На площадках библиотеки проводятся презентации авторских книг и организаций в области книжной культуры. Среди них представлены культурно-исторические проекты доктора географических наук, профессора И.А. Захаренко:
«Великий чайный путь: Культурное наследие России и Бурятии, Китая и Монголии».
«Глобальный Российский путь на Восток: Россия и Бурятия, Китай и Монголия».
«Картография Великого чайного пути».
Статья И.А. Захаренко «Великий чайный путь: Культурное наследие России и Бурятии, Китая и Монголии» является исследованием, которое открывает начала новой реальности через историко-географическое описание и научно-картографическое изучения эволюции культурного наследия Великого чайного пути.
Актуальность исследования становится с каждым годом все более очевидной. Великий чайный путь сыграл и определяет выдающуюся роль в экономической и культурной жизни народов Мира. Создание проекта культурного наследия России и Бурятии, Китая и Монголии может стать важной фундаментальной основой для формирования научно обоснованной государственной культурной политики, а также для просветительской и образовательной деятельности по формированию у современного поколения объективного представления о культуре России и Бурятии, Китая и Монголии. Новизна исследования заключается в определении цивилизационных истоков самосознания общенационального культурного наследия России – Бурятии, Китая и Монголии.
ВЕЛИКИЙ ЧАЙНЫЙ ПУТЬ – глобальная единая система культурно-исторических и торгово-транспортных коридоров Евразии, являющихся жизненной основой Человечества.
Великий чайный путь – культурно-цивилизационный феномен мировой истории. На протяжении многих тысячелетий происходило и происходит движение людей и информации, товаров и идей, этнические и конфессиональные миграции, караванная торговля, распространение передовых технологий, идеологических и философских представлений.
Исследование культурного наследия Великого чайного пути рассматривается как методологическая, мировоззренческая, культурная и информационная аналитическая основа, объединяющая познание мира во всех аспектах человеческой деятельности. Это высший синтез территории, населения и хозяйства и определения их глубинных свойств. Автор «исповедует» этот подход как к широкому научному направлению, служащему мостом между геокультурой, геополитикой и геоэкономикой. Именно такое познание культурного наследия Великого чайного вводит нас в сокровищницу национальной и мировой культуры. Исполнение поставленной цели становится осуществимым на основе разработанной теории и практики, выявленных закономерностей. Основной задачей является проведение исследования взаимовлияний географического пространства и времени как эволюционного взаимодействия природы, человека, общества и хозяйства. Поэтому именно знания культурного наследия, объединяя в себе изучение природы, общества и хозяйства, позволяют не только познать законы географического пространства, но и изучить судьбы народов.
Культурное наследие Великого чайного пути определяет устойчивое развитие Республики Бурятия, ее экономических и социальных институтов, формирование стабильно функционирующей системы «человек – окружающая среда». Нельзя сегодня наладить нормальную экономическую жизнь страны, ее отдельных регионов, городских и сельских поселений без создания привлекательного образа территории. И только затем можно создавать на ней современные отрасли хозяйства, научные и образовательные центры. Необходимо осознать глубокую мысль Н.А. Бердяева: «Духовная культура есть более высокая ценность, чем политика и экономика, которые должны быть ее послушными средствами».
Великий чайный путь: Авторские исследовательские проекты
Великий чайный путь: Авторские исследовательские проекты. – Москва: «Издательские технологии», 2023. – 157 карт. – 868 источников. – 612 с.
Книга И.А. Захаренко и О.И. Ажгиревич (Захаренко) посвящена одному из самых важных достижений человечества – формированию, развитию и познанию Великого чайного пути. Показана эволюция культурного исторического наследия России и Бурятии, Монголии и Китая на глобальном пространстве и времени Великого чайного пути. Решается научная проблема реконструкции стратегических природно-культурных коридоров Евразии. Разработаны теоретические основы историко-научного географического и картографического описания Великого чайного пути.
Формирование и Познание культурного наследия Великого чайного пути – это научное направление, которое представляет собой мощный потенциал эволюционного знания и комплексного страноведения для проведения историко-научного анализа и синтеза взаимоотношений природы и общества, государства и человека на Великом чайном пути. Выявленные закономерности фиксируют внимание на главных и переломных исторических событиях постижения Евразии. Именно они прочно входят в историческую память народов, передаются из поколения в поколение и становятся ядром национального самосознания.
Термин «Великий шелковый путь», обозначающий грандиозную по масштабам древнего мира торговую магистраль, а точнее – целую систему дорог, связывавших на рубеже старой и новой эры главные культурные регионы Евразии – Китай, Индию, Средний и Ближний Восток, Средиземноморье и западные страны, – был введен в историческую и географическую науку в 1877 г. немецким естествоиспытателем Ф. Рихтгофеным в работе «Китай», в которой он впервые назвал этот торговый путь по восточным странам «Шелковым путем». Великий учёный дал чёткое определение исследуемого понятия, основываясь не только на античных, но также и на китайских источниках. Главное ему удалось сформировать гениальную идею единого глобального пространства Великого шелкового пути. Выдающийся ученый не пошел дальше в восприятии глобальной системы мирового природного торгово-транспортного пространства и времени. И это стало сейчас авторской задачей.
Профессор И.А. Захаренко открыл и сформулировал закон периодической системы эволюции элементов культурного наследия глобального природно-культурного пути Запад – Восток: Эволюционное познание глобального природно-культурного пути Великого Востока и Запада в процессе жизнедеятельности человечества поступательно функционирует в постоянном накоплении, осмыслении и преобразовании потоков временной и пространственной информации, получения нового знания через создание элементов культурного наследия, которые и делают возможным продолжение жизни и цивилизационного развития человечества. В этом и заключается проникновение и познание новой реальности нового информационного общества – эры информационного становления Человечества.
Постепенная эволюция русского пути в Китай – Великого чайного пути, раскрывается через архивные документы, географические описания пути и географические карты. Неожиданные открытия удалось извлечь из книг естествоиспытателей и путешественников, географов и картографов, востоковедов и государственных деятелей, изданных в ХVIII, ХIХ и начале ХХ столетия, ставших на сегодняшний день библиографическими редкостями. Об освоении просторов Евразии написано немало книг, но о познании Великого чайного пути при помощи страноведческих описаний и географических карт написано немного и не отражает реальную историю изучения Евразии. Книга может быть отнесена к новому, еще только формирующемуся направлению научно-популярной литературы – познанию мирового культурно-исторического наследия планеты Земля.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время чрезвычайно важен поиск наиболее оптимальной модели для русско-китайского взаимодействия. Несомненно, XXI век – это век нового мирового порядка и нового международного соотношения сил. Сегодня уже не вызывает сомнения то, что Евроазиатское глобальное пространство и находящиеся в нем торгово-транспортные коридоры исторически были и являются узлом противоречий, от которых зависит решение глобальных проблем мировой стабильности. Образовалась потребность в дальнейшей разработке теории и исторической практики формирования пространства Запад – Восток, связанного с масштабными по своей сложности и остроте историческими процессами, усложнением форм межгосударственных культурных, политических и торговых отношений.
Глобальная культура Великого чайного пути
Глобальная культура – это историческая память народов. Человечество едино, но это единство основано на поддержании и сохранении многообразия культур как основной принцип устойчивости и сохранения народов и культур. Россия и гигантский геополитический барьер между Европой и Азией, и одновременно широкий межцивилизационный коридор Запад – Восток. Россия исторически, географически и политически выполняет миссию синтеза Великих Культур. Каждая культура осознает и обретает свою индивидуальность через взаимодействие с другими культурными системами в процессе диалога. При взаимодействии с другой культурой мы должны осознавать и понимать ценности своей родной культуры, и очень важно, чтобы после этой коммуникации было желание сохранять, создавать и гордиться своей принадлежностью к отечественной культуре.
Попытаемся вывести эволюционную формулу Культуры: культура = процесс, как познания мира, так и создания материальных, социальных и духовных ценностей + конечный продукт в виде культурного наследия.
Глобальное понятие «культура» рассматривается нами не только как процесс и конечный продукт, но и как триединство сфер деятельности: практической, научной и духовной. Великий чайный путь как практический процесс исторически проходил в определенном пространстве и времени. Он дошел до нашего времени в виде материальных памятников, социальных и духовных традиций, текстовых географических описаний и географических карт. Это первый практический уровень восприятия культурного наследия. Второй научный уровень состоит в реконструкции Великого чайного пути в виде формирования и исследования природных торгово – транспортных коридоров методом анализа. И третий – духовный уровень трактуется нами как познание глобальности и всемирной ценности Великого чайного пути методом синтеза
Беря за основу исследования геокультуру, мы исходим из того, что на земной поверхности записаны не только распространения органических тел, но и судьбы народов. Поэтому изучить культуру народа невозможно без знания истории его географического образования и развития в определенном ландшафте, исторического развития носителя этой культуры. Необходимо комплексно рассмотреть всю совокупность созданных и накопленных человечеством материальных и духовных ценностей, реализуемых в общественной жизни через связи человека с природой, государством и хозяйством, сложившуюся личностную систему представлений о географическом пространстве и историческим времени.
Культурно-исторические памятники и традиции культуры на Великом чайном пути – это достояние народов, культур и цивилизаций, важное направление культурных обменов, взаимопроникновение культур и факторов развития человека и общества. Великий чайный путь – это национальное достояние России и Бурятии, Китая и Монголии и общемировое для всего Человечества.
Культурное наследие Великого чайного пути
Культурное наследие – это способ связи между прошлым, настоящим и будущим. Инструмент, благодаря которому память народа и его культура будут жить и развиваться. Культурное наследие дает нам возможность понимания других людей, их культуры, а через это – собственную национальную культуру. Под культурным наследием мы понимаем материальные и духовные ценности, а также памятники, историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности народа, как и его вклада в мировую цивилизацию.
Среди главных научных подходов, предопределяющих отношение к культурному наследию Великого чайного пути, относятся:
· генетический – культурное наследие как носитель исторической памяти, определяющей сохранение самобытности национальной и мировой культуры;
· природный и общественный;
· торговый и экономический;
· транспортный и инфраструктурный;
· географический и картографический;
· основа сохранения культурного и природного разнообразия мира, страны, отдельных регионов, этносов, групп населения и устойчивого развития общества;
· этнический и конфессиональный;
· духовно – художественный;
· экологический и туристический.
Мировая и национальная культура отражается на тематических картах, показывающих сеть и деятельность различных учреждений культуры – театров, музеев, библиотек, архивов, клубных учреждений, высших учебных заведений в сфере культуры. В географических атласах статистическая информация о работе учреждений культуры представляется в виде картограмм и диаграмм и дополняется текстом и фотоиллюстрациями. Важен информационный блок, посвященный познавательному туризму и экскурсиям, показывающий использование объектов культурного наследия в сфере туризма.
Большой интерес представляют тематические карты народных художественных промыслов и ремесел. Значительное внимание уделяется географическим картам и планам исторических городов и поселений с показом на них памятников культурного и природного наследия. Особо значимы ценные объекты культурного наследия: памятники монументального искусства, торгово-экономические объекты, объекты речной и дорожной сети, социально-культурные объекты и традиции, музеи-заповедники и музеи-усадьбы. На крупномасштабных тематических картах большое место отведено объектам природного сохраненного наследия: показаны государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты.
Глобальное географическое изучение и картографирование Великого чайного пути является памятником истории человеческого общества. Географическая карта Земли выступает в исследовании как исторический памятник высокой культурной ценности, который выпукло и ярко характеризует технический и интеллектуальный уровень Российского государства, так и необходимая информационная база научных исследований широкого спектра современных проблем активного развития Республики Бурятия.
Культурное Природное наследие Великого чайного пути
Развитие китайской цивилизации наиболее точно характеризуется эпитетом «Великое» – это Великие реки: Хуанхэ и Янцзы, текущие через Великую равнину, окруженную с востока Великим (Тихим) океаном, с запада – Великими заоблачными горами и раскаленными пустынями, с севера – Великой Евразийской степью и Великой сибирской тайгой и с юга – Великими тропическими джунглями. Между этими глобальными природными регионами, выполняющими функции буфера и природного барьера, располагается ойкумена обитаемой земли и мироздания, называемая по-китайски с глубокой древности Поднебесной, а со времен Конфуция – Срединным государством.
История зарождения страноведческого образа Великого шелкового и чайного пути начинается с XIV – XII вв. до н.э., когда древние китайцы государства Инь получили представление о своей ойкумене – территории Великой Китайской равнины (около 325 тыс. кв. км), обнаружили Лессовое плато, горную систему Наньлин, хребет Циньлин и равнинную часть течения Янцзы (около 1500 км). Они вышли к побережью Желтого и Восточно-Китайского морей. В V в. до н.э. разведчики древнекитайского царства Цинь обнаружили Сычуаньскую котловину, установили ее площадь (около 200 тыс. кв. км) и достигли восточных склонов Сино-Тибетских гор. При создании страноведческого описания Китая уже использовались фактические материалы, сопровождавшиеся приближенными измерениями расстояний, например, шагами, и ориентирование местоположений объектов одних относительно других по сторонам света. Продолжили творческую работу китайские путешественники, о которых мы очень мало знаем: Чжан Цянь, Цзя Тан, Фа Сянь, Чань Чунь, Сюй Ся-Кэ. Они выполняли торговые или дипломатические миссии, путешествовали с религиозными или страноведческими целями, но все они описывали как сам путь, так и объекты, ставшие мировым культурным наследием.
Из Ирана, Средней Азии и Восточного Туркестана пролегли меридиональные ответвления Великого шелкового пути на Русскую равнину и Тартарию – Сибирь. В Саяно – Алтай из стран, лежащих на основной трассе Великого шелкового пути, вели несколько караванных дорог. Одна из них шла из Семиречья в верховья Иртыша, а затем вниз по Иртышу на Алтай и Салаир, в низовья Оби. По этой дороге в Прииртышье, Приобье, на Алтай и в Кузнецкую котловину попадала основная часть среднеазиатского и иранского импорта. Другой путь вел из Восточного Туркестана на север, в котловину Великих озер Монголии, Саяны и Минусинскую котловину. Танские изделия в Южную Сибирь шли по юго-восточному пути через Ордос и Монголию.
Первый в истории Евразии торговый нефритовый путь сложился в эпоху существования великих кочевых цивилизаций в Центральной Азии. Сформировались основные пути, связывающие Восток и Запад континента. В эпоху бронзы устанавливаются связи Китая с Забайкальем, где в районе месторождений нефрита найдены глиняные триподы типа Li, датированные рубежом II-I тыс. до н. э. Менее известны другие торговые пути – «Путь чая и коней», связавший Юньнань и Гуйчжоуское нагорье, Тибет и Ассам, «Путь мускуса» – Тибет –Бактрия – Иран. Все они сыграли значительную роль в развитии человеческой цивилизации. Многочисленные ответвления Великого шелкового пути стали важнейшим фактором формирования государственности у восточных славян – Киевской Руси. По мере развития морских коммуникаций сухопутные торговые пути во Внутренней Азии не исчезли и не потеряли значимости в современном мире.
«Великий шелковый путь» соединил на рубеже новой эры две крупнейшие древние империи (миро системы) – римскую (средиземноморскую) и ханьскую (восточноазиатскую). Через огромные пространства осуществлялся не только торговый, но и интенсивный информационный, культурный обмен. В зависимости от геополитической и военно-стратегической обстановки межцивилизационный диалог то возрастал, то затухал. Встречая политические и экономические препятствия, торговый путь, созданный волей целеустремленного человека, подобно реке выбирал новый маршрут. И, если наложить на географическую карту исторические трассы – пути, они создадут впечатляющую картину коммуникационного пространства Евразии.
Таким образом, Великий шелковый путь нельзя представлять в виде единственного торгового маршрута. Это, прежде всего, разветвленные стратегические торгово-транспортные коридоры, соединявшие древние цивилизации через Центрально – Азиатское пространство. Северные направления Великого шелкового пути образовали Великий чайный путь.
Согласно исследованиям российского ученого В.И. Магидовича, Модэ – основатель империи Хунну, около 202 до н.э. вместе с его полководцами описал реку Керулен, озеро Далайнор и горную систему Большой Хинган. В 201 году была изучена Тувинская котловина. В это же время Модэ получил представление о горной стране Алтай, Джунгарской равнине и озере Зайсан. Впервые по долине Селенги он вышел к озеру Байкал. В 177 г. до н.э. были достигнуты северные склоны Джунгарского Алатау.
К VII в. согдийские купцы проникли в Прибайкалье, по Шилке и Аргуни спустились до нижнего Амура, проложив так называемую «Соболью дорогу», сыгравшую огромную торговую роль вплоть до начала XIII в. Далее по реке Уссури они обследовали большую часть Южного Сихотэ-Алиня. По реке Сунгари изучили болотистые территории Приамурья, нареченными ими Шибер, или Шивэр. В это же время тюрки появились в пределах Кулундинской равнины в лесостепном Прииртышье и начали изучение Западно-Сибирской равнины. Около 641 г. тюркский каган Юкукшад обследовал все течение Ангары (1779 км), ознакомился с Приангарским плато и частью склонов горной системы Восточных Саян. До наших дней сохранилась китайская рукопись, написанная за несколько столетий до нашей эры. В ней в перечне исторических памятников Байкал именуется «Пехай» – «Северное море». В XII в. арабские купцы побывали на озере Байкал и доставили верные сведения о его форме и происхождении. Из европейцев одним из первых упоминает о Байкале знаменитый путешественник XIII в. Марко Поло.
Первый чертеж Байкала, составленный в русской картографической традиции, был создан Курбатом Ивановым, который первым из русских установил, из каких мест вытекают Лена и Ангара, получил интереснейшие сведения о Байкале, об острове Ольхон и о р. Селенга, и о той дороге в Китай, которая шла по р. Селенга через земли «мугал» – монголов. Тогда же он получил дополнительные сообщения о реках Витим и Шилка. Вернувшись из похода, Курбат Иванов подал «чертеж Байкалу и в Байкал падучим рекам и землицам, расспросные речи тунгусов и братских людей про мугал и про Китайское государство, и про иные земли, и на Байкале, где мочно быть острогу». Чертеж был сдан под расписку в Братский острог, а затем отправлен в Якутский острог к воеводе П.П. Головину. Проложенный путь на Байкал отображен на «Чертеже земли Иркуцкаго города» С.У. Ремезова (1695 - 1701 гг.). Условное обозначение проторенной тропы из Верхоленского острога в район речек Малая и Большая Бугульдейки, которая минует «жилья братских ясашных людей» ведет до Ольхона «на гребях» уже морским путем. Отсюда же разведчики имели возможность попасть на восточный берег Байкала, на Баргузин и устье Селенги по ледовой дороге.
Бурятия представляет собой культурный регион, богатый объектами природного культурного наследия. Включение озера Байкал в список участков всемирного наследия (1996 г.) является фактом признания исключительной ценности самого озера и прилегающих к нему территорий, которые рассматриваются как уникальное культурное пространство. Горностепная и лесостепная полоса Евразии – зона активной исторической жизни обществ кочевых народов – отличается своеобразными культурно-историческими ландшафтными зонами. При способе развития экономики – скотоводстве – семейно-родовые территории скотоводов, священные культовые места, родовые пастбища накладывают свой отпечаток на формирование ландшафта. Особой плотностью заселения выделяется долины рек Иволга и Оронгой, активно осваивалось правобережье р. Селенга. Тугнуйская степь отмечается активностью экономического освоения, расцветом агрокультуре и торговли
Байкальская Сибирь – большой духовный материк, культурное многообразие которого делает его особенным. Байкальская Сибирь является для нас предметом восхищения, пространством и временем взаимопознания культур. Стратегический регион воспринимается как настоящее и будущее его прекрасных жителей. Термин «Байкальская Сибирь» определяется нами для исторической реконструкции географического изучения и картографирования Великого чайного пути на Евроазиатском материке. Нами рассматриваются следующие сибирские регионы: Обско-Иртышская, Алтайская, Енисейская, Байкальская и Дальневосточная Сибирь.
Культурно-исторические памятники и традиции культуры на Великом чайном пути – это достояние народов, культур и цивилизаций, важное направление культурных обменов, взаимопроникновение культур и факторов развития человека и общества. Великий чайный путь – это национальное достояние России и Бурятии, Китая и Монголии и общемировое для всего Человечества.