Министр культуры Бурятии Соелма Дагаева, директор Национального музея республики Татьяна Бороноева, заместитель директора Республиканского центра народного творчества Сергей Доржиев и участники XI Межрегионального смотра деятельности этнокультурных центров коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока из Москвы, Тюмени, Ханты-Мансийска побывали в с. Тарбагатай с целью подготовки к празднованию 400-летия протопопа Аввакума в 2020 году.
До праздничных мероприятий еще год, но организационный комитет активно готовится к предстоящим событиям, которые станут историческими для культуры Бурятии. В 2020 году пройдут: фестивали, конкурсы, встречи, мастер-классы. Также, в поселениях Тарбагатайского района планируется проведение интерактивных программ, направленных на знакомство жителей и гостей республики с культурой старообрядцев Бурятии.
На горе, где стоит поклонный крест протопопу Аввакуму, с вершины которой открывается красивый вид на реку Селенга, гостей из Улан-Удэ и участников Смотра встретили представители отдела культуры администрации Тарбагатайского района и общественный деятель, руководитель ансамбля «Гоп компания», «Судьбинушка» Галина Чебунина. Галина Чебунина рассказала об истории возникновения старообрядцев на территории современной Бурятии, о непростой судьбе протопопа Аввакума, и почему представителей древлеправославия считают воинами Аввакума. Она обратила внимание и на то, что в советское время протопоп Аввакум причислен к лику святых.
Благодаря усилиям Галины Чебуниной, которая в 2000-ом году выступила с докладом с целью включения культуры семейских в список нематериального культурного наследия человечества. В 2001 году в штаб-квартире ЮНЕСКО в г. Париже торжественно объявлено о включении культуры семейских Тарбагатайского района Забайкалья в список шедевров устного нематериального наследия человечества.
Затем делегация отправилась в культурно-досуговый центр села Тарбагатай. Гости познакомились с инсценированным семейским свадебным обрядом, а также побывали в небольшом музее при доме культуры.
После делегация отправилась на экскурсию в музей «Истории культуры старообрядцев» при старообрядческой церкви. Музей был создан в 2001 году отцом Сергием. В нем собрано более 5 тыс. артефактов, которые использовались жителями района в быту в XVII-XX веках.
– Есть старинный механизм водяной мельницы, веялка, плуги и капканы. Вот, лыжи подбитые камусом. Они едут вперед, а назад уже не скользят. А вот у нас целая гора костей древних животных: шерстистых носорог, бизонов и т.д. Мы их не выкапываем, находим после обильных дождей, – рассказал заведующий музеем Александр Палий. – Все эти вещи принесли прихожане из Тарбагатая и соседних деревень. Например, большие чайники из чистой меди, всевозможные самовары, выпущенные до и после 1891 года, телега с деревянной осью и ступа высотой более метра.
Гости также посетили старообрядческий храм в честь Воздвижения честного и животворящего креста. А сотрудники Национального музея Бурятии развернули для участников заседания оргкомитета фотовыставку «За веру и мужество» с фотографиями старообрядцев конца XIX – начала XX веков.
– В собрании Национального музея, наряду с другими коллекциями, достойное место занимает коллекция старообрядческой материальной культуры. Более 200 экспонатов, раскрывающих самобытную культуру семейских Бурятии, – сообщила Саяна Галсанова, заведующая историко-краеведческим центром им. М.Н.Хангалова.
Затем был представлен старинный свадебный обряд. Невесту и жениха выбрали из присутствующих. Под красивые свадебные песни их одели в свадебные наряды. Костюм семейской женщины состоял из нескольких юбок. Рубаха шилась из дорогих тканей. Подъюбник делался с вышивкой, игравшей роль оберега. Сарафан шился выше талии. В «запане» (вид женского передника – ред.) качали детей, переносили вещи. Наряд семейской женщины обязательно украшался янтарем. Янтарь очень ценился. За нитку крупного янтаря в старину можно было приобрести добротный дом. И, наконец, главная составляющая наряда семейской женщины – головной убор – «кичка».
Справка:
Протопоп Аввакум противник церковной реформы, начатой патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем в XVII веке. Крупнейший деятель старообрядчества XVII века, в одной из ссылок шесть лет провел на территории современной Бурятии. На территорию республики первые старообрядцы, несогласные с никонианской церковной реформой, прибыли более 250 лет назад. Бурятия считается одним из центров древлеправославия современной России. В Улан-Удэ находится кафедральный собор Сибирской древлеправославной епархии. А традиционная народная культура семейских старообрядцев Бурятии признана ЮНЕСКО шедевром устного и нематериального наследия человечества.