Из Бурятии в Нидерланды: «Я не хотела делать суп, я хотела читать книгу»

Уроженка Бурятии стала восходящей звездой европейского современного искусства
1270
Уроженка бурятского села Орлик Наталия Папаева живет в Нидерландах с 2013 года. За это время она стала восходящей звездой европейского современного искусства. В прошлом году Наташа закончила Королевскую художественную академию в Гааге.
Ее выпускная работа — видеоперформанс «Ехор» — получила самые высокие оценки от музея современного искусства в Роттердаме, а сама Папаева — приз за лучшую видеоработу. Сейчас девушка участвует в выставках по всей Европе и готовит новые видеоперформансы. «МК в Бурятии» поговорил с Наталией, чтобы узнать, как девушке из маленького бурятского села удалось покорить творческую Европу.

«Поступить в голландскую академию было маминой идеей»

  • После окончания Орликской школы мне удалось поступить в Санкт-Петербургский государственный университет на факультет журналистики. На нашем факультете было три отделения, я училась на рекламиста.  Во время учебы я нашла стажировку в коммуникационном агентстве, куда меня потом взяли на работу. Там я проработала два года, а в 23 — переехала в Голландию.
  • Про художественную академию в Гааге мне рассказала моя мама. Однажды я приехала домой на каникулы, и она показала мне статью о художественном образовании в Нидерландах. Мама сказала, что я должна туда обязательно поступить. Ее идея была классной. Я собрала свое портфолио, и меня взяли на подготовительный год. Потом я продолжила обучение на основном курсе.
  • Меня очень сильно поддержал мой молодой человек из Голландии. Мы познакомились в университете в Питере. Он подошел и спросил, бурятка ли я. Оказалось, что мой будущий муж участвовал в ледовом марафоне на Байкале и прожил полгода в Иркутске. Мы подружились. Когда начали встречаться, встал вопрос, где мы будем жить. Оказалось, что мне было проще переехать к нему, чем ему найти работу в России. Муж работает тележурналистом, недавно он сделал фильм о погибшей под Свердловском группе Дятлова.
  • Нидерланды — это маленькая, густонаселенная и богатая страна. Мне нравится в Нидерландах, потому что здесь развит дизайн и есть художественная тусовка. Здесь живет огромное количество художниц и художников, работающих в разных направлениях. Для меня важно быть среди них, чтобы расти и учиться. Сравнивать Нидерланды и Бурятию трудно. У нас другой регион, с другой религией, климатом и количеством денег. Многие в Европе знают про Монголию, и каждый человек, с которым я говорила, хочет обязательно туда съездить. Когда узнают про Байкал, то наше озеро тоже добавляется в список путешествий.

«Многие плачут и ругают нас, что забыли свой язык» 

  • Я уже давно не живу в Бурятии и скучаю по малой родине. Однажды голландцы попросили меня спеть свою любимую песню на бурятском. Я, конечно же, согласилась, но быстро поняла, что не могу спеть свою любимую песню, потому что я ее просто не помню. На следующий день в своей студии я поставила перед собой камеру и попробовала спеть еще раз. В результате появился перформанс «Ехор». 
  • Я говорю по-бурятски, но не очень хорошо. Мне очень жалко, что все меньше людей говорят на своем родном языке, и мне горько из-за того, что я могу выразить свои мысли и эмоции лучше на иностранных языках, чем на родном бурятском. Я слышу и вижу, что люди в Бурятии пытаются что-то делать для сохранения языка. Но почему-то в моем селе Орлик все больше детей начинают говорить только по-русски. Вся ситуация с нашим языком меня сильно ранит. Поэтому я выразила свое мнение в перформансе очень прямо и резко. И я неслучайно это сделала при помощи «Ехора», потому что это традиционный танец, который объединяет нас. Если исчезнет язык, то и пропадет основная связь между нами. 
  • Люди очень эмоционально и горячо принимают мою работу. Многие плачут и благодарят за честность. Многие ругают нас за то, что мы забыли свой язык. Многие ценят качество видео и исполнения. Говорят, что я хорошая актриса и хорошо пою. Хотя я никогда не играю и не умею петь. Просто умею выражать свои эмоции. В основном люди позитивно относятся к перформансу. Постоянно повторяют, что это настоящее искусство, что мне, конечно, нравится. Многие даже узнают меня на улице, обнимают и говорят: «Я тебя знаю! Ты та певица!».
  • Но, конечно, самую высокую оценку дали моя художественная академия и музей современного искусства в Роттердаме. Мне дали приз за лучшую выпускную работу и приз за лучшую видеоработу в Нидерландах.  Кстати, перформанс показали в Улан-Удэ этим летом. Художница из Бурятии Мария Намолова организовала показ в музее истории города Улан-Удэ. Видео было хорошо принято бурятской аудиторией.

«От моих перформансов обжигаются, как от кипятка

  • Мой второй перформанс был заказан голландской галереей VHGD для выставки  в польском городе Вроцлав. В этом городе каждый год проходит выставка Survival («Выживание») в каком-нибудь заброшенном здании. Художницам/кам дают задание сделать работу специально для выбранного места. В этом году кураторы выбрали старую еврейскую больницу. 
  • Для этого мероприятия я работала с куратором голландской галереи VHGD Ардой Ван Тигелен. Специально для Survival 17 я сделала новую работу, которая называется «Вакуум». Этот проект базируется на культурном коде Бурятии. На видео я читаю мантры. Этот перформанс личный и довольно тревожный. Многие люди не могут смотреть эту работу, потому что они чувствуют, что это видео — близко к ним. Они говорят, что обжигаются, как от кипятка, от этого перформанса, поэтому очень быстро убегают. Этот перформанс снят замечательным оператором Олегом Ревенко. Он также работал над «Ехором».
  • Для меня искусство — это самое интересное занятие в жизни. Оно требует постоянного саморазвития, открытости и вовлеченности в жизнь. Важно не терять чувство реальности и не задирать нос. Художница — это профессия, за которой кроется много труда и рефлексии. Каждый проект — это новый поиск и открытие, в искусстве невозможно долго продержаться только на таланте, но нужно очень много работать, искать и читать. Сила искусства — в умении пробуждать людей, чтобы они могли посмотреть на сложившиеся вещи по-другому. Искусство привносит новые смыслы и ставит под сомнение все, что мы делаем и видим вокруг нас. Очень важно сомневаться и никогда не принимать что-то просто так. Все можно менять, и все меняется. 

Денег нет, Сибири нет, все умерли

  • Про Бурятию в Голландии мало кто знает. Но о пожарах и наводнениях в Сибири много говорят в Европе. Меня проблема пожаров очень сильно волнует, мне снятся кошмары. Я готовлю серию работ о Сибири. Я написала жесткий и радикальный текст, где я говорю, что денег нет, Сибири нет, нет людей, все умерли. Денег нет, Сибири нет, все обуглилось. Денег нет, Сибири нет, все задохнулись. На видео я произношу этот пессимистичный текст и скачу на скакалке, как будто бы читаю детскую считалку. Мы с подругами в детстве целыми днями скакали на скакалке в лесу. Если мы не начнем следить и ухаживать за нашей природой, то может оказаться, что никто больше не будет играть в лесу, где я была с подругами. 
  • Мои родители дали мне, моим сестрам и брату очень счастливое детство. Папа интересуется новыми технологиями, поэтому у нас дома рано появились Интернет и новые телеканалы. Благодаря этому мой мир стал гораздо шире, потому что у меня был неограниченный доступ к информации. Благодаря Интернету я, например, смогла найти себе вуз и программу, которая мне понравилась. Моя мама сделала все, чтобы я стала независимой и самостоятельной женщиной. Она мне всегда говорит, чтобы я прислушивалась к себе и делала то, что я хочу. Например, одна учительница говорила мне, что меня никто не возьмет замуж, потому что я не хотела готовить суп, а вместо этого я хотела читать книгу. Я рассказала об этом маме, и мама сказала мне, что в жизни замужество — это не самое главное. Самое главное — быть счастливой и умной. А говорить подростку о каком-то замужестве  очень странно.

Справка

Студенты и выпускники из Бурятии часто уезжают в другие страны на учебу и стажировки. В этом смысле Наталья Папаева не исключение. На прошлой неделе, например, стало известно, что второкурсник БГУ Герман Добчинов победил в конкурсе грантов для японистов Nikkensei. Он стал стипендиатом правительства Японии. В сентябре Добчинов уезжает в Токио на год учиться в Токийский институт свободных искусств. «Процедура отбора состоит в конкурсе анкет, — рассказал «МК в Бурятии» Герман. — После этого вам сообщают дату и место проведения письменного теста в собеседовании. В моем случае это был Хабаровск. Я поехал, сдал тест, прошел небольшое устное собеседование и вернулся домой. Тест состоит из трех уровней: начального, среднего и продвинутого. Что насчет собеседования, то длится оно около пяти минут, разговариваете в основном насчет ваших целей и планов». 


Карина Пронина. «МК в Бурятии»


Читайте также