Когда мы произносим слова «духовная музыка», то в памяти сразу всплывают имена Генделя и Баха, Бортнянского и Чеснокова. А есть еще и духовные стихи, то, в чем по словам философа Георгий Федотова воплотился «религиозный гений нации». Эти стихи возникли как поэтическое и искреннее освоение народом христианского вероучения. Самый старший по времени стих — «Плач Адама» — был известен еще в XII веке и это народное стихотворчество продолжалось до начала двадцатого века.
А создаются ли сейчас новые духовные произведения?
Специалисты знают о сочинениях Кшиштофа Пендерецкого, Арво Пярта и митрополита Илариона, развитием жанра «духовного стиха» является творчество иеромонаха Романа (составленную из его произведений программу «Молитва» при неизменных аншлагах исполняет народный артист России Олег Погудин).
- Ольга, на своих концертах Вы исполняете духовные произведения современных композиторов. По какому принципу Вы их выбираете?
- Так получилось, что меня на это натолкнула дружба с современными поэтами и композиторами. Недавно мы вместе с композитором Еленой Спас и поэтом Александром Матвеевым записали альбом «Лунный романс». Там были романсы и песни духовного содержания, и мы увидели, что публике «духовные песни» больше нравятся. Например, на концертах все время просили спеть произведение под называнием «Песня сердца. Россия». Мне стало понятно, что надо дальше двигаться в этом направлении и сейчас работаю над новым альбомом, который будет называться «Женщина» и в котором тоже будут произведения, созданные в традиции русского духовного стиха. Вообще помимо работы в опере я очень интересуюсь современными романсами и песнями, мне нравится воплощать в музыке то, о чём хочется сказать сегодня.
- А что Вас привлекает из классической духовной музыки?
- В классическом репертуаре много красивейших духовных произведений, я очень люблю романсы Рахманинова, они удивительно сопереживательны и понятны нашему времени, при этом в них присутствует дух Православия, доброта, мысль о вечности. Очень люблю хоровые произведения Чеснокова, духовную музыку европейских композиторов, Генделя, Перголези, Баха, Верди. Слава Богу много репертуара, это действительно окрыляет, даёт энергию смирения и милосердия, в наше время- это как лекарство для души, которое очень нужно и полезно. Главное не останавливаться на достигнутом.
- Как принимают современную духовную музыку зрители?
- Зрители пишут нам, что эти песни действительно сердечны, они помогают во многих непростых моментах нашей жизни, они вдохновляют и настраивают на самую тончайшую струну души.
17 ноября у нас в Улан-Удэ на сцене Бурятского Драматического Театра им. Х. Намсараева мы будем представлять новые песни на стихи уже полюбившегося нашим слушателям московского поэта Александра Матвеева. На сцену вместе со мной выйдут Лариса Соковикова, москвичка Нина Деменштейн певица из Австрии Марина Лопез ( Мы называем наш творческий квартет Молния –Марина, Ольга, Лариса и Нина). Организатор концерта Бурятская Государственная Филармония и созданный мной культурный Центр «Благость».
- Ольга, Вы поете дома - в Бурятии, поете в Вене, а когда Вас ждать в Москве?
- Я очень надеюсь, что мы встретимся со слушателями 20 февраля уже будущего года в Зеркальном зале Москонцерта. Там прозвучат и арии из опер, и романсы, и современная духовная музыка.