Слепить кружку или посидеть за гончарным кругом предложили в колледже искусств имени Чайковского. Там прошел очередной мастер-класс. Ранее педагоги и студенты давали уроки танцев и актерского мастерства, теперь же всех желающих познакомили с миром керамических изделий.
– Вот вы нажимаете на педаль, чтобы станок крутиться начал.
Краткий ликбез в мир искусства неслучаен. Улан-удэнская «фабрика звезд» отмечает юбилей – 90 лет со дня образования. И в честь этого события керамисты делятся секретами ремесла.
Главное в этом нехитром деле, чтобы руки были влажные и прижаты к локтям. Ну и не стоит забывать и про центровку, иначе фигура может не получиться или еще хуже прилететь кому-нибудь в глаз. Вот сейчас посмотрим, что мне удастся слепить для своего редактора.
– Нога и рука она должна быть в паре, одновременно работать, согласованно.
Вот такое кривое блюдце я сегодня принесу своему редактору. Или не принесу.
Первый блин – комом. По крайней мере, у меня. Провести работу над ошибками помог студент колледжа.
Владимир Лубсанов, студент колледжа искусств им. П. И. Чайковского: Берем указательными пальцами и начинаем вытягивать стенки. Мы ее центруем, чтобы сама глиняная масса была по центру круга, чтобы ее не вело во время работы.
Тамара Занданова, преподаватель художественной керамики: Тут уже готовые изделия, это вот первой сложности, второй, а это вот третьей сложности. Вот студент вот, например, сколько раз он поработает над формованием. Когда большой опыт уже имеет, у него такие вот по сложности изделия получатся.
Преподаватели говорят - многие привыкли ассоциировать лепку из глины с гончарным кругом. Однако есть и другой вид работ. Более сложный. И речь здесь идет о ручной лепке.
Елена Ткачева, педагог-керамист: В каждой технике очень важно учитывать то, что в глине существуют некоторые поры, всякие различные завоздушинки, которые очень старательно нужно убирать, чтобы в печи изделие не взорвалось. Потому что воздух расширяется при нагревании.
Буквально пара часов и кружка готова. Затем - термальная обработка. Глина обжигается при температуре около 900 градусов. Затем покрываем глазурью. Это дополнительная защита от влаги.
На другие фигуры уходит гораздо больше времени. У профессионалов простые изделия отнимают до 8 часов. И это самый минимум. Бывает, что при сложных заказах мастер дни напролет проводит с глиной.