"Мы все помним ее тепло и благодарны, что она была..." Вспоминая Чимиту Шанюшкину

Сегодня, 27 февраля  Народной артистке РСФСР Чимите Григорьевне Шанюшкиной исполнилось бы 90 лет. В 2005 году ее не стало, но в воспоминаниях родных, близких, учеников, коллег она жива и поныне.
Диляра Батудаева
18061

Справка:

Чимита Григорьевна Шанюшкина, одна из самых талантливых певиц Бурятии, родилась в Курумкане, училась в Курумканской средней школе. 

В 1950 году окончила Уральскую государственную консерваторию (г. Свердловск), училась пению в классе Зои Васильевны Щёлоковой. 
В том же 1950 году была принята в труппу Бурятского государственного театра оперы и балета, где с успехом исполняла партии Мэдэгмаши в опере С. Ряузова «У подножия Саян», Сарвар в башкирской музыкальной комедии «Башмачки», Кето в комической опере «Кето и Котэ» В. Долидзе, Марфы в «Царской невесте» Н. Римского-Корсакова, Прилепы в опере П. Чайковского «Пиковая дама», Любови Шевцовой в «Молодой гвардии» Ю. Мейтуса.

Поворотным в творческой судьбе Чимиты Шанюшкиной стало приглашение в 1954 году в Бурятскую государственную филармонию солисткой ансамбля песни и танца  «Байкал» (ныне Бурятский государственный национальный театр песни танца «Байкал»), где талантливая певица была солисткой более 40 лет, до 1997 года. 

Народная артистка Бурятии Лидия Галсанова:

Наверное, это очень символично, что Чимите Григорьевне исполнится 90 лет в день Сагаалгана.  Я говорю без сослагательного наклонения, потому что в нашей памяти она всегда рядом. Она нам помогала и поддерживала нас, и каждый будет делиться воспоминаниями о том,  что она дала ему. Душа остается, как остается то хорошее, что человек сделал.  Я работала в Ульдургинской школе, когда  впервые встретила Чимиту Григорьевну. Она интересовалась молодежью и спросила, нет ли среди нас  поющих. " Да у нас своя Шанюшкина есть!" – сказала моя коллега-учительница. И Чимита Григорьевна меня прослушала. "Да, материал хороший!" - сказала она и через два месяца позвонила, вызвала моих родителей и те решили, что так и быть, пусть дочь едет учиться.  Чимита Григорьевна очень внимательно со мной занималась до лета и с ее рекомендациями  я поехала к профессору Зое Васильевне Щёлоковой поступать в консерваторию. Там я ощущала звездную ауру Чимиты Шанюшкиной, Дугаржапа Дашиева и других – целый стенд с фотографиями наших знаменитых земляков стоял на втором этаже. Мы в таком тепле и заботе проучились все годы студенчества. Все помнили Чимиту Григорьевну, она одной из лучших студенток была. Зоя Васильевна ею очень гордилась. После окончания я начала работать в театре и всегда находилась под защитой и заботой Чимиты Григорьевны. Она очень любила детей. У нее был аналитический ум и все ее суждения были очень правильными.

Надежда Цибудеева, музыковед, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств РБ, племянница певицы:

Семья Шанюшкиных жила на заливе Провал.  В ночь с 1961 на 1962 год там начала ходить земля... Лаяли собаки, кудахтали куры. Те кто успел, двинулись, собрав пожитки, подальше и шли до тех пор, пока не почувствовали под собой твердую почву. 150 дворов из 5 бурятских улусов ушли под землю, а когда это все заледенело, из под  воды торчали рога животных. Несколько десятков семей дали начало новому селу на курумканской земле. Балдаковы, Гергеновы, Нечкины, Шанюшкины в январский мороз ушли таежной тропой, спасаясь от катастрофы. В семье Чимиты было 8 детей - 4 девочки и 4 мальчика.

В детстве Чимита водила меня в театр. Она же привела меня в музыкальную школу и потом всякий раз ставила передо мной ноты, говоря: "Играй". Признаваться в том, что это сложно, мне не хотелось, и я тянулась – играла. Когда годами и десятилетиями общаешься на одну и ту же тему, это оставляет след. Так получилось, что именно она сформировала тему моей диссертации. В 50-е годы Чимита в Оперном исполняла второстепенный материал. В 1955 году Бадма Балдаков сказал Чимите: "Ты не оперная певица, ты филармоническая. Иди в филармонию." И вот там началось ее восхождение. Я была почти на всех концертах ансамбля "Байкал", в котором она начала работать. Работа была сложная, люди давали по 22 концерта в месяц, на гастроли выезжали и по полгода не были дома. Они объездили весь Союз. Чудесный ансамбль ятагисток, расцвет творчества Анатолия Андреева, Чингиса Павлова, Базыра Цырендашиева, которых она пропагандировала – все это я помню. Я считаю, что сегодня такая певица еще не родилась,  потому что это был целый комплекс – сценический, вокальный и личностный. Может быть, кто-то считал ее характер трудным, но она была незаурядным человеком. Когда такой человек находится в коллективе, остальные подтягиваются. Чимита Григорьена умела петь в академической манере и в народной одновременно. Это редко встретишь. Петь в народной манере ей посоветовали Игорь Моисеев и Татьяна Гергесова. "Попробуй, у тебя даже голос укрепится" - сказали они.  Так и вышло.

Однажды мы ходили с ней на Уду стирать. Была зима. Перестирав все свое белье, она помыла в ледяной воде голову, повязала полотенцем, прополоскала белье, и мы пошли обратно. Придя домой, она развесила белье сушиться на улице. Вот такое у нее было здоровье.

Сергей Эрдынеев, заслуженный артист России:

Она была удивительно красивым человеком во всех отношениях. Вообще Баргузинская долина дала нам много выдающихся артистов. Мы объездили весь Союз, и всегда Чимита Григорьевна держала речь, представляя нашу республику. В то время Бурятский государственный ансамбль песни и танца "Байкал" был одним из лучших коллективов СССР. На Дни культуры СССР в Пекине выезжали ансамбли "Лезгинка", "Байкал", Большой театр и Хор им. Пятницкого. Она великолепно пела песни советских, бурятских композиторов.

Евдокия Будеевна Сельверова, ветеран театра "Байкал", ветеран труда и тыла, участница Второй декады бурятского искусства и литературы в Москве 1959 года 

Я пришла в ансамбль в 1952 году.  Чимита Григорьевна пришла в 1955 году после консерватории и оперного театра. Я была с ней до самых последних дней, можно сказать. Мы очень хорошо понимали друг друга.  Ели и пили из одной чашки, жили в вагонах, ездили по 4-5 месяцев на гастроли. Мы с ней всегда жили в одном купе. Она была большим, уважаемым человеком.  Она всегда возила с собой красный клетчатый плед. Так и помню, как она сидит, завернувшись в него. Никогда не слышала от нее жалоб. Она труженица была. Бывало приедешь в какой-нибудь колхоз и сидишь в холодном клубе, ждешь, когда придет грузовик с костюмами.  Когда ящики привезут, наконец, мы сразу переодевались в холодные костюмы с мороза. Ящики были железные. Мы обувь одевали и ног не чувствовали. Она, будучи знаменитостью, могла бы пожаловаться, но ни разу этого не случилось. Много всего было... Однажды она отстала от поезда в халате и тапочках. Так нас и догоняла.

Галина Маланова, заслуженная артистка Республики Бурятия:

Впервые я увидела ее на концерте в Мирном. И эта встреча определила мою дальнейшую жизнь. Все буряты Мирного тогда пошли на нее смотреть. Она вышла в потрясающе красивом белом платье. Для меня это было чем -то необыкновенным – я впервые увидела артистку. У нее была интересная прическа, она была дивной красоты женщина. А когда она запела, я просто "заболела"  – мне очень захотелось стать артисткой, ходить в белом платье и с такой же прической.  Мой дядя пригласил тогда артистов в гости и подарил Чимите Григорьевне серьги с бриллиантами. "У нас тут есть тоже своя артистка. Галя, иди сюда!"– сказал он. Я была после окончания школы. И я запела "Волгу - реченьку". "Да, она у вас готовая артистка!" – сказала Чимита Григорьевна, и они решили, что я должна приехать в ансамбль "Байкал" работать артисткой. Вы можете себе это представить? Я была на седьмом небе от счастья. Прошло лето, я приехала в Улан- Удэ, пришла в филармонию, а там никого нет – все на гастролях. Когда ансамбль вернулся, меня зачислили в хор. Так я стала артисткой. Жила я в гостинице "Одон" в двухместном номере, с телефоном.  Для того времени это было что-то невероятное. С Чимитой Григорьевной у нас сложились очень теплые, сестринские отношения. Я ходила к ней домой, ночевала у нее. Все, наверное, прошли через ее теплое отношение. Однажды мы поехали на гастроли в Мурманск, и туда приехал Болот Бороев – молодой красавчик - моряк, он всех нас пригласил в ресторан. Было очень хорошо и весело, хотя никто не злоупотреблял. Пришла я домой поздно – в час или в два ночи.  Смотрю – в дверях записочка: "Иди туда, откуда пришла."  Мне так плохо стало: и стучаться боюсь, и обратно идти – куда пойдешь? Постояла я и ...пошла "туда, откуда пришла". Настало раннее утро, и я тихонько зашла. "Что это такое, Галя? Как так можно?" – спросила она меня. Она строгая была, с царственной осанкой. У нее был утонченный вкус, одевалась она безупречно и всегда выделялась из толпы. Я уже была студенткой училища, когда ходила к ней заниматься. Она занималась со мной до самой моей поездки в консерваторию. Она была мне и учителем, и другом.  Я с большой благодарностью вспоминаю о ней. Благодаря ей я оказалась на великой сцене нашего театра.

Надежда Цибудеева:

- У нее был очень четкий распорядок дня. Она не нарушала установленных правил и была великолепной хозяйкой. Очень  вкусно готовила. Все у нее получалось наваристым, вкусным. И даже уже когда каждое движение было – боль, она вставала и сама угощала своей едой. Жила и мыслила по-бурятски, говорила по-бурятски, ела по-бурятски, одевалась по-бурятски. Над костюмами она думала, наверное, по полгода – представляла, рисовала. Одежды у нее было не много, но она всегда была изысканной, из дорогих тканей. Никогда она не позволяла себе одеваться в безвкусное.

Владимир Борисов, заслуженный артист Бурятской АССР:

- Время летит...Я пришел в ансамбль в 1968 году.  Мы девять месяцев в году были на колесах. Приезжали в маленькие клубы – холодные, переодевались за ящиками. Билеты продавали на столике у входа. Людей – полный зал, на печках сидели даже. В день давали по два - три концерта. Потом обратно по 70-80 километров ехали.  Приезжали в 3 - 4 часа утра в какую-нибудь гостиницу, врубали кипятильники – пробки вылетали. Сами себе провода чинили, варили... Вот интересно жили! За двадцать лет работы, я объездил Советский Союз два - три раза. Чимита Григорьевна была не только певицей, но и нашим парторгом. На гастролях она успевала проводить политинформацию. Утром, едва народ соберется в карты играть, она тут же и проведет. Говорила она очень хорошо. Из одного города мы переезжали в другой, была система госконцерта. Сейчас такого, к сожалению, уже нет. 

Эржен Чернова, педагог балета, заслуженный работник культуры Республики Бурятия:

- Ее история – это великая, незабываемая  история  нашего народа. Но я расскажу по соседски. Я помню, как  в наш дом на Проспекте Победы заехал Вандан Бадмаевич Базаров с тремя сыновьями. Мы жили на первом этаже, а он на втором. Целый день на площади в сто квадратных метров стучали молотками – стелили паркет.  Я спала, как убитая, мама же спала, закрыв уши. Потом Вандан Бадмаевич вечерами стал прогуливаться. Как стемнеет, мы, сидя на лавочке, наблюдали, как они прогуливаются с Чимитой Григорьевной. Потом смотрю – ковер несут вдвоем. Мама сказала: "Чимита переселяется к нам, замуж выходит". Она всегда была такая красивая, подтянутая, одетая по последней моде. В ней была стать. Ноги у нее уже тогда болели и спускаться ей было тяжело даже со второго этажа. Мама старалась помогать ей, занимала очередь за молоком и колбасой. В нужный момент подзывала меня, и мне давали колбасу, которую мы относили Чимите Григорьевне.  Когда я родила, Чимита Григорьевна специально спускалась, чтобы забрать мою дочку к себе. Ей так хотелось. "Дайте мне, пожалуйста, Светочку," – говорила она и никто не мог ей отказать, передавая ребенка в ее надежные руки. Иногда она забывала выключать кран. А раньше часто отключали воду, а когда включали...В туалет мы заходили с зонтом. У нас он специально стоял неподалеку. Однажды была ситуация в жизни, когда мне понадобился совет. Она была юридически очень "подкованным" человеком. Я помню, как она сказала: "Там пришел честный человек, обратись к нему, не поленись. Это честный человек". Я помню многих ее знаменитых учениц, которые ходили к ней заниматься. В 1985 году мы переехали, но еще долго "меня тянуло к этим берегам". Я заходила к ней, и она угощала меня чашкой своего крепкого чая. Такого крепкого чая с молоком я, кажется, не пила больше никогда и нигде.

Дулма  Пурбуева, Народная артистка Республики Бурятия:

- Наш педагог в Свердловской консерватории Зоя Васильевна Щёлокова всегда с таким теплом вспоминала Чимиту Григорьевну, все повторяла: "Чимита ко мне просто так не отправляет, самых лучших отбирает, вижу". Все педагоги консерватории очень хорошего мнения были о Чимите Григорьевне, она ведь и активистка была к тому же, обо всех заботилась. Она всегда на собраниях держала последнее слово, умела направлять и защищать артиста. для всех у нее было ласковое, ободряющее слово. Мы росли при ней. Мы с дочкой до сих помним, как ходили к ней в гости. Ее теплота осталась, как будто она жива. Однажды она подарила мне платье из темно-синей парчи. Оно до сих пор у меня хранится. Она это платье очень любила, потому я его так бережно храню. Настолько у нее глубокая эстетика была и понимание всего от природы.

Хажидма Аюржанаева, заслуженная артистка Российской Федерации:

- После восьмого класса я пришла поступать в Музыкальное училище. На вокал брали только с 18 лет, и мы – шесть человек из Аги, поступили отделение по классу домры. После окончания училища я пришла работать в оркестр ансамбля "Байкал". Судьба моя изменилась благодаря Чимите Григорьевне. Она однажды попросила меня спеть что-нибудь народным голосом. Я спела и...стала певицей. И до сих пор пою. Первый раз я выступила, заменив Клавдию Шулунову, когда та заболела и не смогла выехать на гастроли. С Чимитой Григорьевной я занималась у нее дома. О ней я могу говорить много. Она никогда не ругала меня, спокойно делала замечания, поправляла. Она мне как певице дала все.

Юлия Золотоева, заслуженная артистка Республики Бурятия:

- В 1981 году я пришла в ансамбль, соответственно с Чимитой Григорьевной мы работали около 5-6 лет. Концерты "Байкала" всегда оканчивались выступлением главной звезды. И она была мощной финальной точкой, после которой выходил балет. Она относилась к нам, 18-летним девочкам покровительственно, опекала нас. и, конечно. не забывала о политинформации. Однажды в Тбилиси, где мы жили в горах на правительственных дачах, и все вокруг нам было интересно, она созвала нас на собрание. Там она прочла нам лекцию о том, как нужно себя вести в чужой республике и какие тут нравы. Отдельно было сказано о любвеобильности грузинских мужчин. Нам по матерински было сказано не садиться в машины, на провокации не вестись. Поскольку в магазине нередко предлагали расплатиться за покупки и подвезти до дач, она считала необходимым нам, молодым, объяснить и предупредить. Даже нас она запугала. Через дня два она созвала нас и говорит: "Думаете что? Я же сама села в машину!" И смеется. Осень была. В гору пешком из магазина было идти далеко, и она согласилась на предложение сесть в машину. Молодой грузин вез ее и с воодушевлением рассказывал о чем-то. Чимита Григорьевна насторожилась. Она прекрасно выглядела, но к тому времени у нее уже была седая прядь. Ее она и начала доставать из под платочка и выдвигать на лоб. Видя, что не помогает, сообщила: "Я – бабушка", а водитель не верит. Она рассказывала об этом с юмором, который у нее был. Смешной случай приключился на гастролях в Японии. В то время, как в газетах писали, что ансамбль "Байкал" открыл гастроли в Японии, мы все еще сидели в аэропорту города Улан-Удэ. И это продолжалось около двух дней. потому что задержался самолет из Москвы. Нас заперли в депутатской комнате вместе с министром культуры Дамбой Зодбичем Жалсараевым и еще многими нашими выдающимися людьми. Впервые в истории аэрофлота был задержан международный самолет. Японцы ждали нас, не показывая раздражения, но, тем не менее, нам пришлось в самолете давать концерт. Чимита Григорьевна сразу извинилась, что самолет задержался на сутки. А в Японии на правительственном приеме Чимита Григорьевна вручила мэру бутылку водки, которую тот тут же предложил разлить на все 30 присутствующих человек.  Мы были в замешательстве. Чимита Григорьевна доверила эту миссию Дариме Дугдановой, которая просто блестяще справилась с этой задачей. Музыкальный слух ее не подвел. Она начала разливать в ритме вальса: раз-два-три, раз-два-три...Досталось всем, а мэру даже чуть-чуть больше. Чимита Григорьевна ее потом благодарила.  В нашей памяти она навсегда останется величиной, и я благодарна, что она была в моей жизни. Она была очень скромным человеком, несмотря на звания, регалии, звездность. В ужасных гостиницах, в мороз, она никогда не требовала для себя условий, живя в одном номере с нами - простыми, молодыми. Очень замечательный она была человек.

Читайте также