Бурдрам мёртв, да здравствует Бурдрам

Бато Багдаев
681

Безмолвная и ушедшая в себя, стоит после спектакля, опираясь о перила, ветеран труда Эмма Долхонова. Обеспокоенный её самочувствием, спрашиваю: "С Вами все в порядке?". Женщина качает головой. - Не могу отдышаться... Ну Бурдрам даёт, какие буряты - великие! - восторженно закатывает глаза и вздыхает Эмма Заяхаевна. Старой убежденной коммунистке есть о чем пожалеть: она не была в Буряад театре с советских времен. Она апологет соцреализма, почившего в бозе.

Накануне, столкнувшись со мной на улице, пенсионерка поинтересовалась театральными новостями и вдохновилась прийти в Бурдрам. Мало сказать, что она не разочаровалась, зрительница - в ауте. И было от чего: из афиши она выбрала юмовскую премьеру "Хатан". Эта музыкально-пластическая постановка обращается к самим экзистенциональным глубинам национальной идентичности бурятского народа, где женщина: мать, сестра, жена, дочь, воительница и государственный муж (извините за каламбур) – занимает особо почитаемое место.

По всем законам метамодернизма, как заправским ультра-ди-джеем, Олегом Юмовым безжалостно замиксовано все: жанры, стили, эпохи, музыка, танцы, цирковые трюки, стихи, декламация, история и сама жизнь бурятского народа. В ошеломительных нарядах монгольского дизайнера Сугармаа Отгон выходят безмолвно на сцену пять героинь, в чьих грациозных движениях узнаются тихие вечера в юрте, стремительные скачки, жестокие войны. И бесконечная, как Великая Степь, любовь матери, мудрые руки бабушки, нежность возлюбленной и ласковая улыбка дочери. Лирические страницы сменяются историческим картинами великих монгольских правительниц: от королевы Мандухай до Бальжин-хатан. Актриса Жажан Динганорбоева в ударе, и внушает верноподданнический трепет. Ее Величество Народная Артистка Бурятии!

По ходу хореографического сюжета коновязь вдруг превращается в шест для эротических танцев, на котором извивается аппетитная стриптизерша. Не узнал, кто эта бесстыжая консуматорша, а пригляделся и ахнул: это же хрупкая и застенчивая Ада Ошорова, никогда не выделявшаяся особыми телесами.

Видел заслуженную артистку Бурятии накануне похудевшей и еще больше постройневшей от физических нагрузок этого спектакля. Костюмеры театра совершили чудо: сшили её облегающий костюм так, что актриса стала соблазнительно крупногабаритной в интересных местах. Ну и плюс, конечно, непревзойденный шарм, артистизм и грация моего кумира.

Рельефными мышцами играет в танцах мужская часть труппы. За полгода силовых репетиций и тренажёрного зала актёры подтянулись. Заслуга Марата Дашемпилова, новичка-драматического актера, в прошлом циркового артиста. Его хореографические мизансцены в новогодней "Сделке с призраком" ввели зал просто в трансовое состояние. Режиссер облачил всех актёров, играющих массовку, в один чёрный цвет, который, как бархат, оттеняет бриллиантовое сияние актрис.

"Хатан" - не первый опыт Олега Юмова с музыкально-хореографическими постановками, виртуоз драмы и здесь набил руку. Вспомним только рок-мюзикл и рок-оперу "Бальжан Хатан" в Бурятском театре оперы и балета, поставленные там же этно-оперный спектакль "Эреэхэн" и нац-оперу "Энхэ-Булат Батор". В Монголии он засветился такими муз-постановками, как "Бременские музыканты", "Улсын сайхан Улан-Батор", "Весна священная" Стравинского и т.д. Теперь на вокально-пластический пик Монблана режиссер затащил и команду Бурдрама.

 Парадигма сегодняшней художественной эпохи метамодернизма предписывает новаторство через смешение. Театр - мертв, но живой: нет больше чистой оперы, хореографии, драмы, даже не стало классического цирка. Всё это можно увидеть в одном месте, в одно время и в одной постановке.

 Бурдрам шагает в авангарде мирового художественного процесса. Остаётся только перефразировать в адрес клеветников Бурдрама, предрекавших его скорую творческую смерть: покаянно склонитесь перед великим кладезем талантов. Да здравствует Бурдрам!

14 июня Бурдрам завершает в 92 сезоне показ спектакля "Хатан", шанс увидеть его представится только через полгода в новом 93 театральном сезоне.

Читайте также