Второго октября в Художественном музее им. Ц. С. Сампилова состоялась специальная процедура приема-передачи коллекции голландской живописи XVII-XIX в. из собрания Приморской государственной картинной галереи. В ней приняли участие директор Приморской картинной галереи Алена Даценко, директор Национального музея Бурятии Татьяна Бороноева, сотрудники музея и СМИ.
Напомним, в связи с празднованием 75-летнего юбилея Приморская галерея предоставила улан-удэнскому музею коллекцию картин, которая называется «Творчество малых голландцев».
Как рассказала Алена Даценко, произведения начинают готовить к перевозке за несколько месяцев: их проверяют, составляют подробный отчет об их состоянии, проводят работы по консервации. Потом для них готовят специальную упаковку, предназначенную для конкретного способа перевозки.
– Это не первый опыт. У нас в год проходит несколько выставок. Мы отдаем кому-то свои произведения, принимаем вещи такого же музейного уровня. Во Владивостоке в мае гостило произведение из Национального музея Бурятии Архипа Куинджи «Закат в степи». Когда коллеги отправляют вещи на выставку, то всегда переживают. Здесь важна работа реставратора, занимающегося подготовкой произведения к выставке. В нашем сознании кажется, что выставка – собрали и поехали. На самом деле, конечно нет, – сообщила она. – Прежде всего идет отбор предметов. Потом их утверждают на реставрационном совете. Ведь реставраторы знают эти вещи, как никто другой. Они следят за их сохранностью, знают больные и уязвимые места. В Национальном музее Бурятии работают профессионалы. Поэтому наши вещи в надежных руках.
В музейном мире существуют общепринятые стандарты, по которым осуществляется работа с картинами, и музей обязуется их выполнять. Также строго прописаны нормы температуры и влажности. Для живописи очень важно соблюдение этих параметров и не позволителен их резкий перепад. Поэтому после прибытия в музей работы остаются в ящиках для акклиматизации в тех помещениях, где они будут выставляться.
– В теплое время года можно перевозить произведения искусств. Эти ящики пришли два дня назад. Мы их сразу не открываем. Они должны привыкнуть к нашей температуре и влажности, – рассказала Татьяна Алексеева, заведующая сектором хранения «Изобразительное искусство». – Состояние при получении и отправке оценивает реставратор. В дальнейшем наши хранители следят за температурно-влажностным режимом, наблюдают за состоянием картин, ведут документацию и составляют отчёты.
Впрочем, как отметила Алена Даценко голландцы добротно писали свои вещи.
– Несмотря на то, что они были созданы в XVII в. сохранность их прекрасна. Вещи, сделанные правильно и по технологии, всегда хорошо держат свое состояние и сохранность. Голландцы для деревянных основ тщательно обрабатывали материал, чтобы не было сучков, которые в последствии могли бы ломать структуру основы. Или как мы говорим «гулять». Если была большая деревянная панель, чтобы ее не вело делали с обратной стороны паркетаж (система укрепления паркетной рамой, состоящей из ряда планок), – отметила Алена Алексеевна. – Вот эти меры, которые принимали голландцы, говорят о тщательном подходе. Который был характерен во всем: в живописи, в жизни, в торговле. Это дает нам видеть вещи практически в первозданном состоянии. Единственное на картине Мушерона, написанной на медной основе, «Нападение кавалерийского отряда на обоз» был утрачен маленький фрагмент. Наш реставратор восстановил его в течение пяти лет.
На выставке «Малые голландцы», которая стартует 5 октября, посетители смогут увидеть все жанры, характерные для голландского искусства XVII-XIX в. В основном, все вещи написаны на деревянной и медной основе. Это было характерно для голландского искусства. Отметим, что медная основа дает другое сцепление краски. Живопись ложится по-другому.
– Это голландская живопись периода расцвета. Именно в это время большое разнообразие жанров и художников. Одни пишут только марины, другие сюжетно-бытовые сцены, третьи занимаются портретом. Происходит расцвет такого жанра, как натюрморт. Искусство в Голландии было демократичным. Оно не существовало только для королевских или царских резиденции. Эти вещи были доступны всем. Каждый бюргер мог себе позволить купить картину, – рассказала директор Приморской галереи. – И когда Петр I впервые посетил Голландию, то посетил мастерские художников и приобрел несколько вещей. Это положило начало коллекционированию морской живописи и живописи голландцев.
Действительно, Россия находится вторая по величине коллекция голландского искусства. Она сосредоточена в Государственном Эрмитаже, но в 1930 году было принято решение о распределении художественных ценностей из ведущих музеев. И таким образом произведения голландских художников поступили в Приморскую картинную галерею.