Как запечатлеть монументальность и движение в статике рассказали тувинские мастера

В Улан-Удэ в Художественном музее им. Ц.С. Сампилова открылась выставка мастеров-камнерезов из Тывы «Сокровища времен».
Елена Монтоева
751

25 октября в Улан-Удэ в Художественном музее им. Ц.С. Сампилова открылась выставка мастеров-камнерезов Республики Тыва «Сокровища времен». Представленные на выставке работы художников отличает безупречное владение материалом, будь то бронза, или поделочный камень. В экспозиции снежные барсы, сарлыки, лошади, горные козлы и другие скульптуры, искусно вырезанные из агальматолита и серпентинита. Несмотря на свои небольшие размеры, произведения отличаются образной выразительностью и даже монументальностью.

В Бурятию на открытие выставки приехали три организатора передвижного художественного проекта «Сокровища времен» – художник, скульптор лауреат престижных премий Александр Баранмаа, заслуженный деятель искусств Республики Тыва, выпускник ЛВХПУ им. В. Мухиной скульптор Хеймер-оол Донгак и самобытный мастер-камнерез заслуженный деятель искусств республики Юрий Ооржак.

– Мы привезли более 100 камнерезных работ. Это камень, бронза, керамика, шамот и т. д. Художники традиционного камнерезного искусства находят вдохновение в образах родной природы и животного мира. Мои родители – скотоводы. Все свое детство я провел в тайге, среди животных. В основном, я представил на выставке мелкую пластику. Привез около 60 работ, собранных в течение нескольких лет. Есть даже работа 28-летней давности, – рассказал Хеймер-оол Донгак. – В Туве мастера должны сами добывать материал для произведений. У нас есть залежи мягкого камня агальматолита, который режется ножом. В одной лунке могут быть камни разнообразных оттенков. Художники ищут камень, выбирают. Какой формы камень природа, то такой и выбираем образ. Задача художника увидеть образ скульптуры. Перед началом поиска материала нужно просить разрешение у духов природы.

Современные тувинские художники-камнерезы умудряются запечатлеть монументальность в очень небольшом размере и движение в статике. Декоративно-прикладное искусство, впитало в себя художественные традиции и особенности многих кочевых народов великих степей Евразии, сформировало собственный, «подлинно национальный» язык.

– Больше я экспериментирую с разными материалами для своих произведений: бронза, камень, чугун, агальматолит, серпентинит, речной песчаник и т.д. При работе над шаманистской тематикой сложно создать легкую воздушность из камня, поэтому показать превращение человека в небесных существ можно в бронзе. На выставке представлены не только новые, но и школьные, студенческие работы. Вот, рыбак из шамота. Я использовал два вида глины. После обжига они различаются цветом, – сообщил мастер Александр Баранмаа. – Существует два варианта изготовления скульптур. Первый, когда от формы камня черпаем сюжеты, видим узоры и начинаем фантазировать. Второй вариант, когда задумка сначала реализуется на бумаге, пластилине, а затем под нее ищут материал.

Значительная часть тувинских ремесел издавна связана с обработкой камня. Камнерезное искусство стало одним из главных занятий благодаря богатым минеральным месторождениям. Мастера превращают находки в удивительные произведения искусства.

Третий организатор проекта Юрий Ооржак в юности работал чабаном. Камнерезным искусством овладел самостоятельно.

– Это от природы талантливый человек. Традиционное камнерезное искусство «Чонар-Даш» имеет две разновидности: черное и светлое. Белый это, когда используют агальматолит, а черный цвет – это серпентинит. Залежи этого камня находятся в Улуг-Хемском районе (Центральная Тува – ред.), – отметил Хеймер-оол Донгак. – Юрий Дажыйович больше всего работает именно с этим камнем, потому что ценит его благородный красивый цвет. Он старается сохранить монументальную цельную форму каменного блока. Также он старается придерживаться традиционных композиций, связанных с тувинской жизнью и бытом.

Передвижной художественный проект «Сокровища времен» был организован в 2010 году по инициативе членов ТРО «Союз художников Республики Тыва» ВТОО «Союз художников России» Хеймер-оола Донгака, Юрия Ооржака и Александра Баранмаа. Целью проекта является популяризация тувинского камнерезного искусства, как в России, так и за пределами страны. Выставка уже успела побывать в Красноярске, Кемерово, Новокузнецке, Прокопьевске, Барнауле, Омске, а также в Германии и в Тайване.

Читайте также