Дочь известного бурятского иконописца Данзана Дондокова передала Музею истории Бурятии одну из работ отца. Буддийская танка была создана ещё в 60-ые годы прошлого века. И она одна из немногих ранних творений, которая сохранилась и дошла до наших лет.
Уникальный подарок получил сегодня музей истории Бурятии. Фонды пополнились буддийской танка работы Данзана Дондокова.
Любовь Дондокова, мастер буддийской живописи танка: Большинство его самых таких лучших работ были созданы ещё в 60-ые годы. Это самый рассвет его творчества. Иволгинский дацан был оформлен полностью работами отца. Старый дацан и когда он сгорел, более сорока работ сгорело. То, что осталось в Иволгинском дацане сейчас это то, что было сделано в 84 года. Это практически слепым мастером были созданы эти работы. Просто были моменты, когда ему было очень нужно видеть. Он меня просил читать глазную мантру, и я вот стояла за спиной и начитывала её. Как понимаю в эти он моменты прозревал, самые тонкие вещи делал. Дарю эту работу музею в дань памяти учителям отца и ему самому.
На санскрите это Ушнишавиджайя или - на бурятском - Жугдэр Намжилма. Танка выполнена минеральными красками и покрыта сусальным золотом.
Светлана Бардалеева, хранитель буддийской коллекции национального музея Бурятии: Очень сильная икона, очень эмоциональное воздействие оказывает. Потому Ушнишавиджайя трёхликая, 8-мирукая и несёт свет долголетия. Её почитают как матерью всех Будд. Всё что здесь изображено великолепно исполнено, хорошая рука художника.
Любовь Дондокова продолжает семейное дело. Пишет танка по расчетам отца.
- Бурин-хан, нигде в мире нет таких больше работ. Потому что это чисто бурятское божество. У нас же покровители гор, покровители местности, и отец сделал расчеты, его рисунок какие они есть на самом деле. Я по его расчетам делала. Может быть у меня что-то получается, потому что мои работы людям помогают.
Музей планирует провести отдельную выставку, посвященную Данзану Дондокову.
Татьяна Бороноева, директор национального музея Бурятии: Мы создадим отдельный фонд. Мы хотим показать, как работает буддийский мастер, об этом надо говорить, потому что это традиция бурятской иконописной школы. Важно, что она сохранилась.