В музыкальной Бурятии сложился долгожданный профессиональный тандем

Что показал прошедший музыкальный конкурс «Созвездие молодых»
В. Усович, композитор, фото Виталия Шелехова
728

          Когда у людей совпадают желания, цели, намерения и интересы, результативность их деятельности умножается в десятки раз. На сегодняшний день можно уверенно говорить о том, что стремления художественного руководителя Бурятского государственного театра оперы и балета укомплектовать симфонический оркестр театра молодыми, хорошо обученными артистами-инструменталистами нашло стопроцентное понимание директора Колледжа искусств. Ведь, как правило, артисты оркестра совмещают свою работу на репетициях и в спектаклях с педагогической практикой в детских школах искусств и колледжей. И точно так же, как оперный театр нуждается в высококвалифицированных кадрах, так и учебные специальные заведения заинтересованы в новом, молодом контингенте педагогов.

       Тандем Рылов – Турбянов

           С момента возвращения Владимира Алексеевича Рылова на должность художественного руководителя и главного дирижера театра вокруг него стала концентрироваться вся музыкальная, да и не только музыкальная, жизнь. По сути дела, ни один праздник, ни одно театральное событие не прошли без его активного участия.

           В прошлом году таким событием стал Международный музыкальный фестиваль «Найдал-22», который прошел с большим успехом и послужил поводом для анализа кадрового музыкального потенциала. Здесь еще раз было подтверждено, что театр оперы и балета и колледж искусств – звенья одной цепи.

         Отрадно, что В. А. Рылов и директор колледжа Б. Б. Турбянов сразу нашли общий язык и взаимопонимание. Заключительный гала-концерт фестиваля «Найдал» продемонстрировал диалектическое единство двух деятелей культуры, комплиментарный принцип их деятельности. Об этом говорила Е. Мечетина, великолепная пианистка, председатель жюри конкурса, член Совета по культуре при президенте России.

       Именно на конкурсе «Найдал» были зажжены звезды бурятской профессиональной музыкальной культуры, такие как пианист Баир Борбоев, флейтистка Софья Алексеева, баянист Алексей Петряков, валторнист Жамсо Башинов, хормейстеры Александр Саможапов и Майдар Дамбаев.

          Как известно, музыкальная культура не терпит обыденности, ей нужны события. И вот ныне такое событие было задумано и реализовано тандемом Рылов – Турбянов. Это фестиваль студентов музыкальных вузов, который прошел в Улан-Удэ в первых числах февраля. Главными действующими лицами вновь стали бывшие выпускники колледжа, не только продолжившие обучение в консерваториях страны, но и заявившие о том, что они с той или иной степенью вероятности вернутся в Улан-Удэ, получив заветный диплом.

 Звезда номер один      

              Фестиваль получил название «Созвездие молодых», и уже после первого концерта стало ясно, что в этом названии нет и тени претенциозности, и первая заявленная звезда вполне оправдывает это определение.

              Итак, звезда № 1 – Карина Тумурова (фортепиано), лауреат международных конкурсов, студентка IV курса Московской консерватории. Блестящая программа, состоящая из труднейших сочинений Моцарта, Шопена, Дебюсси и Мессиана. Блестящая мелкая техника, позволяющая не «зацикливаться» на сложнейших пассажах. Блестящее проникновение в стиль столь разных авторов. Удивительная искренность и музыкантская тонкость. Благородная уверенность на сцене. Спокойное достоинство в общении с публикой. Многие слушатели ловили себя на мысли, что мы встретились с пианисткой мирового уровня и именно ей предстоит стать лидером бурятской фортепианной школы.

           Вторая звездочка фестиваля – Софья Алексеева. Особо следует отметить, что она давала концерт в одном из залов Национального музея Бурятии и тем самым продолжила традицию замечательной серии «Музыкальных салонов в музее». Отрадно, что в Музее Сампилова нашелся и приличный рояль, и благодарная аудитория, которая тепло принимала флейтистку.

            Отлично справился со своей функцией концертмейстера Баир Борбоев, почувствовавший ансамблевые устремления Софьи и ставший для нее хорошим партнером.

             Программа концерта была разнообразной и непростой. В основном в нее вошли сочинения зарубежных композиторов ХХ века как для флейты соло, так и для флейты с фортепиано. Украшением программы стало выступление Елизаветы Григорьевой, которая исполнила Recitativo и Scherzo-Caprice для скрипки соло Ф. Крейслера.

            Разумеется, главным событием фестиваля стал гала-концерт, состоявшийся 4 февраля на сцене оперного театра. Он вызвал большой интерес любителей музыки не только тем, что в нем были широко представлены новые имена, но и тем, что они играли в сопровождении симфонического оркестра театра под управлением народного артиста РБ, лауреата Госпремии РСФСР им. Глинки Владимира Рылова. Владимир Алексеевич вновь стал душой вечера, остроумно дополняя объявления ведущей Александры Захаровой. Его комментарии и представления каждого солиста были деликатными и по-отечески добрыми.

         Хорошее впечатление оставил студент V курса Дальневосточного института искусств Иван Черенцов своим исполнением финала Концерта № 2 Бетховена. Будем надеяться, что наш земляк, уроженец Баргузинской долины, на будущий год вернется работать в Бурятию.

           Вновь привела в восторг публику Карина Тумурова своим исполнением первой части Концерта № 4 С. Рахманинова.

           Нельзя не отметить выступление студентки I курса Московской консерватории Раминты Шличайте, ее романтический облик и настрой, с которым она сыграла первую часть Концерта № 2 С. Рахманинова. Выпускница МГЛ им. Д. Аюшеева, где она училась в классе Ларисы Павловны Дилекторской, Раминта проявила волю и характер, продолжив обучение в Новосибирской школе-десятилетке и поступив в Московскую консерваторию.

 Монголы и «Звуки степей»

          Жанр газетной статьи не позволяет подробнее рассказать обо всех участниках второго отделения гала-концерта. Однако нельзя не отметить прекрасный дуэт Анастасии Давыденко (скрипка) и Валентина Шагжиева (альт), очередной триумф Алексея Петрякова (баян), премьеру вокально-симфонической сюиты «Три бурятские народные песни» композитора Татьяны Андриевской (солистка – лауреат международных конкурсов Соелма Маншеева).

       Незабываемое впечатление оставили ансамбли духовых инструментов. Думается, что у них большое будущее и они со временем будут выходить на сцену с самостоятельными программами.

       Наверняка у колледжа искусств есть веские аргументы в объяснении того, почему в его стенах ныне существуют два маленьких хора – хор дирижерско-хорового отделения и хор вокального отделения. В прежние времена более многочисленному смешанному хору легче было решать масштабные творческие задачи. Теперь хоровой репертуар ограничивается камерными опусами. Вероятно, эта ситуация пока является экспериментом.

        А колледж к экспериментам готов. Об этом свидетельствует концерт преподавателей и студентов Монгольской государственной консерватории «Звуки степей», который состоялся 6 февраля в театре оперы и балета. Поскольку он прошел сразу после фестиваля «Созвездие молодых» и был организован при непосредственном участии Колледжа искусств им. П. И. Чайковского, в нескольких словах нужно отметить и это событие.

Оно имело, во-первых, глубокий художественный смысл, поскольку монгольская и бурятская музыкальные культуры весьма близки, имеют одни корни и зачастую интонационно и ладово идентичны. Во-вторых, в организационном смысле нам чрезвычайно важен контакт с монгольской консерваторией, поскольку наши исполнители могут достигнуть подлинного  мастерства игры на народных инструментах только в Монголии. В-третьих, приходится брать во внимание и политическую ситуацию в мире, когда западные спецслужбы готовы на все ухищрения, чтобы «оторвать» Монголию от России. А для того, чтобы укрепить и развить нашу дружбу и взаимопонимание, решающую роль может сыграть именно Бурятия. И прочный постоянный контакт двух учебных заведений просто необходим.

             Прекрасным примером творческого сотрудничества наших музыкантов стало выступление Сводного оркестра Монгольской консерватории и Колледжа искусств им. П. И. Чайковского (руководители Р. Ганбат и Саяна Табхарова, дирижер Р. Ганбат). Концерт закончился неформальным, абсолютно искренним намерением укреплять контакты и готовить поездку в Улан-Батор лучших преподавателей и студентов колледжа.

 Главная проблема

                  Возвращаясь к теме фестиваля «Созвездие молодых», остается сказать, что подготовка музыкальных кадров высшей квалификации – процесс непростой и чрезвычайно деликатный. К сожалению, не факт, что те студенты, которые сейчас обучаются в консерваториях страны, вернутся работать на родину, хотя она направила их по целевому принципу и они обязаны отработать стоимость направления. Очевидно, что «работодатель» должен создать для них не просто рабочее место, но и обеспечить достойную зарплату, условия жизни, престижность профессии.

                Баир Борисович Турбянов прилагает огромные усилия, чтобы выпускники в новом качестве возвращались в колледж. В стремлении привлечь молодежь в республику, он сотрудничает и с Министерством культуры Бурятии, и с городскими организациями, и с театрально-зрелищными учреждениями.

              Однако стоит заметить, что ресурс сотрудничества колледжа с институтом культуры (ВСГИК) не исчерпан до конца. Да, по понятным причинам выпускники колледжа стремятся в столичные вузы, хотя многие из них могли бы получить качественное образование здесь же, дома, в Улан-Удэ. В условиях дефицита абитуриентов следовало бы шире применять практику целевых направлений именно во ВСГИК, тем самым создавая для института стимул к развитию и решению собственных кадровых проблем, к действенному устранению дефицита преподавателей и в ДШИ, и в колледже искусств, и в педагогическом колледже, и  особенно в общеобразовательных школах, где давно уже некому вести элементарно занятия с хором.

                 Согласен, проблем немало. Но благодаря неравнодушной и неформальной гражданской позиции таких людей, как Владимир Рылов и Баир Турбянов, республика заметно движется к их решению. Важно не тормозить, а способствовать ускорению этого движения и сделать его необратимым.

Читайте также