Коллекцию старинных сарафанов хранит жительница Бурятии

Многим предметам более 100 лет.
Ирина Эрмиль, Ариг Ус
448

Коллекцию старинных сарафанов хранит жительница Бурятии. Многим предметам в более 100 лет. Они достались жительнице села Куйтун Анне Зайцевой по наследству от бабушек.

Село Куйтун в Тарбагатайском районе основали казаки. В 18-м веке сюда прибыли первые старообрядцы. Через пару десятилетий староверы составляли большинство населения.

Анна Зайцева, жительница с. Куйтун (Тарбагатайский район): У семейских была очень тяжёлая судьба. Представьте, им пришлось Родину поменять, и у них одна вот была радость, что они вот это всё возмещали вот на своей на одежде.

Анна Зайцева — одна из старожилов села. В её доме часто бывают гости: учёные и туристы. Женщина хранит одну из самых больших коллекций старинных сарафанов.

- У нас бабушка жила, две бабушки – папина будто и мамина. Они все были семейские. И до самой смерти они носили сарафаны. Будничные лежали отдельно, праздничные сарафаны – отдельно лежали. И после смерти мы их не выбрасывали. Их мама берегла. У ней там был сундук, целый сундук вот этой одежды.

Сейчас в коллекции Анны Зайцевой около 15 комплектов на взрослых и детей. За каждым — своя житейская история.

- Вот в этом сарафане моя бабушка молилась Богу. Он тоже, чтобы ни лент не было, никаких ни цветов, настрочёный был и все.

- Украшать нельзя?

– Украшать нельзя. В этом сарафане моя мама ездила на базар продавать молоко. Вот, говорит, если приеду-ка вот просто в платье-то... ну, никак не идет, ну никак молоко не идёт, приеду как в сарафане – как рукой смело.

- Потом мама моя умерла, и я так их и не… Я, может быть, их кому-то, может и раздала и куда-то дела, но моя мама у истоков стояла создания хора нашего семейского, потом я стала этим хором руководить, и у меня была детская группа. И одежды надо было много, и я вот это всё хранила, всё берегла.

Анна Зайцева работала дояркой в местном колхозе «Искра». И около 20 лет параллельно руководила хором. В 1993 году хор выступал в Германии - все заработанные средства передали на строительство старообрядческой церкви в селе Куйтун.

- И Страшного суда ждали и до сих пор ждут, и вот верят в это. И вот этой верой и живём. Надо же чем-то жить. Это у нас как будто смерётная одежда. Собирались умирать-то, рано начинали припасать для себя одежду. У каждой бабушки был свой чемоданчик, они туда рубашку, сарафан шили. Но сарафан шили с легких тканей, ситцевые такие, например.  Рубашку шили, сарафан шили, чтобы ни лент, ничего тоже не было, подклади с той стороны чтобы не было, чуть-чуть оторочка и всё. Вот эту сорогу обязательно надо было положить туда. Саван шили.

- Мы маленькие-то были, а бывало же ни телевизоров, ничего не было. И долго сидят. На одной там лавочке сидят старики такие бородатые, на другой лавочке сидят старухи. Ребятишек бегает тьма целая. До вечера они бегают, вот так вот – по сих пор штаны какие-нибудь вот так засучены, босиком, замёрзнут, к бабушкам подбегают. И бабушка-то вот этот сарафан, он у неё роль халата играл, она его вот так накидывает на голову. Там у неё, конечно, юбка одета. Она этого ребенка садит сюда, заворачивает, а тут такая красивая подбойка и ничего зазорного, и тёпленько ребенку.

Анна Зайцева активно помогает в краеведческой работе. Встречает туристов из городов России и зарубежья. И бережно хранит и передает молодёжи фольклор и традиции старообрядцев.

Смотрите также