьера Алибера. Как оказался в этих глухих краях француз – это отдельный вопрос.
– Читая книгу «Восточные Саяны» Виктора Солоненко и Игоря Кобеляцкого можно предположить, что это связано с истощением английского Борроудельского месторождения – главного в мире поставщика высокосортного карандашного графита, – рассказывает заведующая сектором хранения естественно-научной коллекции Баирма Жундуева. – А это очень сильно подняло цену на карандашный графит. Между тем Алибер давно интересовался графитовой промышленностью и изучал ее в течение многих лет. Оценив высокое качество местного графита, он выкупил рудник и в 1847 году приступил к его разработке. Свое предприятие он называл «Мариинским прииском». То, с какой энергией, настойчивостью и неутомимостью он проводил поиски, а затем разведку и освоение месторождения, говорит о нем как о человеке незаурядном для того времени, предприимчивом и дальновидном.
Лучше, чем на Цейлоне и в Австрии
Жан-Пьер Алибер тщательно сортировал графит и в прочной упаковке на лошадях вывозил его почти за 7000 километров в немецкий город Нюрнберг на знаменитую карандашную фабрику А. В. Фабера. Там высоко ценили ботогольский графит, считая, что по своим качествам он выше в 5 раз выше цейлонского и в 25 раз – австрийского. Фаберовские карандаши с надписью «Сибирский графит Алибера» считались в то время лучшими в мире.
Пустую породу из шахт Жан-Пьер приказывал складывать в правильные каменные блоки, напоминавшие стены миниатюрной средневековой крепости. Вскоре ему удалось полностью оградить, а также защитить шахту и основные постройки рудника от сильных ветров. А за стеной на высоте 2200 метров промышленник вырастил небольшой садик для своей любимой жены, скучавшей по светской жизни.
– Алибер не только создал в центре Восточных Саян первый технически оснащенный рудник. Его резиденция на вершине Ботогольского гольца с прекрасным садом стала своеобразным культурным центром в этом глухом уголке Сибири. Освоив прииск и наладив добычу графита, Алибер не забыл о простых душевных потребностях человека, за что пользовался заслуженным уважением и почетом у местных жителей бурятского села, – отмечает Баирма Жундуева.
Время все меняет
В 1858 – 1859 гг. в карандашном производстве произошли перемены. Благодаря техническим новшествам хорошие карандаши теперь можно было делать из низкосортных графитовых руд. Эта тенденция вынудила Алибера прекратить работы на руднике, так как он больше не приносил дохода. В 1861 году промышленник окончательно покинул его.
В 1920-х годах месторождение национализировало государство и специалисты начали проводить исследования. В годы Великой Отечественной войны добыча ботогольского графита стала делом государственной важности, так как высококачественный графит использовался для изготовления боевых самолетов. Это выручило страну, когда основные графитовые рудники и производства СССР захватили солдаты нацистской Германии.
– Сегодня запасы Ботогольского месторождения составляют более 100 тыс. тонн графитовой руды и представляют интерес для возрождения рудника, – заключает Баирма Жундуева.
Материалы предоставлены сотрудниками Музея природы Бурятии