В канун 100-летия Бурятии вспоминаем основоположника бурятского станкового реалистического искусства

В Республике именем бурятского художника Цыренжапа Сампилова назван Художественный музей Бурятии
Новая Бурятия
902

В год 100-летия Бурятии мы начинаем рассказ о людях, заложивших в республике основы здравоохранения, образования, оперного и изобразительного искусства, горнорудного и строительного дела. Мы рассказываем о «забытых и знаменитых», чьи захоронения находятся на Заудинском кладбище (пос. Горького), а память живет в людских сердцах до сих пор.  

Важно сказать, что при Октябрьской администрации г. Улан-Удэ создана инициативная группа, которая в год 100-летия Республики Бурятия задалась целью создать карту захоронения известных людей на Заудинском кладбище. На эту карту нанесены уже имена Сергея Владимировича Каллиопи, Лхасарана Линховоина, Дондока Улзытуева, Хоца Намсараева, Цыренжапа Сампилова, Романа Мэрдыгеева, Михаила Владимировича и Екатерины Александровны Танских и многих других. Если вам известно захоронение человека, достойного продолжить этот список, просьба связаться по телефону 8-9021- 688-553.

Одной из знаковых фигур в этом списке, безусловно, является Цыренжап Сампилович Сампилов. Он стоял у истоков бурятского профессионального изобразительного искусства в числе восьми художников, вошедших в 1933 году в Союз художников Бурят-Монгольской АССР. Отметим, что в январе этого года в стенах Художественного музея, носящего имя Сампилова, прошел День студента. Во время экскурсии о русском искусстве XVIII–XIX вв. студентам рассказали про основоположника бурятского станкового реалистического искусства в республике, советского живописца, основоположника бурятского станкового реалистического искусства, заслуженного деятеля искусств РСФСР Цыренжапа Сампиловича Сампилова.

Начнем с того, что экспозицию украшает портрет Сампилова, написанный известным русским художником Николаем Рерихом. Вот что известно о создании этой картины.

– Когда Цыренжап Сампилович узнал, что в наших краях будет проездом Николай Константинович Рерих, он не побоялся прийти к нему с целью знакомства, поскольку уже тогда Рерих считался персоной нон-грата из-за своих политических воззрений. Наш художник поехал к нему на встречу по Транссибирской магистрали. Они познакомились и сделали зарисовки друг друга, написали портреты и обменялись ими, – рассказала хранитель декоративно-прикладного искусства и скульптуры Нацмузея Бурятии Светлана Анатольевна Гунгарова.

Этот портрет семья Сампиловых передала в дар музею совсем недавно. О жизни и творчестве бурятского художника есть немало информации. Вот, к примеру, что сообщается на сайте persons.i-bur.ru: «Цыренжап Сампилов родился в улусе Домно-Еравна в семье бедного охотника Очира, а вырос у соседа Сампила, который усыновил его и дал ему фамилию. В степи круглый год стада и отары, табуны лошадей. Привязанность к ним, пристальное наблюдение за их повадками зародились у Сампилова именно в годы раннего детства. Уже тогда он делал первые попытки изобразить животных. С увлечением вырезал он их фигурки из старых игральных карт и наклеивал свои вырезки на окна.

Впоследствии Сампилов, вспоминая об этой поре своей жизни, говорил: «Когда я был пастухом и пас скот, то перочинным ножом вырезал фигурки. Уходил в степь и оставался там до захода солнца. Там я все время занимался вырезанием фигурок, особенно лошадей и коров – вырезал их фигурки и головы. Натура была вокруг меня. Животных я страшно любил. И сильно увлекался этим занятием».

Природа родных мест оставила неизгладимый след в памяти будущего художника, запечатлелась в ней как нечто прекрасное.

В детские и юношеские годы Сампилов наряду с резьбой по дереву много и увлеченно рисовал. Его рисунки животных очень понравились служащему местной метеорологической станции Серебрянникову. Он заинтересовался мальчиком и предложил бесплатно обучить его грамоте. Однако учеба длилась всего одну зиму. На этом общее образование было закончено.

О занятиях искусством не приходилось и думать. Юноша батрачил у местных нойонов. В 1914 году пешком пришел в Читу, где стал работать ломовым извозчиком. В 1916 году Сампилов в числе других был «реквизирован» на тыловые работы Западного фронта. Рыл окопы, строил блиндажи. В 1917 году вернулся в родное Забайкалье, где вскоре установилась Советская власть.

0+

Только в 1918 году рабочий мыловаренного завода в Чите Сампилов получил возможность учиться рисованию и лепке у русского скульптора Иннокентия Жукова. Несколько позднее он попал в Читинское художественно-промышленное училище и совмещал работу с учебой в течение трех лет. В 1923 году правительство БМАССР приглашает его для работы в издательстве и отправляет для оформления бурятского павильона сельскохозяйственной выставки в Москве. На этой выставке был экспонирован также альбом рисунков Сампилова, посвященных быту бурят. За эти рисунки художник был удостоен «Диплома признательности» от выставочного комитета.

В 1925–1926 гг. Сампилов работал художником при  Политуправлении МНР, после чего был направлен в Москву во ВХУТЕИН (Высший художественно-технический институт), где занимался на живописном факультете у профессора Д. Штеренберга. По окончании института Сампилов возвращается в Бурятию и целиком отдается любимому делу. На протяжении многих лет, вплоть до 1953 года, он возглавлял Союз художников Бурятии.

Творческое наследие Сампилова значительно: сотни картин, портретов, этюдов, рисунков, иллюстраций к произведениям художественной литературы, дружеских шаржей и карикатур.

Первая его картина, получившая широкую известность и признание «Любовь в степи» (1927), экспонировалась на юбилейной выставке «Искусство народов СССР» в Москве. Художник глубоко и тонко раскрывает характеры, настроения, душевные переживания своих соотечественников – пастухов, табунщиков, крестьян. Одновременно почти одушевленным героем становится сама степь с ее особенными, яркими и нежными красками, с табунами лошадей и отарами овец, пасущимися на ее просторах. При этом раскрывается особый дар Сампилова–анималиста, воспитанный долгими годами жизни в степи и основанный на тонком понимании животного мира.

В 1935 году Ц. С. Сампилову было присвоено звание народного художника Бурят-Монгольской республики. Годом позже Советское правительство наградило его орденом Ленина. За выдающиеся заслуги в области развития бурятского искусства художнику было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. И сегодня его полотна имеют глубокую социальную значимость.

В годы тяжелейшей для нашей Родины Великой Отечественной войны Постановлением СНК Бурят-Монгольской АССР и бюро Обкома ВКП (б) № 245 от 25.10.1943 г. основан Государственный художественный музей. Этот музей, крупнейший в регионе и единственное в мире хранилище бурятского изобразительного искусства и других художественных ценностей, сегодня стал одной из главных визитных карточек г. Улан-Удэ и республики.

В дань уважения, любви и благодарности к личности и творчеству Ц. С. Сампилова за его неоценимый вклад в историю развития бурятского изобразительного искусства в 1966 году музею присвоено имя выдающегося художника. Ц. С. Сампилов по праву является одним из лучших сынов Бурятии. Он награжден орденом В. И. Ленина».

Читайте также